Выявление одарённости у детей. Дивергентное мышление.


Автор: Александр Камильевич Кагарманов

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Выявление одарённости у детей. Дивергентное мышление.

Краткое описание работы: В работе раскрываются способы определения одарённости у детей, а также дивергентное мышление.

                          Выявление некоторых одаренностей у детей.
При определении одаренности наиболее распространенными являются следующие методы: наблюдение, тест, опросники, тесты, биографические опросы. Итак, первое, наблюдение. При исследовании одаренных детей нельзя обойтись без наблюдения за их индивидуальными особенностями. Наблюдением называют описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Преимущество наблюдения в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Необходимо учитывать следующие требования к процедуре наблюдения:
- определение задачи и цели (для чего, с какой целью);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый 
объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как 
наблюдать?);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков 
результат).
Существует так называемый естественный эксперимент, когда, 
например, на уроке или занятиях кружка организуется нужная для 
исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно 
привычной, и когда он может вызывать и повторять интересующее 
наблюдателя явление. Второе -  тест. Широкое распространение получили тесты, направленные на выявление одаренности. Английское слово тест означает «проба» или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке даных . При тестовых испытаниях создается нужная для опыта обстановка, имеется возможность повторно вызывать ответы, их измерять. Третье -  опросники. Это такие психодиагностические инструменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей .  Четвёртое  - анкета. Это наиболее распространенная форма письменного опроса. Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Анкета позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание. Биографический метод – метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Для получения информации об испытуемом возможно применение опросников, обращенных к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т.д. Биографические опросники могут быть использованы и для выявления психологических особенностей одаренных детей. Анкета для родителей. С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет». 
                              Скорее способный, чем одаренный:
1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
2. Он с готовностью откликается на все новое.
3. Любит все загадочное и неповторимое.
4. Часто нуждается в поддержке старших.
5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания 
считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.
                               Одаренный.
1. Его интересы достаточно стабильны.
2. Его любознательность устойчива.
3. Любит задавать и решать трудные вопросы.
4. Часто не соглашается с мнением взрослых.
5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
6. Начатое дело всегда доводит до конца.
7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или 
предмету.
8. Настойчив в достижении поставленной цели.
9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит 
общий язык.
10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его 
предметам.
11. Часто бывает эгоистичен.
Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, 
что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.
                             Яркая одаренность
1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном 
творчестве проявляет свою одаренность.
2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и 
глубоким пониманием нюансов языка.
4. Всегда ищет самостоятельные решения.
5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит 
общепризнанных мнений.
6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и 
свое призвание.
9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания 
отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.
            Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка:
1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
2. Стремление освоить незнакомое дело.
3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.
6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, 
проблемой.
7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные 
ассоциации между различными предметами и явлениями.
8. Способность к творческому воображению, созданию нового.
                                      Диагностика дивергентного мышления
Дивиргентное - тип мышления, идущий в различных направлениях.
1.Задача: придумать название для произведения. Художественный текст (музыкальный, изобразительный, литературный).
2. «Варианты окончаний» Задача: написать несколько вариантов окончания музыкальной  фразы.
3. «Контекст» Задача: придумать сценарий поведения персонажа (героя сказки) в различных ситуациях.
4. «Использование предметов» (варианты употребления)
Задача: перечислить как можно больше способов использования 
предмета. Оценивание: беглость-суммарное число ответов;  оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия.
5. «Заключения». Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Например: «Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке». Показатели: беглость воспроизведения идей — общее число приведенных  следствий; оригинальность-число оригинальных ответов, число отдаленных 
следствий. Оригинальный ответ-5 баллов.