Мы помним


Автор: Людмила Сергеевна Шаламова

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Разработка классного часа

Мы помним

Краткое описание работы: Классный час приурочен к памятной дате 27 января

Зал оформлен в светлых тонах На экране мультимедийного проектора видеоряд, содержащий набор мирных картинок, легкая музыка Дети заходят в зал, рассаживаются Выключается свет, звучит набат, в течение 5-10 сек

 Потомки! Вы слышите звуки набата?

То памяти нашей голос живой

Чтец 1:

Сколько жить доведётся на свете

Бывшим узникам концлагерей –

Не забыть им ни фабрики смерти,

Ни фашистов, что злее зверей!

Чтец 2:

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,

Маутхаузен в том же ряду...

 Кто попал в лапы дьявола, к немцам,

Побывал, прямо скажем, в аду.

Чтец 3:

 Вся Земля содрогалась от горя,

Не щадило зверьё и детей!

Пасть чудовищная - крематорий

Что ни день, пожирала людей.

Чтец 4:

И душа леденела от страха,

Ужас гетто вовек не избыть!

Сколько брошено жизней на плаху!

 Разве ж можно такое забыть?!

 

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья.

Ведущий 2: Не случайно мы начали мероприятие с такой тревожной ноты

Ведущий 3: Сегодняшняя наша встреча о страшных событиях Холокоста, одной из самых известных трагедий XX века - преднамеренной попытке полного истребления целых наций, включая мужчин, женщин и детей, приведшей к уничтожению более 11 миллионов человек, среди которых 6 миллионов были евреями.

 

Ведущий 1: 27 января 2020 г. исполняется 77 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим.

Ведущий 2: Именно 27 января ежегодно отмечается как Международный день памяти жертв Холокоста.

На экране «27 января Международный день памяти жертв Холокоста»
Ведущий 1: Холокост в переводе с греческого  означает «уничтожение огнём». Холокост - это «синоним» газовых камер; крематориев, сжигающих детей, женщин, стариков; это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине - принадлежности к другой национальности.

Ведущий 3: Давайте почтим память ВСЕХ ПОГИБШИХ минутой молчания. (минута молчания)

 

Ведущий 2: Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Синонимами   Холокоста  на территории Европы  стали названия лагерей смерти Освенцим, Треблинка, Майданек  на территории Польши, Саласпилс на территории Латвии. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Ведущий 3: У прибывших узников забирали одежду и все предметы личного пользования, их стригли, а потом им ставили номера и регистрировали. Первоначально каждого из узников фотографировали в трех позициях. В 1943 г. ввели татуировку.

Сразу же после прибытия офицеры и врачи КАРАТЕЛЬНОГО БАТАЛЬОНА проводили «селекцию» (отбор) депортированных евреев, направляя трудоспособных в лагерь, а стариков, детей, беременных женщин и всех, кто выглядел больным или ослабшим – в газовые камеры.

 

Песня «По вагонам» Полина Лощилова, Виктория Биянова

Звезды

Ведущий 1: 1сентября 1939года началась Вторая Мировая война. После оккупации фашистами Польши всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки  с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

 

Ученик

Я надену звезду Давида
     В день всемирной еврейской скорби.
     Мне ни капли не будет стыдно
     Этой жёлтой звезды позорной.
   
     Я надену её как Память
     О шести миллионах евреев.
     То же самое было б с нами,
     Если б мы родились в то время.
   
     Нас бы так же сгноили в гетто,
     Расстреляли во рвах и ярах...
     Разве можно забыть об этом?
     Эту память время не старит.
      Да, у Памяти груз тяжёлый,
     Но его сохранить должны мы,
     Чтоб с нагрудной звездою жёлтой
     Вновь не стать крематорским дымом.
   
     Новый век и те же обиды?
     Чем их вырвать навеки с корнем?
     Я надену звезду Давида
     В день всемирной еврейской скорби.

1. Задувается свеча

 

Гетто

Ведущий 2: Евреев стали переселять  в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить.  Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать,  как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Но самым бесчеловечным было то, что даже такая тяжёлая жизнь им не была гарантирована. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Полицаи под предлогом медосмотра начали собирать детей. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у  одних выкачивали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых на фронте фашистов..

 

 

 

Ведущий 3: На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах.

 

Ученик

Жизнь простых людей постепенно превращалась в ад

2. Задувается свеча

 

Лагеря
Ведущий 1: Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Это они были оборудованы газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями.

Ведущий 2: По прибытии в лагерь, после селекции, эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню. Узникам велели снимать одежду, после чего они перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория.

Ведущий 3: Детей обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» Дети часто плакали, но после того, как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.

 

Ученик

Ангелочков догорают платьица.
На щеках ложится смертью сажица…
Белый бант у Хедвы  расплавляется…
Для детей  игрою  это кажется…
 
Мама обнимает свою Фирочку:
-Ничего не бойся, моя деточка.
В «доме» том проверят твою бирочку,
И дадут печенья и конфеточку.
 
И с надеждой на игру и пряники
Уходили в печи ясноглазые;
Если поновее были валенки - 
Их снимали пред огнём и газами…
 
Улетали в небо души детские
В лагерях  Освенцима нацистского,
Холокоста - мирового бедствия,
Под бокал  шампанского игристого.
 
Ангелочков догорают бантики,
На Славуте ямы все шевелятся;
И ряды скинхедов – то не фантики,
Для убийц построенная лестница…

3 Задувается свеча.

 

Ведущий 1: К сожалению и в настоящее время по всему миру находятся люди, которые поддерживают идеологию нацизма. То о чем мы говорим сегодня – холокост является одним из проявлений нацизма. Мы надеемся, что каждый из вас понимает,  на сколько такая идеология опасна. Мы не должны этого повторить НИКОГДА!

 

Бабий Яр

Ведущий 2: Одна из особенностей Холокоста – самые варварские способы уничтожения людей. Символом трагедии  стал Бабий Яр.    В последствие,  Бабий Яр, стали использовать как место массовых расстрелов. Количество расстрелянных составило более 150 тыс. не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.

 

 Ученик

Засыпал снег сегодня Бабий Яр.
Прикрыл собою братскую могилу.
Сто тысяч в ней взывают молча к миру,
чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!
Там, где фашисты сваливали в ад
убитых и живых, растут берёзы.
Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
погибших не вернут уже назад.

Но слёзы скорби нашей не напрасны.
Они, как мудрость, над душою властны:
они её печальный, вечный плод.
Они напоминают тем, кто молод,
как будет страшен войн грядущих Молох,
что  в гневе уничтожит людской род.
4. Задувается свеча.

 

Трагедии 296 белорусских деревень

Ведущий 3: Трагедии 296 белорусских деревень, уничтоженных гитлеровцами вместе с их населением, – немые свидетели злодеяний. Жители села Хатынь  были заживо сожжены пособниками «нацистов» - «бандеровцами», каратели  не жалели никого, в том числе и детей. За что, спросите вы? За то, что белорусы – советские люди, которые просто хотели жить без фашисткого «нового порядка».

 

Ученик

«Не бойся, малыш!

Это не долго – представь, что ты спишь.

Закрой свои глазки и вспомни меня…

Потом все, как в сказке. Вся вместе семья».

 

«Мама, мне больно! Зачем?! Почему?!» 

«Хватит! Довольно! Скажите ему!»

«Мама, спаси! Не хочу умирать!»

«Спрячь! Унеси! Мы устали страдать.

 

Вот уже смерть повернулась лицом…»

«Мама, не плачь! Я умру храбрецом!»

5. Задувается свеча

  

 

Ведущий 1: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

 

Ведущий 2: Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

    

Ведущий 3: Знания о Холокосте необходимы, чтобы неприязнь к непохожему не стала ненавистью к чужому народу, к чужой религии, к чужой стране.

Ведущий 1: Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Ведущий 2: Совершая действия, помни, что ты – Человек! И протяни руку не для удара, а для помощи.



Чтец 1:

Все мы – дети планеты Земля.

Все равны, хоть порой непохожи.

Жить нам в ссоре на свете нельзя,

Ничего нету жизни дороже.

Чтец 2:

Пусть царят на планете Земля

Только добрые чувства и мысли

А иначе нам просто нельзя.

Ведь в руках наших – жизни.

 

Песня «Ты помни» в исполнении Полины Лощиловой