Литературно-музыкальная композиция "По фронтовому следу"


Автор: Кирилова Ольга Валерьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Литературно-музыкальная композиция "По фронтовому следу"

Краткое описание работы: Методическая разработка «По фронтовому следу» представляет собой сценарий литературной –музыкальной гостиной, посвященной Великой Отечественной войны. Она показывает первые дни, а так же страдания женщины-матери, патриотический дух детей, которые стали героями войны, отношение молодёжи к эти событиям сегодня. Это внеклассная работа, расширяющая возможности общения учащихся с миром искусства слова. В представленном сценарии звучат и современные песни о ВОВ, где отражена роль патриотизма в годы Великой Отечественной войны, ее вдохновляющая, поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно-нравственное значение. Литературная гостиная предполагает в качестве участников и зрителей старшеклассников – учащихся 5-11 классов. Методическая разработка сопровождается презентацией. Адресуется преподавателям литературы, организаторам воспитательной работы, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, студентам педагогических вузов при прохождении практики по внеклассной работе. Цели: - формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного и музыкального образования; - сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; - содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности. -воспитание честности, благородства, сострадания. - предоставить возможность обучающимся проявить творческие способности и актерское мастерство Форма проведения: литературно-музыкальная композиция. Возраст: учащиеся 9-11 классов. Приглашённые ветераны войны. Оформление: выставка рисунков, посвящённых событиям Великой Отечественной Войны «Победой не окуплены потери. Победой лишь оправданы они». Оформление(По занавесу и стенам зала летят журавли.) . В композиции использована музыка, презентация с музыкальным сопровождением.

 

Голос за кадром: много лет живёте вы колокола. Много знаете о жизни на Руси. Много сможете, наверно, рассказать. Что вы помните и что нельзя забыть. Расскажите нам колокола, расскажите то, о чём нельзя молчать. Расскажите, что за голоса в вашем мире день за днём звучат. Может это голоса солдат, для которых нет ни солнца, ни дождей,  позабывших как цветут поля, неувидевших своих детей.

1:Мы внуки лет послевоенных, а что мы знаем о войне и нам наследникам победы, сегодня не уснуть, опять по фронтовому следу пойдём в те годы, тех людей понять.

Танец фокстрот «Рио Рита».

 Сирена голос Левитана о начале войны, +

(во время песни прощаются, девочки машут платочками мальчишкам. Мальчики становятся в ширенгу, имитируя оружие в руке, маршируют) + «Священная война»

 «Ах, война» Реутова

На фоне музыки

"Что чувствует мать, когда умирает ее ребенок? Боль: Нескончаемую, неописуемую боль:От нее никуда не деться, не скрыться, не убежать. Боль эта душит, как тысяча цепей, опутавших тело; давит тяжелой, многотонной массой и в то же время разрывает на мелкие кусочки, рубит на части сотнею кинжалов:

Это единственный случай, когда нельзя сказать, что время лечит. Наоборот, оно удваивает, утраивает, увеличивает эту боль во стократ.

«Ариозо матери» Реутова

В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям.

Часто - в ту военную пору - это были дети - маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

И пусть каждый задаст себе вопрос: "А я смог бы поступить так?" - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны, таких как:

Зина Портнова. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике.

Валя Котик. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов.

Марат Казей. Партизан-разведчик, который добыл немало полезных сведений. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнется, и взорвал себя вместе с врагами.

Боря Цариков. Выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон и уничтожил 70 танков.

Ульяна Громова - на допросах 19-ти летнюю девушку, вчерашнюю школьницу, подвергали нечеловеческим пыткам. Ее били тяжелыми сапогами, ломали ребра и выкручивали руки, но Ульяна молчала. И тогда раздраженные гестаповские офицеры подвесили ее за длинные волосы к люстре, и пытали до потери сознания, хладнокровно вырезав на спине звезду с пятью концами, которую посыпали солью и прижигали. На протяжении шести дней девушка подвергалась нечеловеческим страданиям. Несмотря на все ужасы и адскую боль, она не проронила ни звука и не выдала своих людей.

Из детей вырастали герои. Таким был и Костя Жуков… в бою по отражению непрерывных контратак противника 21 и 22 августа 1944 года в районе поселка Букайши (Добельский район Латвийской ССР) Жуков проявил мужество и героизм.

Со своим танком он приблизился скрытно к вражеским позициям на расстоянии до ста метров.

Несмотря на явный перевес сил, Жуков не отступил .Этот прорыв стоил ему жизни. Ему было 27 лет. В 1945 Горой Советского союза –посмертно.

Ведущий 2: Вспоминая о Великой Отечественной войне, невозможно забыть о том, как трудно пришлось жителям блокадного Ленинграда.

Блокада Ленинграда. Как было тяжело. В городе осталось 2,5 млн. человек, в том числе около 400 тысяч детей. Голод подкрадывался к городу незаметно. Фашисты радовались: "Скоро ленинградцы сдадутся. Продуктов у них осталось на несколько дней. Город в блокаде".

С 10 ноября многие ленинградцы получали в день 125 граммов хлеба. Небольшой кусок хлеба- и больше никаких продуктов. К страшному слову "блокада" прибавилось слово "голод". Ленинградцы слабели, многие едва двигались, некоторые умирали.

 "Таня Савичева".

Жила в Ленинграде на второй линии Васильевского острова в доме номер 13 Таня Савичева. Жила в большой весёлой семье. Танина мама и старая бабушка варили обед всей семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки печь стало не из чего. А потом наступил голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки.

Тане Савичевой было 11 лет. Она вела дневник. Последними словами в её дневнике были:

"Старшая сестра Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Брат Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама 13 мая в 7. 30 часов утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня."

Ведущий:

Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было нельзя. В Горьковской области, в рабочем посёлке Шатки, на её могиле поставили пионеры памятник:

Таня, Таня - тьме преграда,
Как набат - на всех наречьях,
В чутком сердце Ленинграда
Ты останешься навечно:

 

Читает Трофимова Кристина

Тот страшный день был взорван артналётом
В воскресный мирный предрассветный час.
Зачёркнут Пакт фашистским пулеметом.
Его сменили бомбы и фугас.

Взорвали детство тех, кто спал в кроватках,
Раскинув безмятежно свои  сны,
Не поиграть им многим в прятки,
Теперь все дети Ангелы войны.

О, сколько их сиротами осталось,
Скитаясь по лесам и деревням,
Какя доля Ангелам досталась.
Будь прокляты фашисты-Аз воздам!

Голодных в осаждённом Ленинграде
Водители по Ладоге везли,
Не думая о подвиге, о славе,
Спасали наших Ангелов войны!

Их детство, опалённое войною
Замучено в фашистских лагерях,
Пройдет в душе нелёгкою судьбою.
Иглою памяти останется в сердцах!

Танец «Ангелы»

Песня «Зажгите свечи»

В память о погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется минута молчания

«Ты помни» Проскурина

Алиса: Смерть на войне была привычна и сурова.

Не всем повезло вернуться с войны живыми. Женщины-подпольщицы, женщины-партизанки. Если они попадали в руки фашистов. Их пытали даже сильнее, чем мужчин.

Люда:Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет.. Знаешь, , как хочется, сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно..Любимый прощай, спасибо тебе за все! Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено - ни рук. Ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы...

«Россия-матушка» Калугина Анастасия

Вед2. В самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила и подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка».

 «Девочка-шофер» Сивкова Виолетта(инсценировка 6человек)

 

 «От героев былых времён» Коротков Сергей

«Солдатка Бец Василина»-ролик!

Ты плачешь? Нет, ты не плачешь. Ты не имеешь права плакать. Надо надеяться, верить и ждать. Пройдёт время.. .и совсем скоро ты услышишь чьи - то шаги. Побежишь к двери, откроешь её, а там он, сынок. - Здравствуй, мама, - Здравствуй, сынок. Я так долго ждала тебя..

7«Плач матери» Реутова Евгения

Ведущий: На войне нужна и пляска, А особенно - вдвойне, Чтоб не слышать смерти лязга, Потому как на войне!(взрыв отдаленный)

Только молодость не испугаешь бомбежкой.

И, бывало, в часы, когда небо горит,

Мы, забыв про усталость, с охрипшей гармошкой

Распевали до самой зари.

«Тучи в голубом» Пакалина Виктория

На скамейке появляются дети, молодежь и женщина с маленькой девочкой.

Музыкальный фон.

Женщина: Здравствуйте, ребята! Можно нам присесть с вами?

Девушка 4: Конечно!

Женщина: А чем это вы так увлечены?

Девушка 4: Мы читаем письма! Письма с фронта!

Женщина: С фронта? Удивительно! Это же очень ценно! В нашей семье тоже есть одна ценность! Моя дочь никогда с ней не расстается! Это кукла – Алёнушка! У нее своя история, своя жизнь!

Девушка 4: Какое красивое имя: Аленушка! Много красивых женских имен в России: Марья, Катюша, Лизавета! Они звучат напевно и плавно, так, что песню сложить хочется! И песни о них складывали и пели, их поют и сейчас

 «Катюша» Панфёрова

 «Письма».фон.                                                         
Дети, молодежь разбирают все письма и начинают поочередно читать.

Девочка: Здравствуй, дорогая дочка Машенька! В первых строках своего письма хочу сказать тебе, что очень тебя люблю!

Девушка 1: Привет, сестренка! Мы наступаем! Я знаю, Победа близка! Все будет Хорошо!

Мальчик: Саша, Нюра, братик Ваня! Шлю вам огромный привет издалека!

Девушка 2: Дорогие мама и батя! Простите, что давно не писал! Был в госпитале! Но сейчас со здоровьем все в порядке! Не волнуйтесь за меня!

Девушка 3: Многоуважаемая моя, жена Екатерина Ивановна! Скоро я вернусь с Победой домой, и мы заживем лучше прежнего!

Девушка 4: Любимая моя, Дашенька! Посмотри, на улице весна! Она прекрасна, как и ты!

Крис: Свое суровое женское счастье : быть любимой и хранить память этой любви, быть матерью и растить детей своих и тысячи приёмных, поддержать в горе любого, отстоять свою землю и дойти до Берлина это счастье они сберегут для нас!

Погодин : Не знаем мы войны и никогда не знали...

 Учебник по «Истории» листав,

О ней нам много не сказали

Всех слёз и бед не передав...+

1 : Нам остаётся лишь представить

И вот, во сне и наяву..

Петрова: В углу своём мольберт поставив,

Рисуем красками войну...

«Мир без войны» вокальная группа (н сцену выходят все .Встают полукругом, в руках цветы)

Финальный выход всех

Сегодня праздник входит в каждый дом.

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем всех с Великим днем,

С днем нашей славы, с Днем Победы! (хором)