работа над произведением


Автор: полунина наталья владимировна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

работа над произведением

Краткое описание работы: работа над Прелюдией Д.Кабалевского

 

                Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, общественный деятель, выдающийся педагог,  пианист,  дирижёр.   Внёс большой вклад в мировую музыкальную  культуру.  Активно  пропагандировал  современную музыку. Разработал  и составил  программу по изучению музыки в школах,  внедрил её  во многие образовательные    учреждения  нашей страны.

              Д.Б. Кабалевский  написал большое количество музыкальных произведений разного жанра.  В  их числе: оперы,  балет, оратории,  кантаты, симфонии, песни, инструментальные  произведения.  И среди этого огромного  наследия,  сочинения для детей занимают основную часть. Его  музыке  свойственен  хороший  вкус, она отличается  национальным колоритом   и глубоким содержанием, мелодичностью  тем  в лирических  произведениях.

         

Д. Кабалевский. Прелюдия соч. 38, №8.

 

 

1.Уровень подготовки учащегося.

 

       Прелюдия № 8 Д. Кабалевского может быть пройдена в 5 – 6  классах с учащимся, осваивающим предпрофессиональную программу в области искусств «Фортепиано» или в седьмом классе с учащимся, осваивающим общеразвивающую программу.

 

2. Формирование и развитие умений и навыков в работе над произведением.

 

     Педагог может выбрать данную пьесу для прохождения с учащимся в целях ознакомления со стилем фортепианного изложения Д.Кабалевского, если пьесы композитора не проходились ранее.

 

При работе над произведением у учащегося формируются и (или) развиваются следующие умения и навыки:

  • навык исполнения кантилены;
  • навык работы с педалью;
  • умение плавно переносить левую руку в исполнении  фактурного изложения

«бас – аккорд»;

  • навык исполнения двойных нот;
  • навык полифонического слышания.

 

 

3. Этапы работы над произведением.

 

1. Ознакомительный этап.

            Знакомство с Прелюдией начинается с исполнения пьесы преподавателем. Затем в форме беседы учащийся узнает о композиторе, его творчестве, об  эпохе, атмосфере,

в которой жил композитор.           

             С помощью наводящих вопросов преподавателя  учащийся, глядя в нотный текст, характеризует  услышанное  произведение: определяет тональность и тональные переходы, проводит анализ динамике и темповым отклонениям, определяет фразы, вершины в них, кульминацию произведения, характеризует аккомпанемент. А также описывает образы, вызванные услышанной  музыкой. Преподавателю необходимо обратить внимание учащегося на жанровый подтекст пьесы, которая основана на принципах русской песенности.

 

2. Второй этап.

         Учащийся начинает работу над произведением с осмысления нотного текста. Он должен обратить внимание на все авторские и редакторские обозначения. Уточнить перевод  музыкальных терминов, если они не знакомы.

           На фортепиано учащийся начинает разбирать произведение каждой рукой отдельно. При этом обязательно верное прочтение ритмических формул,  штрихов, аппликатуры, исполнение случайных знаков альтерации, точно выдерживаем паузы – слушая тишину в музыке, или как дыхание между фразами.

       При разборе сразу определяются задачи для каждой руки.  

       В исполнении мелодии правой рукой необходимо добиваться от учащегося

хорошего legato, певучести музыкальной линии, теплого звучания, ведения длинной музыкальной мысли, то есть умения фразировать. Мелодия исполняется не за счет активного поднятия пальцев, а за счет  свободного веса руки.  Используя  вокальную основу мелодии можно применить, в работе над мелодической линией, подтекстовку. 

          Также проводится работа над оправданным, в звуковом отношении, включением второго голоса, которая может заключаться в проигрывании партии правой руки двумя руками (верхний голос – правой рукой, нижний – левой рукой) и в исполнении каждого голоса отдельно. При этом уточняется не только динамическая, но и тембровая разница в окраске двух голосов. Чтобы было легче понять выразительное своеобразие мелодической линии и появления второго голоса, мы выделяем их разными цветами.

          Работая над двойными нотами в разделе «Poco agitato» используются те же методы работы. Важно одновременное звучание двойных нот. Разбираем их по позициям, что поможет в работе над синхронностью. Для мелодичного исполнения двойных нот применяем  объединяющие кистевые движения.

Также проработаем двойные ноты следующим способом:

                            - верхний голос играем на форте

                              нижний голос играем на пиано;

                            - верхний голос играем с аккомпанементом.

 

            Работа  над  аккомпанементом в партии левой руки требует особого отношения. Анализируем гармоническую последовательность аккордов, для понимания динамического развития.  Внимание учащегося обращается на ведение линии баса и объединение его в мелодическую линию. В качестве способа работы учащемуся предлагается  проигрывание только линии баса.

           В исполнении аккордов необходимо добиваться его выстроенности: озвученности всего аккорда и вычленения верхнего звука. Для этого учащийся проигрывает первым пальцем левой руки верхние звуки, связывая их в мелодическую линию. После раздельной проработки элементов «ткани», при выгрывании  в целостное изложение необходимо вслушиваться в  гармоническую вертикаль, ярко представлять звуковую окраску гармонии.     Следить за выстроенностью  аккорда.

           Работа над педалью начинается с первого этапа работы над произведением. От умения пользоваться педалью зависит яркость образов, создаваемых исполнителем,  понимание музыкального стиля.  В данном произведении педаль в мелодии связана также с сопровождением. Здесь очень важен слуховой контроль. Вначале учим педаль только в аккомпанементе, а затем присоединяем мелодию.

            Готовность учащегося соединить нотный текст двумя руками определяется преподавателем индивидуально.

 

3. Третий этап.

            При переходе на исполнение пьесы двумя руками у учащегося могут возникнуть ряд  трудностей.

              Проблемы с ритмической организацией решаются за счет осмысления учащимся партии левой руки  -  как ритмической основы пьесы. Учащийся может проиграть мелодию правой руки только с линией баса.

            Учитывая гомофонно-гармоническую фактуру пьесы, необходимо все время работать над тем, чтобы мелодия парила над сопровождением, следить и работать над звуковым балансом.

             Особое внимание уделяется фразировке. Каждая рука должна поддерживать другую в динамическом и темповом развитии музыкальной мысли. При работе над фразировкой, в особенности  соединения фраз между собой, большая роль отводится работе над динамикой. В данной пьесе динамический план достаточно прозрачен  и понятен и при верном прочтении помогает достижению ясной фразировки.

               Работая с учащимся над кульминацией пьесы, стоит заострить его внимание не только на самой наивысшей точке развития, но и подходе к ней. Creschendo необходимо начинать не слишком рано, чтобы был временной запас  для динамического развития. При выходе на forte следует оберегать звучание от форсированности. Звук должен быть плотным, ярким, звонким, но не колючим и грубым. Уход на piano также должен быть постепенным, просчитанным. Возвращение к первоначальному темпу после poco agitato должно быть естественным, подготовленным.

    При подготовке к концертному исполнению данной пьесы необходимо

добиваться  яркого исполнения в отношении динамики, темпа, точной педализации, эмоциональной составляющей.