" Воспитание ребенка средствами музыки"


Автор: ирина Михайловна Кузнецова

Руководитель: Ляляева Татьяна Владимировна

Должность руководителя: Заведующая

Место работы руководителя: МБДОУ " Детский сад 117"

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

" Воспитание ребенка средствами музыки"

Краткое описание работы: В работе приводятся разнообразные игровые приемы, которые стимулируют интерес детей к музыкальной деятельности.

 « Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия», -считал Людвиг ванн Бетховен. Дмитрий Шостакович об огромном значении музыки говорил: « Музыка вызывает к жизни еще слабые и не осознанные слушателями мысли и чувства и очищает их от мелкого и случайного. Она поднимает человека, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние силы и свое большое призвание». Эти слова, конечно, больше относятся к юношеству, но и у маленьких детей музыка вызывает эмоциональный  отклик, стремление к действию, хотя эти переживания еще слабы и не совсем осознаны. Ранние музыкальные впечатления запоминаются порой на всю жизнь. « То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». … « Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека», - так писал выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский. Насколько успешен будет процесс воспитания, зависит от умения, творческого потенциала педагога, от того, какие формы работы он использует, какие способы  и средства при этом являются преобладающими, какие методы и приемы он считает наиболее эффективными и приемлемыми, т.е. какова его концепция. Моя концепция: хорошо воспитать – больше играть.

В своей практике я постоянно использую игровые приемы, которые стимулируют интерес детей к музыкальной деятельности, будят воображение, активизируют творческие проявления, побуждают к сопереживанию. Перечислю некоторые из них.

Говорящий бубен. Бубен хвалит  детей за правильно выполненное задание ( « Ум—ни-ца», «хо-ро-шо!» и т.д.). Дети, внимательно слушая удары бубна, могут отгадать, кА он их похвалил.

Чудо-палочка. Стучит позади тех детей, которые умеют быстро и красиво встать в круг. Обычно это интересный ритм. Все дети повторяют его.

Вежливый металлофон. После каждого правильного ответа детей о характере музыки, металлофон благодарит детей  - используется прием « глиссандо».

Забавные игрушки. Зверушки «прыгают» прямо в руки хорошо поющим детям или садятся им на плечо – они тоже любят, когда песня звучит чисто и выразительно.

Угощаем пирожками. Малыши очень любят « угощать» всех пирожками после исполнения песни « Пирожки», муз. Филиппенко. Они кладут воспитателю в руки пирожок и сообщают, с какой он начинкой. Можно угостить и любимые игрушки.

Позвони маме. По игрушечному телефону можно « позвонить» маме на работу и спеть что-то приятное, ласковое, нежное, например: « Мамочка моя, я люблю тебя! Маме помогу, полы я подмету».

Медведи – соседи. Музыкальный руководитель обращается к детям: « А вот пришли два добрых медведя ( мягкие игрушки), которые очень любят петь» Затем читает стихотворение В. Столяровой:

Сказал медведь медведю:

« Мы лучшие соседи,

Не будем мы реветь,

А будем песни петь!».

Помимо различных игровых приемов, используемых на музыкальных занятиях, я практикую тематические занятия-игры. В таких занятиях обычно присутствуют все части, присущие типовым музыкальным занятиям, но они связаны единым игровым сюжетом. То дети попадают « В гости к доброй фее», то оказываются « На вернисаже у Колобка». А как весело и интересно в «Стране Шутляндии»!.

В «Музее забытых вещей» дети обнаруживают экспонаты – вещи, которые позабыли персонажи праздников и развлечений. Вот шляпа- цилиндр, которую оставилдрессировщик, - дети превращаются в дрессированных зверей, а воспитатель становится дрессировщицей. В сумке, которую забыл почтальон Печкин, лежат различные фотографии в конвертах. На них и хомячок, и гномик, и маленький муравьишка. Как тут не спеть любимые песни (« Хомячок», муз. и сл. Л. Абелян, « Пестрый колпачок», муз. Г. Струве, « Про меня и муравья», муз. Л. Абелян.)                     

Так, занимаясь, наши дети реализуют свои игровые пристрастия, а мы, педагоги, решаем множество задач, которые требуют от нас мобилизации умственных способностей, проявления творчества, фантазии, умения контактировать друг с другом.