Формирование навыка работы с большим объемом информации через реализацию современных образовательных технологий на уроках предметной области «Искусство»


Автор: Марина Васильевна Чукреева

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Формирование навыка работы с большим объемом информации через реализацию современных образовательных технологий на уроках предметной области «Искусство»

Краткое описание работы: Статья с конкретными примерами использования вариантов работы с информацией на уроках музыки и МХК

 

Достижение одной из главных целей современного школьного образования – создание условий для овладения интеллектуальными общеучебными умениями, навыками и способами деятельности, предполагает знакомство учащихся с большим объемом новых знаний (понятий, терминов, имен собственных, сложных определений) зачастую в рамках тем, рассчитанных всего на один урок.

Ярким тому подтверждением являются предметы образовательной области Искусство: музыка, искусство, мировая художественная культура, охватывающие порой всего за один учебный час главные характеристики, периодизацию и отличительные черты целого художественного направления или эпохи, выделяя при этом ряд конкретных названий и значимых персоналий.

Все это предполагает использование на уроках конкретных педагогических технологий (их элементов), помогающих сориентироваться в предлагаемом для изучения материале, сделать его восприятие посильным, а использование – эффективным.

Одной из таких технологий может стать использование опорно–логических сигналов и конспектов уроков (ЛОС и ЛОК), основанная на методе интеллект-карт, который был предложен американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном (с англ."mind maps").

 Использование  данной технологии направлено на решение проблем, источником которых являются когнитивные затруднения обучающихся. Автор методики предполагает, что улучшение познавательной деятельности и осознания  учебного материала станет возможным, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми.

Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления он позволяет:

  • более глубже изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
  • вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
  • разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
  • развивать креативность школьников;
  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
  • формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);
  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
  • ускорять процесс обучения;
  • формировать организационно деятельностные умения;
  • формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;
  • учить учащихся решать проблемы.          

Учитывая специфику предметов образовательной области Искусство (охват большого объема материала на уроке, сложная терминология, отсутствие учебников и др.), применение данной технологии позволит повысить эффективность процесса обучения и воспитания.

В основе построения интеллект-карт лежат несколько законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Так, Тони Бьюзен делит законы на две группы.

законы построения интеллект - карт

законы содержания и оформления

  • использование эмфазы (выразительности)
  • использование ассоциаций
  • ясность в выражении мыслей
  • вырабатывайте собственного стиля

законы структуры

  • соблюдение иерархии мыслей
  • использование последовательности в изложении мыслей

           Понимая, что приведённые утверждения допускают множественные интерпретации, автор методики конкретизирует первые три закона. В частности, для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации:

  • всегда использовать центральный образ;
  • как можно чаще использовать графические образы;
  • для центрального образа используйте три и более цветов;
  • чаще придавать изображению объём, а также использовать выпуклые буквы;
  • пользоваться синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);
  • варьировать размеры букв, толщину линий и масштаб графики;
  • стремиться к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;
  • стремиться к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект - карты было соответствующим.

           Данные рекомендации позволяют выстраивать стиль построения интеллект-карт, отражающий неповторимый стиль мышления.

          Опираясь на предлагаемые рекомендации, учитель-предметник имеет возможность реализовать данную технологию через собственные разработки, которыми могут стать:

  1. Серии интеллект – карт к конкретным темам и урокам курса.

Они представляют собой подобие схемы, которые чаще составляются по ходу урока

 на доске, начиная с ключевых понятий (либо названия темы) и заканчивая распределением всего набора предлагаемых в данной теме терминов и имен собственных по нужным направлениям.

     Неоспоримым достоинством предложенной методики является и то, что подобные схемы являются динамичными и предполагают большие возможности для вариативного подхода в процессе работы с ней. 

  1. Опорно - логические конспекты (ЛОК) для индивидуальной работы, позволяющие обучающемуся:
  • сориентироваться в многообразии новых понятий и терминов;
  • научиться выделять главное в теме урока;
  • устанавливать взаимосвязи;
  • уметь составлять логический план ответа;
  • формировать речевую культуру;
  • вырабатывать навык эстетически грамотного оформления своей работы.

         Необходимо отметить и то, что задания ЛОК носят дифференцированный характер и содержат разнообразные формы организации образовательного процесса, предусматривая:

  • проверку ранее изученного материала;
  • изучение и закрепление нового;
  • варианты работы с электронными носителями и работе с ресурсами сети интернет в режиме on-line , текстом учебника и художественной литературой;
  • творческие задания.

    Приведем пример опорно-логического конспекта (ЛОК) в 6 классе по теме «Претворение творческого воображения в произведениях искусства»

 

Дата_________  ФИ________________________________________________  класс______

 

  1. Как ты считаешь, необходимы ли творческое воображение и фантазия для создания произведения искусства?               да/нет
  1. 2.      Как  называют человека,  который любит мечтать и верит в идеалы?

                  а) оптимист          б) романтик           в) критик

Искусство – память человечества  (с.       )

  1. Богинями чего были древнегреческие Лета и Мнемосина?  (см.учебник)

       Мнемосина - _____________________________________________

       Лета - ___________________________________________________            

  1. Сколько муз было у древних греков?  ________
  2.                М.П.Мусоргский. «Старый замок». Из фортепианного цикла

                                                        «Картинки с выставки».

1)      Каким, слушая произведение, ты представляешь замок? _____________

____________________________________________________________________

2)      Какие средства музыкальной выразительности участвуют в создании музыкального образа? (см.учебник) ______________________________

____________________________________________________________________

  1. 6.      Перечисли важнейшие культурные эпохи (см.учебник):

1) ________________________________    4) ________________________________

2) ________________________________    5) ________________________________

3) ________________________________    6) ________________________________

  1. 7.      Как ты думаешь, помогает ли искусство хранить историческую память и лучше понимать прошлое и настоящее?           да/нет

 

Эффективность применения интеллект - карт можно легко проследить на примере проверочных работ на параллели по классам. Взяв для примера самостоятельную (проверочную) работу по какой-либо теме, необходимо в одном из классов провести ее по традиционной технологии, а в других – с самостоятельным заполнением  ЛОК с применением технологии интеллект – карт. Как показывает практика, полученные после проверки данные позволяют сделать следующие выводы:

  • при 100% качестве обученности процент успешности выполнения работы с применением интеллект - карт выше, чем при выполнении работы без использования ЛОК;
  • средний балл выполнения работы, проводимой в классах с заполнением ЛОК выше, чем по традиционной технологии;
  • технология применения интеллект – карт  позволяет добиваться более высоких результатов в обучении, повышает эффективность урока, доказывая тем самым свою целесообразность.

Одной из ведущих технологий  при выделении и закреплении ключевых направлений и понятий можно считать информационно-коммуникационные технологии, широкое применение которых позволяет решать основные задачи уроков образовательной области Искусство, в том числе и организацию восприятия учащимися художественного образа в процессе общения с тем или иным произведением. 

     Использование ИКТ также способствует привитию устойчивого интереса к предмету, повышению мотивации учения, индивидуализированному подходу, организации и эффективности восприятия художественного образа (произведения искусства), формированию мировоззрения и расширению кругозора, развитию творческих способностей, созданию благоприятного эмоционального фона, выработке умения практически воплощать свои идеи (создание фильмов при защите проектов).

     Для достижения максимальной эффективности применения ИКТ необходима серьёзная подготовительная работа, которая предполагает следующие этапы:

  • отбор и просмотр (прослушивание) необходимого материала;
  • дозировка его подачи (точные временные промежутки, частота использования);
  • разработка системы заданий для учащихся.

     Разработаны авторские методические материалы вариантов работы с ИКТ, особое предпочтение при работе с которыми уделяется просмотру  фильмов и фрагментов фильмов. Их можно классифицировать по следующим направлениям:

  • учебные (они, как правило, имеются в школьной медиатеке, н-р, “Что такое искусство?”, “Художественная культура Месопотамии”, “Архитектура России XVIII - XIX веков”, “Третьяковская галерея” и др.);
  • записи театральных постановок, включая оперу и балет (С.Прокофьев “Каменный цветок”, Р. Щедрин “Конёк – горбунок” и многие другие);
  • документально – публицистические; научно – популярные;
  • мультипликационные (“Аргонавты”, “Возвращение с Олимпа”, “Прометей” и др.);
  • любительские съёмки (Каирский музей изобр. искусств. “Сокровища Тутанхамона”).    

Отдельно хотелось бы отметить серии фильмов, вышедших под названием “Загадки истории”, “Древний Египет. Великое открытие” и “Великие Египтяне”, которые можно назвать “реконструкцией событий”; а также удачное использование в преподавании курса мировой художественной культуры цикла видеосюжетов “80 чудес света” (режиссер и постановщик Ден Крикшенк) и научно – популярных фильмов серии “Наследие человечества” издательства DeAGOSTINI.

 Инновационным в работе можно считать достаточно эффективное использование фрагментов художественных фильмов, которые подобраны к конкретным темам, характеризующим определенную эпоху, стиль или направление в искусстве. Например:

тема

название художественного фильма

Визитная карточка Киева (электив).

“За двумя зайцами”

Легенды, прошедшие сквозь века (внеклассное мероприятие по предмету).

“Ясон и аргонавты”

Древнегреческий эпос. Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

“Троя”     “Елена Троянская” “Приключения Одиссея”

Изобразительное искусство Древней Руси.

“Андрей Рублёв”

Искусство России на рубеже 19 – 20 веков. “Русские сезоны” Дягилева.

“Анна Павлова”

Творчество С.В.Рахманинова.

“Ветка сирени”

Искусство символизма.

                  “Код да Винчи”

Соцреализм в искусстве 20 века.

“Собачье сердце”   “Мастер и Маргарита”

Взлет и падение Вавилона.

“Александр”

Искусство Японии: красота простоты и естественности.

“Мемуары Гейши”

Обращение к художественным фильмам в данном случае позволяет осуществлять прием “погружения в атмосферу”, который достигается:

  • блестящей игрой актерского состава;
  •  оказывает сильное эмоциональное воздействие;
  •  способствует созданию ярких образов;
  •  помогает взглянуть на происходящие события глазами главного героя, создает “эффект присутствия”.

         Несомненно, такой прием позволяет учащимся более глубоко и осмысленно воспринимать изучаемый материал, а также поддерживает интерес к предмету. При работе с художественным фильмом необходимо опираться на следующие критерии:

  • художественная ценность выбранного фрагмента (фильма в целом);
  • уместность и корректность использования данного материала на уроке;
  • грамотный отбор материала;
  • тщательная подготовка к использованию на уроке (постановка цели просмотра, предполагаемый результат, задания для учащихся и т.д.).

   Достаточно успешно проходят уроки и с использованием электронных учебников, работа с которыми предполагает решение следующих задач:

  • знакомство учащихся с возможностями (вариантами) работы при использовании данного электронного учебника (“Энциклопедия классической музыки”);
  • поиск информации при подготовке домашнего задания, составления презентаций, а также опорных конспектов (“Шедевры русской живописи”);
  • оперативный контроль ЗУН (“МХК 10 – 11 класс”).

Учитывая все преимущества работы с ИКТ, необходимо помнить, что каждый учебный предмет имеет свою специфику, а урок мировой художественной культуры предполагает непосредственное общение учащихся с произведением искусства. Поэтому чрезмерное использование сети Интернет и электронных учебников на уроках МХК нежелательно, но для достижения высокого качества и эффективности в работе необходимо.

Разработка методических материалов предполагает содержание различных форм и вариантов работы, предусматривают дифференцированный подход. Они могут быть включены в ЛОК того или иного урока, либо представлять являться самостоятельным продуктом, направленным на  выявление:

  • уровня усвоения нового материала;
  • сформированности навыка работы по заданному алгоритму;
  • умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • способности формировать собственное суждение об увиденном (услышанном) и отстаивать свою точку зрения;
  • развития творческого потенциала учащихся.

 

     Одной из наиболее «трудоемких», но высокоэффективных в использовании при работе с большим объемом информации, можно считать так называемую культуровоспитывающую технологию (ее элементов), основой которой является комплексный подбор произведений искусства в рамках изучения определенной темы, что позволяет:

  • создавать более целостное восприятие того или иного художественного образа;
  • формировать умение ориентироваться  в классическом наследии и современном культурном процессе;
    • учиться составлять и выражать собственное суждение о произведениях классики и современного искусства;
      • развивать самостоятельное художественное творчество;
      • организовать личный и коллективный досуг.

          Примером данной технологии может служить урок на тему «Художественная культура Месопотамии. Взлёт и падение Вавилона», на котором будет уместно использование следующих произведений:

  • Ворота богини Иштар (архитектура, Берлинский музей);
  • Иван Ефремов «Таис Афинская» (литература, роман);
  • х/ф «Александр» режиссёр Оливер Стоун (кино, фрагмент фильма - торжественный вход Александра и его армии через парадные ворота в город после победы над Дарием).

       Приведем другой пример подбора в рамках урока  по теме «Архитектурный облик западноевропейского Средневековья. Готический стиль»:

  • Собор Парижской Богоматери – архитектура, Париж:
  • «Собор Парижской Богоматери» – литература, роман Виктора Гюго (описание готического стиля на примере собора, собор – главный персонаж романа);
  • «Собор Парижской Богоматери» (Notre-Dame de Paris) –мюзикл  Риккардо Коччанте;
  • «Эсмеральда» - балет Ц.Пуни;
  • «Горбун из Нотр - Дама» -  м/ф студии Дисней.

   Особая ценность таких уроков определяется следующими показателями:

  • обучение идёт через текст литературного произведения или сюжет художественного фильма по мотивам литературной классики («нас учит книга»), что очень важно, так как учащимися гораздо легче воспринимается зрительный или музыкальный ряд;
  • появляется заинтересованность и потребность прочитать/посмотреть/послушать (перечитать/пересмотреть) то или иное произведение.

          Следует отметить необходимость компетентного и  грамотного подхода при отборе литературного материала, выступающего в качестве учебного; определения возможных вариантов работы с ним. Приведем некоторые примеры произведений литературы, уместных для использования в работе на уроках МХК:

Тема урока

Произведение художественной литературы

Мегалитическая архитектура

первобытного мира.

К.Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Собака Баскервилей»

Крито–Микенское искусство.

И.Ефремов «Таис Афинская»

Художественная культура Древней Греции.

Гомер. Илиада. Одиссея.

Н.Кун. Мифы Древней Греции.

Легендарная Троя.

Культура Древнего Египта. Храм и Космос.

Б.Прус «Фараон» (сравнительная характеристика египетского и греческого храмов, отношение египтян к грекам и Трое и проч.)

Титаны Возрождения.

Гений Леонардо.

Ден Браун «Код да Винчи»

Архитектурный облик западноевропейского средневековья.

Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери»

Соцреализм в искусстве начала XX века.

М.Булгаков «Собачье сердце»

«Мастер и Маргарита»

         Важно осознавать, разрабатывая уроки с применением данной технологии, что учитель не преследует цель убедить в правильности или неоспоримости взглядов автора, навязывая его точку зрения, а создаёт ситуацию погружения в проблему, побуждает к действию и «живому» общению (споры, обсуждение, диспут, активизация этапа «последействия» урока), заставляет мыслить.

     Таким образом, приведенные примеры современных образовательных технологий (их элементов) позволяют учащимся:

  • более  свободно ориентироваться в многообразии понятий и терминов, предлагаемом учебной программой в рамках предметной области Искусство;
  •  научиться выделять и запоминать главное;
  •  определять для себя более важное и значимое;
  •  вырабатывать универсальные навыки работы в объеме информационного образовательного пространства.