Музыкальное доминантное занятие по восприятию музыки для детей 6-7 лет "Где музыка берёт начало"


Автор: Белоносова Галина Фёдоровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Музыкальное доминантное занятие по восприятию музыки для детей 6-7 лет "Где музыка берёт начало"

Краткое описание работы: Знакомство детей со средствами выразительности музыки. Закрепление знаний о жанрах музыки, ритме, интонации, мелодии, темпу. Занятие способствует творческому проявлению детей в разнообразных видах музыкальной исполнительской деятельности.

  

Доминантное занятие по восприятию музыки для детей 6-7 лет

      Программное содержание. Познакомить детей со средствами выразительности музыки. Закрепить знания о жанрах музыки, ритме, интонации, мелодии, тембре. Способствовать творческому проявлению детей в разнообразных видах музыкальной исполнительской деятельности, формированию у них связной речи.

     Материал и оборудование. Программный музыкальный материал: две разнохарактерные песни; музыкально-подвижная игра на развитие чувства ритма; танцы (полька, вальс); упражнения на развитие чувства ритма, ладового чувства (умение различать интонацию в музыке); дидактическая игра на определение чвета музыки.

     Цикл пьес для фортепиано «Времена года» П. Чайковского.

     Художественные слайды к песне «Где музыка берёт начало» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина), слайды для создания игрового момента (цветок с улетающими лепестками), фрагмент фильма «П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки»).

     Детские музыкальные инструменты: кастаньеты, маракасы, металлофоны, ксилофоны, дудочки, свистульки, бубенцы, колокольчики.

     Шапочки к инсценировке песни «Про козлика». Платочки к творческо-двигательной игре «Зеркало».

Ход  занятия

М.р. – Ребята, если вы сейчас внимательно послушаете песню композитора Евгения Крылатова и поэта Юрия Энтина, то поймёте, о чём мы с вами будем сегодня говорить. (Звучит песня «Где музыка берёт начало?») О чём эта песня? О том, что песня берёт начало в горах, лесах, пении птиц, морях, окружающей нас природе. Какие звуки издаёт шум морского прибоя или лесная шелестящая листва – шумовые или музыкальные? Правильно, шумовые. Значит, музыка передаёт шум природы? Нет, музыка передаёт настроение. Музыка – это передача музыкальными звуками чувств и эмоций человека: волнения от вида моря, восторга от рассвета в горах, нежности и ласки по отношению к своим близким. С помощью чего композитор передаёт настроение? С помощью мелодии, ритма, красок звуков. Другими словами, с помощью различных средств музыкальной выразительности музыки.

     Посмотрите на экран – вы видите цветок с разноцветными лепестками. Если вы правильно ответите на вопросы и выполните задания, лепестки будут по одному улетать, а в конце занятия вас ждёт музыкальный сюрприз. Начинаем. Что мы называем душой музыки, основным выражением музыки? Правильно, мелодию. Как зависит характер музыки от мелодии? Если мелодия главная, то музыка напевная, а если в мелодии скачки – музыка более весёлая, радостная. Приведите примеры напевной музыки. (Дети исполняют припев песни «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой). А теперь приведите пример музыки противоположного характера, в мелодии которой слышатся большие скачки. (Дети исполняют с инсценировкой песню «Про Козлика», муз. Г. Струве, сл. В. Семернина).

     Посмотрите на экран: один лепесток улетел, а это значит, что вы правильно ответили на вопросы и выполнили задания, связанные с мелодией.

     Скажите, чем музыка схожа с человеческой речью? Правильно, музыка умеет задавать вопросы и отвечать, разговаривать фразами. Это свойство музыки называется интонацией. Сейчас я сыграю вам музыкальные фрагменты. Услышав в музыке вопрос, хлопните. Услышав в музыке ответ, разведите ладошки.

Звучат фрагменты произведений Л. Бетховена «Соната №2, А. Майкапара «Мотылёк», П. Чайковского «Фея Серебра» из балета «Щелкунчик»

     Вы правильно выполнили задания, связанные с интонацией в музыке, и второй лепесток улетает вслед за первым.

     Что мы называем чередованием коротких и длинных звуков? Правильно, ритм. Как зависит характер музыкального произведения от острого ритма? Если ритм острый, то музыка игривая, радостная. А если ритм ровный, размеренный, то музыка плавная и напевная.

Дети приводят пример таких ритмов хлопками

     Какой танец имеет размеренный ритм? Это вальс. Давайте мы с вами станцуем этот танец.

     Ваши ответы о ритме музыки были правильными, и с заданиями вы справились. Улетел и третий лепесток, который тесно связан с четвёртым. (Прохлопывает ритм польки). Ритм какого танца я прохлопала? Правильно, это полька. Я предлагаю вам исполнить сейчас этот танец.

     А теперь назовите известные вам музыкальные жанры. (Полька, вальс, галоп, песня, марш). Как жанр музыки отражается на её характере? Полька – весёлый, задорный танец. Вальс – плавный, кружащийся. Галоп – быстрый, радостный. Марш – торжественный. Песня – напевная. Проверим, правильно ли вы ответили. Посмотрите, четвёртый лепесток улетел.

     А что такое тембр в музыке? Это краски звуков. Музыка разговаривает звуками, а не красками. Звуки переливаются разной окраской: высокие – светлой, прозрачной; низкие – густой, тёмной. Можно раскрасить звуки звучанием разных инструментов оркестра. Тембр – очень важное средство выразительности музыки. Предлагаю вам взять музыкальные инструменты и разукрасить пьесу красками звуков. (На экране улетает пятый лепесток).

     Осталась у цветочка только улыбающаяся серединка: она радуется тому, что вы так много знаете и умеете. Но наше занятие ещё не закончилось: мы будем с вами слушать музыку. А ещё вас ждёт интересная творческая игра!

Звучит на фортепиано пьеса «Декабрь» П. Чайковского. Дети составляют рассказ о прослушанном произведении. Под первую его часть проводится двигательно-творческая игра «Зеркало».

     Наступило время сюрприза – это фильм, в котором будет звучать эта же музыка Петра Ильича Чайковского, но в другом исполнении. Вы не только услышите музыку, но и увидите картины русских художников – обратите внимание на их характер, настроение. Ребята, вы узнали музыку? В каком исполнении она звучала? Соответствует ли характер музыки, её тембр колориту и характеру картин?

     Я рада, что вы поняли, где музыка берёт начало.