"Масленица для малышей"


Автор: Алексейчикова Наталья Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

"Масленица для малышей"

Краткое описание работы: Сценарий (конспект) музыкального занятия в 1-й младшей группе ДОУ, включающего в себя песни, пляски, игры с весёлой куклой Петрушкой.

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к праздничным      традициям  русского народа.

Задачи:

  • Воспитывать гражданскую позицию, гуманизм через приобщение к истокам  русской  народной музыкальной культуры.
  • Обеспечить положительный  эмоционально-психологический настрой.
  • Создать условия для самореализации детей в процессе подготовки к празднику на музыкальном занятии.

Атрибуты:  деревянные ложки всем детям, бубен для взрослого, мольберт, иллюстрации по теме Масленицы, кукла Би-Ба-Бо  Петрушка, картинка с изображением Петрушки, платочки каждому ребенку.

 

Ход занятия.

   Под неторопливую русскую народную мелодию дети за музыкальным руководителем заходят в зал и останавливаются лицом в круг.

Муз.руководитель:  Здравствуйте, ребята.  Какие вы сегодня красивые, улыбчивые, так и хочется с вами поиграть да поплясать. Руки ставьте на бочок,  будет топать каблучок. (Музыкальный руководитель  демонстрирует, а далее воспитатель с детьми выполняет это  движение  «Притопы» под аккомпанемент музыкального руководителя).

Муз.руководитель:  Вот как ножки поплясали, молодцы. А где же ручки у моих ребят?  Вот они (вытягивает вперед руки, дети повторяют движение), к Солнышку поднимаются и зовут его:  Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко, посвети посильней, нас ребят обогрей!(пропевает  а-капелла). Посмотрите, ребята, Солнышко нас услышало и выглянуло (обращает внимание детей на мольберт, где закреплено Солнце), пойдемте скорее к нему поближе. (Дети перемещаются в «спокойную зону» и садятся на стульчики).

Муз.руководитель:  Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года?... На улице холодно, снег везде лежит, людям приходится тепло одеваться. .. Правильно, это Зима.  А после зимы наступит теплая Весна: снег растает,  зазеленеют деревья, станет кругом тепло и можно будет долго гулять на улице. (Слышится стук)

Муз.руководитель: Кто это стучит к нам? …Да это же Петрушка – весёлая игрушка. (надевает на руку куклу и озвучивает его) 

Петрушка: Здравствуйте,  ребятишки: девчонки и мальчишки! Меня зовут Петрушка, я самая-самая русская старинная игрушка.  А вот моя визитка (вручает воспитателю карточку с изображением Петрушки).  А пришел я к вам поиграть, повеселиться. Только вы какие-то маленькие. Наверное, ничего не умеете.

Муз.руководитель: Наши ребята уже подросли. Маленькими они были в прошлом году, а сейчас вот какие стали.

Петрушка:  А я вот их проверю. Скажите мне, детки, какое время года сейчас?

Дети:  Зима!

Петрушка: Ух ты!  Угадали.  А что после зимы наступит?

Дети: Весна!

Петрушка:  И это они знают. Молодцы! А вы знаете, что когда зима заканчивается, а весна приближается, русские люди празднуют Масленицу? А, не знали, не знали.

Муз.руководитель: А ты нам расскажи, Петрушка, научи нас, как праздновать Масленицу.

Петрушка: Ну что ж, слушайте, малыши. (На мольберте иллюстрация «Масленицы») Масленица – это самый веселый народный праздник. Его празднуют, когда прощаются с зимой. И длится он целую неделю. В это время все мамы и бабушки пекут дома блины с маслом. Потому и называется праздник Масленица. А блины-то горячие, круглые, как солнышко. М-м-м, вкусненькие. На Масленицу все ходят друг к другу в гости, угощаются блинами, катаются с ледяных горок, в общем, весело и  шумно  гуляют.

Муз.руководитель: Петрушечка, а ты знаешь какую-нибудь песню про Масленицу?

Петрушка: Ой,  нет, не знаю.

Муз.руководитель: А ты посиди и послушай вместе с ребятами песню. Она так и называется «Эх, Масленица!»(звучит в записи).Ребята, вам понравилась песня? Она  грустная или весёлая?  Спокойная или плясовая?

Дети: Веселая, плясовая, радостная.

Муз.руководитель: А ты, Петрушка, что услышал?

Петрушка: А я слышал про  Масленицу, про танцоров и про горку ледяную. Эх, веселая песня. Надо выучить её.

Муз.руководитель: А ты подпевай вместе с ребятами и выучишь к празднику эту песню. (Второе слушание с подпеванием запомнившихся слов).Все ребята молодцы! Какую весёлую, задорную песню про Масленицу разучили. Мамам дома сегодня споем! Да?  А мы для тебя, Петрушка, хотим еще и в оркестре сыграть. Есть у нас русские народные музыкальные инструменты:  звонкие да расписные, деревянные, резные… Что же это? (Ложки) Наши детки умеют на них играть и тебя научат.

 Оркестр «В ложки бей!»(обратить внимание на правильное положение ложек в руках детей)

Петрушка: Ай да ребятишки! Вот молодцы! Прямо хочется всех вас обнять. Ой, самое главное забыл!  В последний день Масленицы все люди друг у друга прощения просят, обнимаются и прощают друг друга, значит помирились. Вот!

Муз.руководитель:  Ну, это мы умеем: и мириться, и обниматься,  и немного ссориться, сердиться. У нас даже танец такой есть. Мы тебе его сейчас станцуем. Выходите, ребята плясать, выбирайте себе пару.

Пляска «Поссорились-помирились»

Петрушка: Ну что за ребятишки! Просто молодцы! Так мне у вас понравилось, даже уходить не хочется. А пора уже.

Муз.руководитель: Петрушка, задержись на две минуточки. Мы с тобой еще и в прятки поиграем. Есть у нас платочки (воспитатель раздает каждому), мы с ними будем плясать под музыку. А как только музыка закончится, все ребята спрячутся за своим платочком. А ты ходи и ищи, кто не спрятался.

Игра «Прятки с платочками» (2-3 раза)

Петрушка: Вот теперь и прощаться можно. И пел, и плясал, и с ребятами играл. А про какой праздник я вам рассказал? Дети: Про Масленицу!

Петрушка:  Ну, что за дети? Просто чудо! А можно я к вам еще в гости приду? …Спасибо. До свидания. ( Все прощаются и уходят из зала)