«Музыка в духовно- нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»


Автор: Крылова Ольга Юрьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

«Музыка в духовно- нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Краткое описание работы: Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания и развития, связь семьи и детского сада – дают положительные результаты в вопросах духовно- нравственного и патриотического воспитания детей.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Любинского муниципального района Омской области

«Любинский детский сад № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Семинар  для педагогов:

 

«Музыка в духовно- нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

 

 

 

Подготовила:  Крылова О. Ю.

музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Повышение уровня педагогической компетентности педагогов в вопросах духовно- нравственного и патриотического воспитания дошкольников посредством музыки.

 

 

Задачи:

- углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу духовно- нравственного и патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;

- познакомить с опытом работы музыкального руководителя по данной теме

- обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность.

 

 

 

 

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

 

 

 

 

       В настоящее время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.      

     Духовно-нравственное и патриотическое воспитание – одно из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, а в особенности, теми, кто имеет отношение к подрастающему поколению.        

 Чувство патриотизма. Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из опыта работы по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному селу, культурному прошлому своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду через организацию  НОД, праздников, развлечений, включающие в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой.         

      Сегодня в современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС ДО.      

      Одной из задач ФГОС ДО,  является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.      

         Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира,  духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.           

       В связи с этим, мною были намечены ориентиры по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, с учетом приоритетного направления ДОУ:

 - воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- соблюдение исторической преемственности поколений;

- разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей;

- тесная взаимосвязь с родителями, семьей.               

      Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях – это три важнейших направления в воспитательной работе педагогов. Они неразрывно связаны между собой. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.   

     Сохранить  человеческое в наших детях, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствуют нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его личности.                  

     Главной целью своей педагогической деятельности я считаю нравственно-патриотическое воспитание дошкольника, обогащение его духовного мира через развитие музыкальных способностей, ведь музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовать его нравственный и духовный мир.  

       Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.                   

       В воспитательно-образовательной работе по музыкальному развитию детей, предусмотрены различные виды деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на д.м.и. В своей работе я использую народные игры с пением и движением: «Ловишка», «Гори ясно», «Игра с лентой», в младших группа «Кот и мыши» и др. игры.  Эти игры развивают интерес к пению, память, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт; дети учатся общаться, знакомятся с малыми жанрами народного творчества, приобщаются к народным традициям.

      Детский фольклор прост для исполнения, вместе с тем – это истинная музыка, истинная поэзия. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.     

     Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника – прежде всего воспитание любви и уважения к матери. А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе участвуют в играх, аттракционах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими руками.        

    Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно, воспитанием любви к родной природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.    Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Помимо этого, в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена года»,»Детский альбом»,  А. Вивальди цикл «Времена года», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»,

     В ДОУ проводится множество праздников, связанных с патриотическим воспитанием детей. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества», «9 Мая».  Эта тема любима детьми. Дети знакомятся с патриотическими песнями тех времен и о тех временах, проводим беседы о подвигах советского народа в годы войны. На празднике, посвященному Дню Победы дети  поют военные, патриотические песни. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Песни военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины.          

     «День пожилого человека» - это мероприятие, которое  стало уже традиционным для нашего ДОУ.  В этот день бабушек и дедушек наших воспитанников мы приглашаем к себе в детский сад. Мы готовим для них концерт, стихи, а они вместе с ребятами участвуют в играх, аттракционах.

                            

       Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Они являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Участие родителей в праздниках, утренниках,  работа семейных клубов позволяют искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.                

     Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания и развития, связь семьи и детского сада – дают положительные результаты в вопросах  духовно- нравственного и патриотического воспитания детей.