Исполнительский анализ музыкального произведения Г. Ф. Генделя «Жига» из сюиты № 11 d-moll


Автор: Довженко Елена Александровна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Исполнительский анализ музыкального произведения Г.Ф.Генделя «Жига» из сюиты № 11 d-moll

Краткое описание работы: исполнительский анализ произведения

Исполнительский анализ

музыкального произведения  Г.Ф.Генделя

«Жига» из сюиты № 11 d-moll.

 

Г. Ф. Гендель — одно из  крупнейших имен в  истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он  открыл новые перспективы в  развитии жанра  оперы  и  оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий  — оперный драматизм К. В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма.

Основным жанром в клавирной музыке Генделя стала сюита.       Каждая из его 19 клавирных сюит очень индивидуальна. Некоторые сюиты открываются торжественными прелюдиями органного размаха и содержат серьезные, развернутые фуги, другие приближаются к старинным сонатам, третьи – к собственно танцевальной сюите, но и в них классическая последовательность танцев встречается редко. Как правило, Гендель ограничивается двумя-тремя основными танцами и дополняет цикл другими пьесами. Он очень часто включает в свои сюиты фугированные разделы, вариации, импровизационные пьесы (фантазии, прелюдии). Количество частей колеблется от трех до семи, как правило, в одной тональности.

Основной фонд клавирной музыки Генделя составляют три сборника сюит (всего 19 сюит), куда включены и отдельные произведения других жанров. Первый сборник из восьми сюит был издан в 1720 году под непосредственным руководством самого Генделя и представляет наибольший интерес.

К началу XVIII века откристаллизовывается структура сюитного цикла – это 4 основных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Но Гендель, в отличие от Баха, достаточно свободно обращается с этой структурой, часто меняет танцы местами, вводит другие танцы или пьесы нетанцевального склада, вводит вступительную часть (прелюдию или увертюру). Из сюит 1-го сборника только в одной (четвертой) расположение танцевальных частей совпадает с общепринятым. Для Генделя главное не установленный порядок чередования номеров, а организация отдельных пьес в целостную композицию, создание яркого художественного образа.

Аллеманда - серьезная, неторопливая. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звучавших при встрече высоких особ - князей, графов и герцогов. Под эти приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому размер танца четный, как у марша - 2/4, реже 4/4.

Куранта (courante - бегущая, текущая). Это французский танец, тоже придворного происхождения, но довольно быстрый. Об этом говорит название, он отличается сложными, затейливыми фигурами и соответствующей им затейливой музыкой. Размер его трехдольный - 3/4 или 3/8.

Сарабанда совсем иная. Это медленный, величественный танец, родившийся в Испании. Он возник из торжественного похоронного обряда, когда все присутствовавшие на погребении в молчании ступали вокруг гроба. Происхождение танца отразилось в его названии - sacrabanda - по-испански - святое шествие. Сказался в сарабанде и горделивый испанский характер. Несмотря на то, что сарабанда - танец-шествие, размер ее 3/4 в трехдольном движении удобнее было совершать многочисленные повороты во время спуска по крутой винтовой лестнице в усыпальницу, шествовать вокруг гроба.

Жига (от англ. jig) - старинный танец английских моряков, быстрый, веселый, непринужденный. Музыка его словно льется безостановочно, ровными триолями, как веселый ручеек, в размере 3, 6, 9 или 12 восьмых. Происхождение названия этого танца очень интересно. В XVII в. В Европе имела большое распространение виола, инструмент довольно причудливой формы. Его корпус был выпуклый и своими очертаниями напоминал окорок. Окорок по фр. - gigue. И вот этот музыкальный инструмент виола - получила насмешливое прозвище - Джига.

 

Аллеманда, куранта, сарабанда и жига - именно в таком порядке, составляя контрастные сочетания, они вошли в старинную сюиту.

А лица музыкантов равнодушны,
Их пальцы палочке послушны...
Лишь дирижёр со мной страдает:
Творца Сюиты выполнил задачу -
Внимаю стойко, ни о чём не плачу,
Как дерево над пропастью стою* -
Не проклинаю и даже не молю...

Дарья  Майская

 

* Идея Сюиты №11 - человек стоит на краю пропасти, равнодушно смотрит вниз...

 

В сюите № 11 ре минор: аллеманда, куранта, сарабанда и жига сменяются в чередовании контрастных движений, размеров и ритмических фигур, пластично оттеняющих и  дополняющих друг друга.   Певучая медленная часть расположена композиционно в центре цикла как его лирическая кульминация.  По тематизму они очень значительны,  написаны не только с концертным блеском, размахом и в динамическом плане, но и  с большой экспрессией и серьезностью замысла. Такова сарабанда с вариациями в сюите.

Последний танец сюитного цикла – Жига,  стремительная, динамичная, зажигательная. Единообразие ритмики и моторность движения создают впечатление безостановочного звукового потока.

Как танец, завершающий сюиту, он идет в самом быстром темпе (Allegro) по сравнению с другими частями сюиты. Жига из ре-минорной сюиты трудна для исполнения из-за своего прихотливого ритма. Выработка хорошего, упругого ритма - одно из главных условий для тонкой передачи этой пьесы. Тема разрабатывается фигурированно.

Жига из сюиты d-moll написана в размере 12/16, с триольным ритмом, складывающимся в четырехдольность. Построенная по типу двухчастной фуги Фробергера, даёт идеальную возможность сочетания движений, их сравнения в последовательности или одновременности, являясь, таким образом, итогом развития и свободным, смелым овладением звуковым пространством.

Многоголосное полифоническое произведение, основанное на очередном изложении и развитии темы в разных голосах, форма фуги имитационно-полифоническая.

Заключение.

 Инструментальная музыка Генделя – это яркая часть наследия композитора, которая отражает характерные черты его стиля и его времени.

В музыкальных учебных заведениях нашей страны изучение полифонического стиля и, в частности, наследия Г.Ф.Генделя  занимает значительное место.

 

 

 

Список литературы.

 

1.     В.Д. Конен Гендель Г.Ф. // Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия (гл. ред. Ю.В. Келдыш), 1973. - Т.1. - С.951-957. - 1070 с.

2.     Материалы и документы по истории музыки, под ред. М.В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934

3.     Яковлева Е., Гендель, М., 1910

4.     Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspxid=51961

5.     Источник: studwood.ru›761115/kulturologiya/zaklyuchenie

6.     Источник: BiblioFond.ru›view.aspxid=51961