Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме


Автор: Федорчук Татьяна Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

«Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Краткое описание работы: Мастер- класс для музыкальных руководителей

Мастер-класс  для музыкальных руководителей

на тему: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Музыкальный руководитель

ГБДОУ «Детский сад № 35»

Федорчук Татьяна Николаевна

Цель: 

Личный вклад в повышение качества образования через трансляцию в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Задачи:

·         Повысить научно-методический уровень компетенции педагогов в развитии музыкальных способностей дошкольников.

·         Расширить опыт педагогов в подборе развивающих и дидактических игр, упражнений в формировании ритмических способностей воспитанников ДОУ.

·         Побуждать музыкальных руководителей дошкольных учреждений к мыслительной и практической деятельности по внедрению современных форм планирования музыкального воспитания в детском саду.

Ход мастер-класса

 

Приветствие «Найди похожих»

(игровая, личностно-ориентированная технология)

Цель: Преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочённости.

Муз.рук.:

Я хочу поприветствовать всех, кто отозвался на наше приглашение и пришёл на МО.

А теперь попрошу тех, кого назову вставать для приветствия.

- Приветствую того, кто в семье главный?

- Приветствую того, кто участвует в профессиональных конкурсах?

- Приветствую того, кто пришёл в брюках?

- Приветствую того, кто вовремя оформляет всю документацию?

- Приветствую того, кто сегодня завтракал?

- Приветствую того, кто всегда открыт к поиску и постижению нового в своей профессии?

- Приветствую того, кто в своей работе использует современные педагогические технологии?

- Приветствую того, кто готов активно работать на нашем мастер-классе.

Муз.рук.:

Своё выступление я хочу начать словами К.Д. Ушинского:

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – первоначальная задача обучения».

Ведь все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Поэтому в своей практике я использую игровые приёмы. Знакомя Вас с содержанием этих приёмов, я постараюсь раскрыть их актуальность на сегодняшний день…

 

Муз.рук.:

(Упражнение «Где  логика»)

А сейчас для ввода в тему нашего мастер-класса прошу вас выполнить задание:

Посмотрите на иллюстрации и назовите:

- Что объединяет эти картинки?       (Ответ: Ритм)

Муз.рук.:

Да, мы сегодня будем говорить о ритме, а точнее о развитии ритмических способностей у дошкольников.

 

Музыкально-ритмические способности - это способность активно(двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

                  Б.М.Теплов

Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.

 

Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

 Я покажу некоторые приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей.

 

Игры с пением и музыкальным сопровождением

являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.

Муз.рук.:

А сейчас я хочу пригласить всех желающих поучаствовать в мастер-классе.

(Участницы выходят, встают врассыпную, перестраиваются в круг.)

Муз.рук:

Вышли все так ладно, дружно!

Поздороваться нам нужно?

На меня вы посмотрите,

Всё за мною повторите!

                           (Упражнение «Здравствуйте, ладошки»)

Цель: развитие певческих навыков, чувства ритма.

Задание:  В соответствии текста и в такт музыке выполнять движения.

 (Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё.

Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения).

Муз.рук:

Так же здороваясь в игровой форме,  имена детей можно озвучить звучащими жестами:

Та - ня  - два хлопка в ладоши (долгие)

Та-неч-ка – три удара по коленям (короткие)

Муз.рук:

Очень нравиться детям шуточно здороваться, применяя различные интонации: (дети отвечают так же)

- Стоим в кругу, один в середине – ведущий.

«Хитреньким» голосом: «Здравствуйте, субчики-голубчики»,

«Страшным» голосом: «Здравствуйте, детишки»…….

(У детей развивается чувство юмора, что в свою очередь развивает фантазию и интонационную выразительность. Иногда дети придумывают свои смешные приветствия)

Муз.рук:

Эмиль Жак Делькрос говорил «…Ноги лучше других частей тела могут способствовать передаче сознанию ощущения различных длительностей»

(Упражнение « Гусеница»)

                       ( «Большие и маленькие ноги»  (№ 22) ст.гр.)

Цель: развитие музыкально-ритмических способностей     

(Под музыку1- части «гусеница» идёт большими шагами, под музыку 2 – части – «топотушками»

(поворачиваемся друг за другом, руки на талии у впереди идущего. Начинаем движение с правой ноги, ноги выносим немного в стороны, чтобы не задеть стоящих впереди детей).)

(Упражнение «Дидили, дидили»(р.н.п.)

Цель: учить чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его звучащими жестами

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок (сильную долю, метр) деревянными палочками.

2-я группа:

Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует (хлопки)

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.

2-я группа:

Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

2-я группа:

Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.

В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.

1-я группа:

Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

2-я группа:

На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.

Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

(Упражнение «Комната наша» - с. 7 Подг.гр.)

Цель: учить чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его звучащими жестами .

Задание:  Простукивать заданный ритмический рисунок по различным предметам звучащими жестами.

Комната наша –

Прекрасный инструмент!

Она умеет играть в любой момент.

Батареи так звучат…..

Наши шторы так звучат…

И это тоже, тоже музыка, друзья!

(педагог называет какой-нибудь предмет или объект в зале (стул, окно, крышка ф-но, баратея стена, пол и  т.д. Стучит по нему отбивая несложный ритмический рисунок. Дети повторяют его используя звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.)

(В зале не должно находится музыкальных и инструментов. Развивается внимание, память, умение находить объекты для звукоизвлечения)

(Такие игры с использованием жестов собственного тела или подручного материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок)

(Упражнение «Колобок»)

(«Этот удивительный ритм» - И. Каплунова, И. Новоскольцева)

Цель: формирование слухового внимания и ритмической активности

Задание: 1)прослушать строчку, определить ритмический рисунок

 при помощи звучащих жестов ,  и моделирование его на доске

 при помощи карточек. 2) в подгруппах воспроизвести :

- сильную долю

-метр

-ритм

Колобок, колобок,

У тебя румяный бок.

Ты от бабушки ушёл,

Ты от дедушки ушёл

Задание: нужно прослушать внимательно строчку и выложить ритм при помощи кружочков: большие кружки – ТА, маленькие кружки - ти

Затем, делимся на 3 команды.

Отхлопываем: 1-я команда - сильную долю, 2 – я команда - метр, 3 – я команда - ритм

(СЛАЙД –8)

Игры на воспроизведение ритмического рисунка

(Упражнение «Ритмические обручи»)

Цель:  развитие ритмического и слухового внимания

Задание: Пройти по обручам под музыку соблюдая её ритмический рисунок.

(Обручи разложены «Ёлочкой». Становимся друг  за другом. Нужно пройти по обручам под музыку, шаги соответствуют длительностям мелодии.)

Муз.рук:

А сейчас немножко отдохнём,

Ритм в словах чудесных мы найдём.

(Упражнение «Соло на ладошках» –

ритмическое лото (настольное)

Цель:  развитие ритмического и слухового внимания с опорой на визуализацию.

Задание: Воспроизвести звучащими жестами название предмета и найти ему место на карте с соответствующим графическим изображением ритмического рисунка.

(Участники садятся за столы, где разложены большие карточки с ритмическим рисунком и маленькие  карточки с картинками. Названия на маленьких карточках прохлопываются звучащими жестами – ти-ти, ТА-ТА. Нужно правильно заполнить большие карточки. Проверка – на обратной стороне должен сложится «квартет» с желтым кругом в центре).

Упражнение «Передай ритм»

Цель: Развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

Задание: При помощи звучащих жестов  тактильно передавать друг другу ритмический рисунок.

 Упражнение выполняется сидя за столами.

Вариативность:

(Можно использовать форму – встать  друг за другом по кругу, в полукруге, положить руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему, слегка простукивая ритмический рисунок по спине. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.

(Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости)

Логоритмическое упражнение «Хвостатый, хитроватый»

(Стихотворение нужно обыграть при помощи звучащих жестов и звукоподражаний)

- Эй, хвостатый, хитроватый – хлопать в ладоши на каждую четверть

Это ты в ветвях повис – потряхиваем кистями рук

- С-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с – прикладываем пальчик к губам

- Эй, хвостатый, хитроватый - хлопать в ладоши на каждую четверть

Это ты в траве шуршишь – потереть ладошку о ладошку

- Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш - прикладываем пальчик к губам

- Эй, хвостатый, хитроватый – хлопать в ладоши на каждую четверть

Не боюсь твоих – «Шу-шу» – погрозить пальчиком

- У-ку-шу – сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев,       

Упражнение-танец «Часики»

Цель:  развитие ритмического и слухового внимания через танцевальные  движения.

Участники садятся на свои места

Муз. рук.:

Большое внимание необходимо уделять планированию педагогического процесса, так как это даёт возможность для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Планирование музыкального воспитания в детском саду

Планирование — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Муз. рук.:

В своей работе использую следующую форму перспективного и календарного планирования.

 

Планирование музыкального воспитания в детском саду

Упражнение  «Быстро и правильно»

Цель: Побуждать педагогов к мыслительной и практической деятельности по внедрению современных форм планирования музыкального воспитания в детском саду.

Задание: С опорой на предложенный календарно-перспективный план работы в течение месяца в группах старшего дошкольного возраста составить конспект занятия.

Упражнение «Рефлексия»

Цель: Составить отзыв о мероприятии с опорой на  свои впечатления и профессиональную компетентность

Задание: Поставить свой знак в ячейке с соответствующей оценкой.

Муз. рук.:

И в завершении мастер-класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.

Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО.

Благодарю за работу и предлагаю:

Частичку души своей вкладывать

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием зал посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!