Автор: Федорчук Татьяна Николаевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Мастер-класс
Краткое описание работы: Мастер- класс для музыкальных руководителей
Мастер-класс для музыкальных руководителей
на тему: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»
Музыкальный руководитель
ГБДОУ «Детский сад № 35»
Федорчук Татьяна Николаевна
Цель:
Личный вклад в повышение качества образования через трансляцию в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
Задачи:
· Повысить научно-методический уровень компетенции педагогов в развитии музыкальных способностей дошкольников.
· Расширить опыт педагогов в подборе развивающих и дидактических игр, упражнений в формировании ритмических способностей воспитанников ДОУ.
· Побуждать музыкальных руководителей дошкольных учреждений к мыслительной и практической деятельности по внедрению современных форм планирования музыкального воспитания в детском саду.
Ход мастер-класса
Приветствие «Найди похожих»
(игровая, личностно-ориентированная технология)
Цель: Преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочённости.
Муз.рук.:
Я хочу поприветствовать всех, кто отозвался на наше приглашение и пришёл на МО.
А теперь попрошу тех, кого назову вставать для приветствия.
- Приветствую того, кто в семье главный?
- Приветствую того, кто участвует в профессиональных конкурсах?
- Приветствую того, кто пришёл в брюках?
- Приветствую того, кто вовремя оформляет всю документацию?
- Приветствую того, кто сегодня завтракал?
- Приветствую того, кто всегда открыт к поиску и постижению нового в своей профессии?
- Приветствую того, кто в своей работе использует современные педагогические технологии?
- Приветствую того, кто готов активно работать на нашем мастер-классе.
Муз.рук.:
Своё выступление я хочу начать словами К.Д. Ушинского:
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – первоначальная задача обучения».
Ведь все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Поэтому в своей практике я использую игровые приёмы. Знакомя Вас с содержанием этих приёмов, я постараюсь раскрыть их актуальность на сегодняшний день…
Муз.рук.:
(Упражнение «Где логика»)
А сейчас для ввода в тему нашего мастер-класса прошу вас выполнить задание:
Посмотрите на иллюстрации и назовите:
- Что объединяет эти картинки? (Ответ: Ритм)
Муз.рук.:
Да, мы сегодня будем говорить о ритме, а точнее о развитии ритмических способностей у дошкольников.
Музыкально-ритмические способности - это способность активно(двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Б.М.Теплов
Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.
Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.
Я покажу некоторые приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей.
Игры с пением и музыкальным сопровождением
являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.
Муз.рук.:
А сейчас я хочу пригласить всех желающих поучаствовать в мастер-классе.
(Участницы выходят, встают врассыпную, перестраиваются в круг.)
Муз.рук:
Вышли все так ладно, дружно!
Поздороваться нам нужно?
На меня вы посмотрите,
Всё за мною повторите!
(Упражнение «Здравствуйте, ладошки»)
Цель: развитие певческих навыков, чувства ритма.
Задание: В соответствии текста и в такт музыке выполнять движения.
(Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё.
Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения).
Муз.рук:
Так же здороваясь в игровой форме, имена детей можно озвучить звучащими жестами:
Та - ня - два хлопка в ладоши (долгие)
Та-неч-ка – три удара по коленям (короткие)
Муз.рук:
Очень нравиться детям шуточно здороваться, применяя различные интонации: (дети отвечают так же)
- Стоим в кругу, один в середине – ведущий.
«Хитреньким» голосом: «Здравствуйте, субчики-голубчики»,
«Страшным» голосом: «Здравствуйте, детишки»…….
(У детей развивается чувство юмора, что в свою очередь развивает фантазию и интонационную выразительность. Иногда дети придумывают свои смешные приветствия)
Муз.рук:
Эмиль Жак Делькрос говорил «…Ноги лучше других частей тела могут способствовать передаче сознанию ощущения различных длительностей»
(Упражнение « Гусеница»)
( «Большие и маленькие ноги» (№ 22) ст.гр.)
Цель: развитие музыкально-ритмических способностей
(Под музыку1- части «гусеница» идёт большими шагами, под музыку 2 – части – «топотушками»
(поворачиваемся друг за другом, руки на талии у впереди идущего. Начинаем движение с правой ноги, ноги выносим немного в стороны, чтобы не задеть стоящих впереди детей).)
(Упражнение «Дидили, дидили»(р.н.п.)
Цель: учить чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его звучащими жестами
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Машу видели?
Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок (сильную долю, метр) деревянными палочками.
2-я группа:
Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.
Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует (хлопки)
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Катю видели?
Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.
2-я группа:
Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.
Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.
1-я группа:
Дидили, дидили, где вы Дуню видели?
2-я группа:
Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.
В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.
1-я группа:
Дидили, дидили, Ваню вы не видели?
2-я группа:
На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!
На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.
Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
(Упражнение «Комната наша» - с. 7 Подг.гр.)
Цель: учить чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его звучащими жестами .
Задание: Простукивать заданный ритмический рисунок по различным предметам звучащими жестами.
Комната наша –
Прекрасный инструмент!
Она умеет играть в любой момент.
Батареи так звучат…..
Наши шторы так звучат…
И это тоже, тоже музыка, друзья!
(педагог называет какой-нибудь предмет или объект в зале (стул, окно, крышка ф-но, баратея стена, пол и т.д. Стучит по нему отбивая несложный ритмический рисунок. Дети повторяют его используя звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.)
(В зале не должно находится музыкальных и инструментов. Развивается внимание, память, умение находить объекты для звукоизвлечения)
(Такие игры с использованием жестов собственного тела или подручного материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок)
(Упражнение «Колобок»)
(«Этот удивительный ритм» - И. Каплунова, И. Новоскольцева)
Цель: формирование слухового внимания и ритмической активности
Задание: 1)прослушать строчку, определить ритмический рисунок
при помощи звучащих жестов , и моделирование его на доске
при помощи карточек. 2) в подгруппах воспроизвести :
- сильную долю
-метр
-ритм
Колобок, колобок,
У тебя румяный бок.
Ты от бабушки ушёл,
Ты от дедушки ушёл
Задание: нужно прослушать внимательно строчку и выложить ритм при помощи кружочков: большие кружки – ТА, маленькие кружки - ти
Затем, делимся на 3 команды.
Отхлопываем: 1-я команда - сильную долю, 2 – я команда - метр, 3 – я команда - ритм
(СЛАЙД –8)
Игры на воспроизведение ритмического рисунка
(Упражнение «Ритмические обручи»)
Цель: развитие ритмического и слухового внимания
Задание: Пройти по обручам под музыку соблюдая её ритмический рисунок.
(Обручи разложены «Ёлочкой». Становимся друг за другом. Нужно пройти по обручам под музыку, шаги соответствуют длительностям мелодии.)
Муз.рук:
А сейчас немножко отдохнём,
Ритм в словах чудесных мы найдём.
(Упражнение «Соло на ладошках» –
ритмическое лото (настольное)
Цель: развитие ритмического и слухового внимания с опорой на визуализацию.
Задание: Воспроизвести звучащими жестами название предмета и найти ему место на карте с соответствующим графическим изображением ритмического рисунка.
(Участники садятся за столы, где разложены большие карточки с ритмическим рисунком и маленькие карточки с картинками. Названия на маленьких карточках прохлопываются звучащими жестами – ти-ти, ТА-ТА. Нужно правильно заполнить большие карточки. Проверка – на обратной стороне должен сложится «квартет» с желтым кругом в центре).
Упражнение «Передай ритм»
Цель: Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.
Задание: При помощи звучащих жестов тактильно передавать друг другу ритмический рисунок.
Упражнение выполняется сидя за столами.
Вариативность:
(Можно использовать форму – встать друг за другом по кругу, в полукруге, положить руки на плечи впереди стоящего.
Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему, слегка простукивая ритмический рисунок по спине. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.
(Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости)
Логоритмическое упражнение «Хвостатый, хитроватый»
(Стихотворение нужно обыграть при помощи звучащих жестов и звукоподражаний)
- Эй, хвостатый, хитроватый – хлопать в ладоши на каждую четверть
Это ты в ветвях повис – потряхиваем кистями рук
- С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с – прикладываем пальчик к губам
- Эй, хвостатый, хитроватый - хлопать в ладоши на каждую четверть
Это ты в траве шуршишь – потереть ладошку о ладошку
- Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш - прикладываем пальчик к губам
- Эй, хвостатый, хитроватый – хлопать в ладоши на каждую четверть
Не боюсь твоих – «Шу-шу» – погрозить пальчиком
- У-ку-шу – сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев,
Упражнение-танец «Часики»
Цель: развитие ритмического и слухового внимания через танцевальные движения.
Участники садятся на свои места
Муз. рук.:
Большое внимание необходимо уделять планированию педагогического процесса, так как это даёт возможность для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Планирование музыкального воспитания в детском саду
Планирование — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
Муз. рук.:
В своей работе использую следующую форму перспективного и календарного планирования.
Планирование музыкального воспитания в детском саду
Упражнение «Быстро и правильно»
Цель: Побуждать педагогов к мыслительной и практической деятельности по внедрению современных форм планирования музыкального воспитания в детском саду.
Задание: С опорой на предложенный календарно-перспективный план работы в течение месяца в группах старшего дошкольного возраста составить конспект занятия.
Упражнение «Рефлексия»
Цель: Составить отзыв о мероприятии с опорой на свои впечатления и профессиональную компетентность
Задание: Поставить свой знак в ячейке с соответствующей оценкой.
Муз. рук.:
И в завершении мастер-класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.
Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО.
Благодарю за работу и предлагаю:
…Частичку души своей вкладывать
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!