«Работа над штрихами – основа для формирования исполнительских навыков аккордеониста»


Автор: Червинская Елена Сергеевна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

«Работа над штрихами – основа для формирования исполнительских навыков аккордеониста»

Краткое описание работы: Одной из основных задач, решаемых в классе аккордеона, является овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. Для этого требуется большая и целенаправленная работа над приёмами звукоизвлечения, развитием слуховых звукокрасочных представлений и их реализацией на инструменте. Уже на начальном периоде обучения следует добиваться качественного звучания инструмента, связывая с образным строем исполняемой музыки и закрепляя определённые движения технического аппарата за определённым характером звукоизвлечения.

 

 

       Одной из основных задач, решаемых в классе аккордеона, является овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. Для этого требуется большая и целенаправленная работа над приёмами звукоизвлечения, развитием слуховых звукокрасочных представлений и их реализацией на инструменте. Уже на начальном периоде обучения следует добиваться качественного звучания инструмента, связывая с образным строем исполняемой музыки и закрепляя определённые движения технического аппарата за определённым характером звукоизвлечения.

      Термин «штрих» в переводе с немецкого «strich» - это черта. В баянной методике существует множество определений понятия «штрих».

       Б. Егоров дает следующее определение: «Штрихи – это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно – смыслового содержания музыкального произведения».

      Ф. Липс предлагает такую формулировку: «Штрих – обусловленный конкретным образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции».

      М. Имханицкий считает, что «штрих – это характерная деталь артикуляции, определяющая в ней меру связности – раздельности и акцентности – беакцентности каждого из сопряженных между собой звуков».

        На баяне – аккордеоне штрих возникает в результате действия специфических приемов игры: скоординированных между собой туше и меховедением. Основополагающим критерием, по которому определяются штрихи, является критерий связности – раздельности, а дополнительным – ударности – безударности.

          Наиболее полная систематизация штрихов дана Б. Н. Егоровым. Он выделил 17 штриховых градаций. На практике наиболее отвечающая конкретным задачам исполнительства представляется классификация Ф. Р. Липса, состоящая из 10 штриховых градаций. В данной классификации вполне возможно четко разграничить две категории штрихов – связных и раздельных, характеризуемых той или иной мерой акцентности либо безакцентности.

         Поскольку же категория раздельных штрихов достаточно обширна, ее, в свою очередь, логично разбить на три зоны по степени краткости или выдержанности разделяемых звуков:

  1. зона связных, «легатных» штрихов – legatissimo, legato, portato, detache;
  2. зона раздельно – выдержанных, «нон легатных» штрихов – tenuto, marcato, non legato;
  3. зона отрывистых, «стаккатных» штрихов – staccato, martele, staccatissimo.

 

         В музыке понятие штриха в последнее время приобрело новое содержание: его границы расширились. Из узкой категории обозначений, употребляемых обычно в технике игры на смычковых инструментах, этот термин стал общемузыкальным.

         Если проследить историю возникновения и развития понятия штриха, то станет ясно: трактовка штриха на разных инструментах чаще всего соотносилась с изменением характера звука в зависимости от определённого движения руки.

         Звук включает в себя три фразы:

- начало (атака звука);

- основную часть (развитие звука);

- окончание (снятие звука).

         Необходимо иметь в виду, что реальное звучание аккордеона и баяна, достигается в результате непосредственной работы пальцев и меха, причём и способы прикосновения пальцев к клавишам, и ведение меха постоянно дополняют друг друга, находятся во взаимной зависимости с конкретно исполняемой музыкой. Атаке звука, как известно, предшествует сигнал, который даётся нашим сознанием, а результате чего происходят целенаправленные движения игрового аппарата.

        Существует три основных способа взаимодействия работы пальцев и ведения меха:

- артикуляция мехом;

- пальцевая артикуляция;

- мехо – пальцевая артикуляция. Разнообразие музыкально – художественных задач требует постоянного чередования всех трёх приёмов звукоизвлечения при атаке звука и его окончания.

 

         Целесообразно выделить четыре основных способа туше:

- нажим;

- толчок;

- удар;  

- скольжение (glissando).

Toncher (фр.) – трогать, прикасаться, ощупывать, осязать. Способы атаки, ведения, снятия и соединения звуков составляют основу технических приёмов звукоизвлечения, из которых произрастает техника исполнения штрихов.

        Музыкальное исполнительство включает в себя целый комплекс штрихов и различных приёмов извлечения. Чтобы не смешивать понятия штриха и приёма, следует определить зону проявления штриха в пределах: связная игра – раздельная игра. Иначе говоря, границы штриха простираются от legato (legatissimo) до staccato (staccatissimo).

        Все штрихи имеют графические обозначения в виде лиг, точек и чёрточек. Штриховые обозначения, указанные композитором, во многом условны и обычно требуют дополнений и уточнений исполнителя, сделанных, разумеется, в соответствии со стилем произведения. От штрихов в немалой степени зависит характер исполнения фразы, её выразительные оттенки. Штрихи, подобранные в соответствии с музыкальным содержанием пьесы, способствуют также и правильному дыханию, артикуляции фразы.

        Наряду с общими проблемами звукоизвлечения, связанными с объективными законами музыкального искусства существуют и сугубо специфические, присущие лишь данному инструменту. Эти проблемы могут быть рассмотрены только в единстве с другими исполнительскими задачами, в тесной связи с техникой, и с художественным образом.

       Работа по формированию основ звукоизвлечения, при правильной организации игрового аппарата, овладении приёмами и штрихами, требует постоянного внимания а процессе обучения игре на инструменте как со стороны педагога, так и в равной степени, и со стороны учащегося.

       Современная музыкальная педагогика обладает достаточным объёмом подходов, систем, способов, методов и приёмов активации творческой деятельности ребёнка, воспитания их музыкальной культуры. Наиболее эффективными методами музыкального развития детей младшего школьного возраста являются методы:

- яркого контраста, сравнения, сопоставления.

- моделирование творческого процесса;

- освоение шумовой, звуковой, музыкальной реальности;

-пластического, графического, мелодичного, ритмического тембрового фантазирования.

        

         Рассмотрим несколько примеров:

  1. Первый штрих, - легато (от итал. «legare» - связывать). При работе над данным штрихом, на уроке обращаею внимание учеников на то, что пальцы располагаются на клавиатуре, кончики пальцев чутко осязают поверхность клавиш; свободная и мягкая кисть вместе с предплечьем, следуя за мелодической линией, помогает работе пальцев. Сила пальцев распределяется равномерно. В момент перед освобождением первой клавиши, нажимается вторая.

      На начальном этапе при исполнении легато, встречаются следующие недостатки: разрыв звуков, наплыв звука на звук как результат отсутствия синхронности движения пальцев с клавиши на клавишу. Встречаются трудности при исполнении повторяющихся звуков.

Как правило у учащихся младших классов первая четверть каждого такта сокращается и происходит разрыв между звуками, в результате чего линия непрерывного легато нарушается, обращаю внимание на то, чтобы ученики не отрывали палец от клавиши на повторяющихся звуках, объясняя, что палец как бы срастается с ней, и клавиша является продолжением пальца.

       

  1. Для показа штриха легатиссимо (от итал. «legare» - связывать, окончание «issimo» - указывает на высшую степень) Главная особенность этого штриха заключается не только в соединении звуков без каких – либо «зазоров» между ними, но и в некоторой мере наслоении каждого из последующих звуков на предыдущий в предельно мягком характере атаки каждого звука.

 

  1. Штрих портато (от итал. «portare» - утверждать, нести) характерен столь же связной игрой, что и легато, но звучание каждого мелодического тона отличается большей активностью атаки за счет более резкого нажима на клавишу и пунктирного, а не плавного ведения меха. Для того, чтобы ученики четко представляли различие между этими штрихами, предлагаю сыграть эпизод какой либо пьесы сначала одним, а потом другим штрихом. Большое внимание при отработке штриха портато уделяю движению меха.

 

  1. Последний из группы «залигованных» штрихов - деташе (фр. «detacher» - отделять). В быстрых темпах штрих деташе переходит в один из приемов игры мехом – тремоло. При работе над данным штрихом следует правильно использовать физиологически естественное движение левой руки – сгибание и разгибание в локтевом суставе, чтобы оно преобразовывалось в чередующиеся смены направления движения меха.

 

      Следующая группа штрихов – «нон легатные» штрихи.

  1. Тенуто (от итал. «tenere» - держать, соблюдать). Этому штриху свойственна небольшая подчеркнутость атаки за счет энергичного нажима ил легкого пальцевого удара и слегка пунктирного ведения меха. Начало звука и его окончания имеют одинаковую форму, отрабатывается точность длительности и сила звуков. Как правило, используем этот штрих в исполнении маршеобразных произведениях.

 

  1. Маркато (от итал. «marcare» - выделять) отличается от тенуто большей акцентировкой каждого звука при той же продолжительности. Происходит интенсивный удар по клавишам при помощи не только пальцев, но и кисти, предплечья и даже плеча. Удар сопровождается синхронным рывком меха. Как и в случае с легато и портато, для наглядного показа этого штриха прошу сыграть поочередно штрихами маркато и тенуто, подчеркивая различие в их исполнении.

 

  1. Нон легато (от итал. «не связно») исполняется, как правило, несколько короче, чем тенуто и маркато, но не менее половины написанной длительности. Штрих исполняется различными, в зависимости от конкретного случая, способами: ударом пальца по клавише, ударом кисти, одновременным ударом кисти и пальца.

 

  1. Для «стаккатной» группы штрихов (от итал. «staccare» - отрывать, отделять) характерно значительное сокращение длительности звука (не менее, чем вдвое), звучание отрывистое. Их можно подразделить на пальцевые, в которых мех распределяется на несколько нот, выполняя соединительную функцию, и меховые – в них движение меха реагирует на каждую ноту.

 

          Безусловно, основными  штрихами являются легато, нон легато, стаккато. Остальные штрихи менее распространены. Однако все штрихи без исключения, являются очень важным средством выразительности в музыке. От характера и качества выполнения штрихов зависит воплощение музыкально - образного содержания и стиля исполняемого произведения.

      Большую роль в формировании культуры звука у обучающихся играют: прослушивание записей мастеров, посещение концертов, а также совместное музицирование педагога с учеником.

       Очень важно научить ребёнка любить инструмент. Как говорил А. Гольденвейзер: «Для каждого исполнителя самое главное – любить свой инструмент, знать все таящие в нем возможности и уметь использовать их наилучшим образом».

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1.Г.И. Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон)»

2.Г. М. Цыпина «Психология музыкальной деятельности»

3.В. В. Крюкова «Музыкальная педагогика»

4.Ф. Брянская «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения»

5.Л.А. Баренбойм «Путь к музицированию».

6. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне.

7. Говорушко П. Основы игры на баяне.- М. - Л., 1969.

8. Егоров Б. к вопросу о систематизации баянных штрихов. // Баян и баянисты. – 1984. - №6.

9. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. РАМ им. Гнесиных, 1997.

10. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М., 1998.