Особенности развития детского голоса на музыкальном занятии в детском саду


Автор: Черемисина Анна Дмитриевна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Особенности развития детского голоса на музыкальном занятии в детском саду»

Краткое описание работы: Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

 

Введение 

 

Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Пение – один из любимых детьми видов музыкально-художественной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

Пение – это вид музыкальной деятельности и основное средство музыкального воспитания дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения.

Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, и другое, важно, чтобы голосообразование было правильным, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.  В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.

Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.
Ученные считают, певческая деятельность воспитывает у ребенка любовь к музыке, развивает его музыкальность, способствует развитию эмоциональной сферы и эстетическому воспитанию.

 

  1. 1.      Цель и задачи пения, как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Основная цель певческой   деятельности дошкольников – воспитание у детей  певческой  культуры, приобщение их к музыке.

Можно выделить следующие задачи в различных возрастных группах:

В младших группах:

Побуждать детей к восприятию песен, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию песни и характерные особенности музыкального образа.

Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни.

В средней группе:

Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.

Приобщать к выразительному пению.

В старшей и подготовительной к школе группах:

Приобщать к элементарным певческим умениям:

- напевному, протяжному пению;

- правильной певческой дикции;

- согласованному пению в соответствии с особенностями музыкального звучания;

- одновременному началу и окончанию песни.

Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному со взрослыми, под аккомпанемент и без него.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности с учетом возрастных особенностей детей.

 

  1. 2.     Возрастные особенности слуха, голоса и пения дошкольников.

Для того чтобы успешно осуществить работу по развитию музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в певческой деятельности, педагогу необходимо знать возрастные особенности развития певческого голоса и слуха детей.

У детей младшего дошкольного возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное [5, с. 38].  В основе деятельности детей 3-4 лет лежит подражание взрослому. Они активно включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. Овладение первоначальными вокально-хоровыми навыками помогает становлению у детей младшего дошкольного возраста певческого звучания.

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще, довольно поверхностное [1, с. 162]. У детей пятого года жизни голос приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.  У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом [3, с. 56].

У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Дети этого возраста проявляют интерес к пению, поют совместно со взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон (ре –си первой октавы), более организованным становится дыхание, в связи с активным развитием речи улучшается дикция. Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске [1, с.194].

У детей 6-7 лет интенсивно развиваются музыкальные способности – ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Поэтому в певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы – до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции.

Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой [3, с. 65]. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое   звукообразование   происходит   за   счет   натяжения краев связок, поэтому охрана  певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.

 

 

  1. 3.     Методика обучения пения дошкольников.

Методика обучения пению детей в разных возрастных группах имеет свои особенности. Рассмотрим их.

В младших группах педагог должен работать над формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания, не допускать форсирования звука. Занимаясь пением с младшими дошкольниками, следует активизировать детские певческие проявления [3, с. 62]. Важно, чтобы ребенок отвечал на пение педагога, воспроизводя вначале отдельные звуки. И только когда он научится петь целые фразы, можно перейти к формированию певческих навыков.

Дети 4-5 лет, подражая взрослому, обучаются протяжному, естественному пению, внятному и отчетливому произношению каждого слова. Более пристальное внимание следует уделять правильной передаче мелодии. Для этого, – советует Н.А. Ветлугина, –  педагог должен петь с детьми без инструментального сопровождения: вызывать петь индивидуально, проигрывать мелодию песни на фортепиано, приучая прислушиваться и подстраиваться голосом к правильному исполнению [2, с.226]. Игровые приемы и применение игрушек помогают вызвать у каждого ребенка живой интерес к предстоящим действиям. Например, предлагая детям угадать, про кого они будут петь песню, педагог показывает несколько игрушек, в том числе и ту, о которой поется в песне, или, предлагая узнать мелодию, исполняет ее на разных музыкальных инструментах.

Песни-упражнения, применяемые на занятиях в старшей и подготовительной группе, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен. Например, мелодия песенки "Прибаутка" (обр.В. Карасевой) построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что помогает научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков. "Солнышко-ведрышко" В. Карасевой - одно из упражнений, которое побуждает ребенка к первым попыткам чисто интонировать звуки, различные по высоте. Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогут такие песенки, как "Кукушка" Е. Тиличеевой, "Колыбельная", "Дудочка" В. Карасевой. Для детей, которые затрудняются в чистоте интонирования мелодии отдельных мелодических ходов (интервалов), лучшими упражнениями будут "Труба", "Конь" Е. Тиличеевой, "Дятел" Н. Леви и др. С детьми этого возраста следует работать и над слаженным звучанием.

 

  1. 4.     Этапы, методы и приемы работы над песней на занятиях со старшими дошкольниками в детском саду.

Работу над песней на занятиях со старшими дошкольниками условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои методы и приемы.

Первый этап направлен на развитие эмоционального и слухового компонентов музыкальности ребенка. На этом этапе работы над песней (ознакомление, восприятие) применяются наглядный и словесный методы. С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки педагог стремится пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о характере песни, смене настроений в ее частях. Лишь яркое, выразительное исполнение педагога способно вызвать положительные эмоции у детей, переживание содержания музыки. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить на выразительное ее исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания. Так если дети определили характер музыки как ласковый, нежный, спокойный, им объясняют, что петь ее надо напевно, протяжно.

На втором этапе начинается разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий). Помимо наглядного и словесного методов здесь большое значение имеет практический метод. Дети овладевают необходимыми певческими навыками, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. На этом этапе большую роль приобретают упражнения. Вначале ребята учатся по подражанию, поэтому показ педагогом приемов исполнения и закрепление их на упражнениях очень важны.  Упражнения даются как распевание, перед пением песен. С их помощью разучиваются трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые неизбежно снижают интерес детей к песне. Упражнение же, данное в игровой форме, помогает преодолеть трудности, приобрести певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, дети с удовольствием поют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности и дома. Детям нравятся попевки, связанные с близким им миром. Это мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки.

В среднем песня разучивается на 5-6 занятиях. Самую большую заинтересованность дети проявляют на первых трех занятиях, потом интерес может падать. Нужно поддерживать его с помощью различных педагогических приемов, связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах.

Третий этап – закрепление. На этом этапе песни повторяются. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный репертуар. Если песня полюбилась, ребята поют ее по своему желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

 

                                                       Заключение

 

Воспитание вокально-хоровых навыков требует от музыкального руководителя постоянного внимания, а значит, интереса и трудолюбия. Большинство специалистов различными путями приходят к одной простой истине: детскийголос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка.

 Пениеспособствуетразвитиюголосовыхсвязок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Детскомуголосу противопоказано громкое пение. Петь следует с предельной осторожностью.

Для того чтобы успешно осуществить работу по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в певческой деятельности, педагогу необходимо знать возрастные особенности развития певческого голоса, слуха и пения детей.

Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной работы. По ходу разучивания песни дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику; исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения механизма звукообразования и целесообразности их использования.

Таким образом, грамотное использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и групповая работа с детьми – все это позволяет добиться положительных результатов в развитии певческой деятельности у детей  дошкольного возраста.

 

Список литературы:

  1. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Авт.-сост. Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Радынова, О. П.  Музыкальное воспитание дошкольников / О.П.Радынова. – М.: Академия, 2005.
  4. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М.Теплов. – М.: Наука, 2003.
  5. Школяр, Л.В. Ребенок в музыке, музыка в ребенке / Л.В. Школяр // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 4.
    6.  https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-detskogo-golosa-mery-po-ego-ohrane.html
    7. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/01/30/znachenie-peniya-v-zhizni-rebyonka
    8. https://studbooks.net/1869846/pedagogika/horovoe_penie_muzykalnoy_deyatelnosti

 

Приложение 1:

 

 

Упражнения:

 

Чтобы ребенок чувствовал себя свободно, а голос звучал естественно, нужно принять правильное положение. Сесть или встать прямо, голову не поднимать слишком высоко, плечи свободно опущены. Игровые упражнения -установки:

1. Упражнение «Спинка- тростинка»

Мы проверим спинку,

Спиночку-тростинку.

Вот она какая-

Спиночка прямая!

2. Упражнение «Сидит дед»

Сидит дед, ему сто лет.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка, выдох). Эти навыки прививаются в процессе игр:

1. «Душистый цветок!»

На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.

2. «Надуваем шарик!»

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

РАБОТА НАД ИНТОНИРОВАНИЕМ

 Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии.

  1. Листопад, листопад

Листья желтые летят

(Низходящаяпоступенная мелодия, образно можно показать движение вниз)

2. Попевка «Зимние забавы»

Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)

И на саночках скачусь (поступенное движение вниз, быстрее темп)

(Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы)

3. Сказка «Лесенка»

Автор В. Шейн

В одной деревне жили- были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку«Гав-гав!» (дети поют ре1)На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так«Ква-ква!» (дети поют ми1). На третью забирался Утенок и важно крякал«Кря-кря!»(дети поют фа#). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, -вот так«Мяу-мяу!» (дети поют соль1) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел«Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря.и т. д.)

ПРОТЯЖНОЕ, НАПЕВНОЕ ЗВУЧАНИЕ ГОЛОСА

Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.

  1. 1.      «Ниточка»

. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Пропеваем звуки или отдельные фразы и показываем, будто тянем невидимую ниточку.

ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ

Четкая дикция- непременное условие вокального исполнения. Прежде всего дети должны понимать смысловое содержание песни и стремиться четко и понятно произносить все слова. Непонятные слова нужно разъяснить и выучить.

Большое значение в развитии дикции и артикуляции имеют вокально-артикуляционные упражнения.

 

1. Упражнение «Улыбка- трубочка»

- На «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный.

Педагог может задавать ритм для смены позы, играя на деревянных ложках или кастаньетах.

2. Так же можно использовать различные скороговорки, они помогают развитию дикции и артикуляции.

3. Упражнения:

- кусать язычок, от кончика до основания, постепенно его высовывая и засовывая.

- «прокалывания» языком щек, подбородка и над верхней губой

- сворачивание языка в трубочку