Развитие коммуникативных навыков в процессе музыкальной деятельности


Автор: Ильченко Ирина Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Развитие коммуникативных навыков в процессе музыкальной деятельности

Краткое описание работы: Влияние музыки через слушание музыкальных произведений помогает стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, располагает его к позитивному общению. А игровые приемы(музыкальные игры, инсценировки песен) понятны и близки детям, располагают к высокой активности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 166»

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Россия, 443063, г. Самара, пр. Юных Пионеров, 77

тел.: (846) 951-96-36 факс: (846) 951-96-36   e-mail: doo166@samara.edu.ru

 

Методическое сообщение

Музыкального руководителя                                                                    

Ильченко Ирины Николаевны

Развитие

коммуникативных навыков в процессе

музыкальной деятельности                                       

На фоне прогрессивных изменений, которые происходят в нашем обществе  развитию эмоциональной и коммуникативной сфер  ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Влияние музыки через слушание музыкальных произведений помогает стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, располагает его к позитивному общению. А игровые приемы(музыкальные игры, инсценировки песен) понятны и близки детям, располагают к высокой активности.

Слушание музыки — это особая форма работы с детьми. Такой раздел музыкальных занятий как слушание музыки дает возможность активизировать ребенка ,улучшать эмоциональное состояние, помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкальную деятельность. Индивидуальный подход осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании.

Наряду с этим существуют и активные индивидуальные музыкальные занятия, целью которых - является преодоление коммуникативных расстройств.

Групповые занятия музыкой строятся таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

На успешность проведения занятий положительно влияют позитивная личность музыкального руководителя, владение им способами музыкального выражения — игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения.

Коммуникативные способности детей развиваются с помощью таких музыкальных подразделов музыкального воспитания – игра на музыкальных инструментах, индивидуальное и хоровое пение , прочтение стихов, ритмика.

В разделе – игра на музыкальных инструментах используем   такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ложки, маракасы. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Преимущество групповой вокальной культуры состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Рекомендуется использовать песни предпочтительно оптимистического характера: например, «Семейная полька мамонтов», «Скачет шустрая синица», русская народная песня «Как у наших у ворот»  и др.

Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.

Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями. С помощью танцевальных движений ребёнок выявляет свою индивидуальность. В музыкальных играх дети также создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства.

Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребенке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, осознавать средства музыкальной выразительности.

Таким образом, подводя итог  значимости музыкальных занятий для развития коммуникативных способностей детей, мы осознаем  задачу взрослого – помочь ребенку вступить в сложный мир  взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.