"Развитие певческих способностей у дошкольников"


Автор: Жанна Эдуардовна Изирушева

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Учебный материал

"Развитие певческих способностей у дошкольников"

Краткое описание работы: Работа над развитием способностей и работа с музыкальным материалом.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и 

развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей

гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка 

оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, в свою очередь, является материальной основой мышления. Вокал может решить даже некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное 

воспитание оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие, но также упражняет и развивает 

его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, 

ребенок укрепляет своё здоровье.
Цель работы: овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.
Задачи:
1. Любовь и желание к певческой деятельности;
2. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
3 Формирование певческих навыков;
4. Развитие исполнительского мастерства;
5. Расширение музыкального кругозора и представления о мире музыки;
6. Развитие детского песенного творчества.

Благодаря вокалу успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: 

эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, темпа. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической 

идеей научить ребенка петь чисто, уверенно, без стеснения, а самое главное получать удовольствия от пения и занятий должен сам ребенок. К этому мы и должны прийти в процессе обучения.
Формирование певческих навыков – один из самых сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитываю, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно 

растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому 

необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голосребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые 

наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса, поэтому главным в работе считаю индивидуальный подход к способностям каждого ребёнка.

Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон голоса, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую 

атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих 

способностей детей.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без 

напряжения, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, следить за гигиеной голоса ребенка, ведь в период взросления происходит формирование голосового аппарата.
Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую 

песню, которая была бы созвучна настроению детей, была доступна для 

исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и 

доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития 

вокальных навыков. После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.

В первую очередь, важно напоминать детям правила поведения при пении

*сидеть (стоять) ровно;
*не сутулиться;
*корпус и шею не напрягать
*голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
*дыхание брать свободно (не разрывать литературного текста, не брать дыхание по среди слова);
*петь естественным голосом, спокойно, избегая форсирования, крика и резкого звучания;
*рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, звука;
*нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Важные вокально-хоровые навыки для работы с дошкольниками:
*дыхание
*звукообразование
*дикция
*чистота интонирования
*ансамбль

Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо понятно донести до ребенка, чтобы он понял, что от него хотят.

В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и 

постепенные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть 

естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения

Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.  

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки.

Работа над песней

(ее условно можно разделить на несколько этапов)

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные приёмы, применяемые мною, подготавливают детей к прослушиванию песни:

  • краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
  • пояснение непонятных слов;
  • вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

2 этап – разучивание песни.

После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор.

На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков.. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне.  

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях.  

Результаты работы

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, я могу говорить, что поставленная цель достигнута:

  • дети любят петь,
  • научились владеть своим голосом,
  • понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
  • научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша
  • научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно. Дети с удовольствием выступают на утренниках перед зрителями.

Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.