«Путешествие по волшебным островам»


Автор: Шаехмурзина Лариса Ульфатовна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«Путешествие по волшебным островам»

Краткое описание работы: Организованная образовательная деятельность по музыке в подготовительной к школе группе (детский сад)

Организованная образовательная деятельность по музыке

в подготовительной к школе группе

«Путешествие по волшебным островам»

Музыкальный руководитель: Шаехмурзина Лариса Ульфатовна

 

Цель: Развивать восприятие музыки и творческие способности детей, через интеграцию различных видов деятельности, формировать музыкальные способности детей.

Задачи:

Образовательные:

- формировать способность самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, расширять словарный запас;

-познакомить детей с творчеством русского композитора М. П. Мусоргского;

Развивающие:

- развивать исполнительское мастерство, побуждать танцевать выразительно, эмоционально, передавать в танцевальных движениях настроение, характер и красоту музыки;

- совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации;

- закреплять  умение  играть  на простейших музыкальных инструментах.

- закреплять вокально-певческие навыки.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к классической музыке, умение видеть прекрасное в окружающей действительности,

- вызывать положительные эмоции, обогащать детей музыкальными впечатлениями.

Оборудование. Музыкальный центр, экран,  видео и аудиозаписи.

Ход занятия(Слайд №1).

Дети входят в зал под музыку С. Соснина "Попрыгаем, побегаем". Выстраиваются полукругом.

Муз. рук. Здравствуйте, Ребята,

Дети: Здравствуйте!

Муз.рук:У нас с вами занятие музыкальное, давайте пропоем приветствие

Пропоем его в начале в мажоре. Сначала я с вами поздороваюсь!

-«Здравствуйте! Здравствуйте!»

А теперь вы (-«Здравствуйте! Здравствуйте!»)

А теперь поздороваемся с вами в миноре!

-«Здравствуйте! Здравствуйте!»

А теперь вы мне ответьте (-«Здравствуйте! Здравствуйте!»)

Муз.рук: А еще, я хочу  научить вас  здороваться по- особенному, используя звуки нашего тела. Наше тело ведь тоже музыкальный инструмент. Мы с вами можем и хлопать и топать и шуршать ладошками и щелкать.

Давайте станем исследователями и найдем звуки нашего тела. Поставили ручки на пояс.

Муз.рук: -Все наше тело тоже инструмент. Мы на нем играем и не замечаем.

Что наши ладошки  хлопают как ложки, (хлопки)   наш животик звучит как барабан ( игра по животику)

Наши губки звонят как звоночки («звоночки»), а коленки словно молоточки

(удары по коленкам)

По щечкам ударяем на барабанчиках играем (хлопки по щечкам).

А теперь мы зашагаем, музыкантами мы станем ( шагают), поклонимся друзья.

Муз. рук. Я вижу у вас хорошее настроение. Сегодня у нас будет необычное занятие, т. к. я вам предлагаю отправиться в путешествие по волшебным островам. Вы любите путешествовать?

А чтобы наше волшебное путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами и мы все тоже станем волшебниками. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!

 

Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»

Раз – я вижу конфету, за правой щекой. (Дети прячут язык за правую щёку)

Два – я вижу конфету за левой щекой.(Дети прячут язык за левую щёку)

Три – не вижу конфеты я никакой! (Дети открывают широко рот)

Конфеткой угостились, (Дети облизываются)

И в волшебников превратились. (Покружиться под музыку).

Муз. рук. Пора нам отправляться в путь.

(Слайд №2)  Карта островов.

Мы с вами будем путешествовать вот по этой карте.

(Обратить внимание детей на карту с волшебными островами).

Но как нам попасть на первый остров?(Ответы детей)

Ребята, мы же с вами волшебники и можем превращаться в кого захотим. Давайте мы с вами превратимся в подводных обитателей и доберёмся до острова. Под красивую музыку вы будете плыть, а как только музыка остановится, вы тоже должны замереть в позе подводного обитателя и сказать мне, в кого вы превратились, чтобы доплыть до острова.

Итак, поплыли!

Музыкально – подвижная игра на воображение «Подводные обитатели»

(Дети двигаются под музыку, изображая подводных обитателей. С окончанием музыки они рассказывают, кого они изображают.)

Ну, вот мы с вами и попали на первый остров. (включить музыку ещё раз и пригласить детей «проплыть» на стульчики).

(Слайд №3) Остров1"Выставка музыкальных картин"

Муз. рук: посмотрите, мы попали на остров, на котором проходит выставка музыкальных картин.

– Ребята, ответьте мне, а кто рисует картины? (художники) -Чем рисуют художники? (красками, карандашами)

– Как вы думаете, можно ли нарисовать музыкальную картину ? (Ответы детей).

- Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

- Ребята,  кто сочиняет песни, которые вы поете и музыку, которую вы слушаете?(композиторы).

– Что используют композиторы, чтобы сочинить  свои музыкальные произведения?  (звуки).

Ребята, оказывается,  композиторы используют звуки, чтобы  нарисовать музыкальные картины!!!!

Сегодня мы с вами рассмотрим Музыкальную картину, которую нарисовал звуками известный  русский композитор, которого даже зовут по-сказочному – Модест Петрович Мусоргский. (Слайд №4).

А дело было так. Был у Модеста Петровича близкий друг – художник и архитектор . Звали его Виктор Александрович Гартман. (Слайд №5).

И вот однажды друзья художника решили организовать выставку его работ. На выставку пришел и Модест Петрович Мусоргский. Работы художника Гартмана очень понравились композитору Мусоргскому, и он решил создать музыкальную произведение, посвященное этой самой выставке.  Он сочинил музыкальный альбом, который так и назвал «Картинки с выставки». Музыкальный альбом  состоит из 10 небольших пьес.(Слайд №6)

Очень интересную сказочную музыкальную картину решил написать Мусоргский, когда увидел на выставке рисунок   бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. (Слайд №7) А кто хозяйка избушки?

– Хозяйка избушки на курьих ножках – Баба Яга! Вы видите ее на рисунке? (Нет)

Композитор немного пофантазировал и изобразил в пьесе эту самую хозяйку избушки на курьих ножках – Бабу Ягу. Сейчас мы с вами прослушаем это произведение. Оно так и называется «Баба-Яга».

Вы постарайтесь внимательно прослушать музыку, представить Бабу-Ягу и затем описать ее. 

Слушание «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»

Вопросы для беседы:

- Какой характер у Бабы Яги, какая она? ( страшная , злая, вредная и даже коварная)

- Какими музыкальными красками  рисует композитор образ Бабы Яги? То есть, какие были  звуки  (резкие, громкие, отрывистые…)

-Как вы думаете, композитору удалось с помощью музыкальных звуков нарисовать настоящую музыкальную картину? (Да)

- Интересная получилась картина?(Да)

 

Муз. рук:   -Ну что ж, ребята,  мы с вами побывали на острове «Выставка музыкальных картин» и теперь нам пора отправляться  в путь на следующий остров.

(Слайд №8)    (Острова)

 А чтобы попасть на второй остров, давайте мы с вами превратимся в перелетных  птиц и перелетим с одного острова на другой.

Музыкально – подвижная игра на воображение «Перелётные птицы»

(Дети двигаются под музыку, изображая перелётных птиц. )

(Слайд №9)«Остров волшебных звуков»

Муз. рук. : Ну, вот мы с вами и попали на 2-й остров  «Волшебных звуков». Посмотрите, какие необычные деревья на этом острове. Что растет на деревьях на этом острове?  (Музыкальные инструменты)

Муз. рук: Какие музыкальные  инструменты  растут на этом дереве? (колокольчик, бубен, ложки, трещотка).

 А теперь мы поиграем в игру «Угадай инструмент»

Проводится музыкально - дидактическая игра «Угадай инструмент»

(дети должны угадать какой инструмент звучит).

Муз рук: Ребята, молодцы, угадали все инструменты.

А сейчас инструменты все возьмём

С ними мы играть начнём.

Игра на ДМИ «Летка-Енька»

Муз рук: Молодцы, ребята! Давайте, сложим музыкальные инструменты и встанем на свои места. Посмотрите на экран, нам нужно отправится на следующий волшебный остров.

(Слайд  №10)    (Острова)

А добраться туда мы сможем только с помощью весёлого  танца, который поднимает всем  настроение.

Танец "Мама Мария"

Муз рук: Ребята, этот весёлый танец разжёг в нас горячий огонь. Давайте мы его немого потушим, проделаем упражнение «Задуй свечу»

 

Дыхательная гимнастика «Задуй свечу»

А теперь посмотрите, на каком острове мы оказались!

(Слайд  №11) Остров 3 "Домисолька"

Муз. рук: Вот мы с вами на острове , который называется «Домисолька».

 На этом острове живут различные песни.

-Вы любите петь песни? (Ответы детей).

-Тогда,  послушайте вступление и назовите, какую  песню мы будем с вами петь.(Звучит вступление к песне «Добрая милая мама»).

-Давайте для начала мы вспомним, какая песня по характеру?

Муз. рук: А теперь мы исполним песню в характере- нежно, ласково и с любовью к своим мамам!

Исполняют  песню «Добрая милая мама».

Муз. рук: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие по волшебным островам, нам надо возвращаться в детский сад. Вы зажмурьте глаза, а я прочитаю волшебные слова.

Раз, два, три – повернись,   Волшебство остановись!

(Под музыку дети кружатся вокруг себя)

Вот мы с вами и вернулись. Ребята, по каким волшебным островам мы сегодня путешествовали? 

(Остров «Выставка музыкальных картин»,

Остров   «Остров волшебных звуков»,  Остров   «Домисолька»).

 Молодцы, я хочу вас поблагодарить, вы были все дружны, внимательны, старались красиво петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Вам понравилось путешествие по волшебным островам?

Давайте с вами попрощаемся!

(Слайд12)

Муз. рук:  «До свидания, ребята!»   Дети: «До свидания»!

Вставайте все друг за другом и  музыку пройдём в группу.

Звучит музыка, дети выходят из музыкального зала.