Тема: "Озон-кюй" (Башкирские протяжные песни)


Автор: Азнабаев Ирназар

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Дети

Тип материала: Исследовательская работа

Тема: "Озон-кюй" (Башкирские протяжные песни)

Краткое описание работы: В башкирском фольклоре широко представлена народная протяжная песня (йыр). У народной песни нет определенного автора или автор неизвестен.

 

   В башкирском фольклоре богато представлена народная песня (йыр). У народной песни нет определенного автора, или автор неизвестен.

     В названиях народных музыкальных произведений башкир употреблялось слово кюй –мелодия, напев. Оно идет в паре озон, кыска, урам, ауыл и др.

   Позднее песенные формы и сюжеты называются собственными именами6 «Буранбай-кюй, Габдрахман-кюй.

   Халмак-кюй – среднепротяжный, «плавный напев»

 

     Природа Башкортостана чудесна. Густые леса, скалистые горы, шиханы, буйные реки, глубоководные озера.

   - Какая река протекает в наших краях?

- Агидель.  Воспетая в песнях и легендах река Белая течет в горах и по равнине, даря живительную влагу. Особенно красивы верховья Агидели, где много пещер, гротов и каньонов.

   

   Почти о каждой горе, речке, озере есть легенды и песни.

Назови несколько рек, которые протекают в Башкортостане.

Но в душе каждого человека, есть своя самая любимая и родная речка.

   Как ты думаешь, если река тихая и  можно подобрать как «задумчивая», к какому типу мелодий – Озон, кыска или халмак.

 

 В своем исследовании « Протяжная песня – жемчужина башкирского народного творчества» Р. М. Хисамутдинова отмечает, что напевы тесно связаны с бытом и духовной культурой народа. Три большие группы песен: исторические, лирические и обрядовые.

    Тояляс –маленькая небольшая речка, тихая заросшая камышам, но она самая родная и близкая.

    Восприятие протяжной песни требует особого сопереживания, внутреннего резонанса. Лирика сильна. Не только звуками, но и отзвуками. Есть такое слово « мон», это идущая из глубины сердца сокровенность и свободная традиция мелизматики.

      У исполнителей, наделенных свойствами «мон», мелизмы – не просто украшение, а суть мамой мелодии.

    В озон –кюй центр тяжести переносится с текста на музыку, к которой наблюдается интенсивное и максимальное развитие. Средств музыкального языка (орнаментика) и мелодических форм (сложноорганизованные композиции)

Зависимость музыкальных ритмоинтонаций от речевых текстов и напевов возникают единовременно в лирике, музыка начинает оспаривать первенство у поэтики (слов) в определенном смысле преобладать над ней.

      По мнению М. Земцовского «озон-кюй» вовсе не означает песню медленного темпа, а песню с замедленно усложненным произнесением текста.