Развитие коммуникативных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности


Автор: Чебрукова Ольга Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Развитие коммуникативных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности

Краткое описание работы: Тематическое занятие

Конспект музыкального занятия для детей средней группы с использованием ИКТ "Весенняя сказка"

Цель: создание условий для развития у детей интереса к музыкальной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности.
Задачи:

Воспитательные:

1. Расширять представления детей о средствах выразительности в музыкальных произведениях, в музыкальных звуках.
2. Формировать образное воображение.

Образовательные:

1. Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, развивать ориентировку в пространстве.
2.  Формировать умение петь выразительно знакомую песню, двигаться согласно тексту песни, развивать ритм и координацию движений.
3. Вспомнить знакомые песни, вызвать эмоциональный отклик, желание исполнять  их в характере, выразительно, эмоционально.
4. Работать над точностью интонирования  мелодии.

5.Учить правильному звукоизвлечению в игре на ДМИ, слаженному исполнению в оркестре.

Развивающие:

1.Развивать коммуникативные навыки в таких видах деятельности, как игра, музыкально-ритмические движения, пение, оркестр.
2. Развивать чувство ритма, речевое дыхание, мелкую моторику.
3. Побуждать детей к творческим проявлениям в передаче игровых образов.

Материал: фотопрезентация, музыкальные инструменты: колокольчики, бубен, металлофон, треугольники, бубенцы, погремушки, свистулька; яркие бабочки на ниточке;  портрет  композитора Д.Б. Кабалевского, игрушка Ежик,  музыкальная шкатулка, головной убор Сказочницы.

Ход занятия:

Дети свободно входят в зал под музыку песни

 «Становится весною» А. Чугайкиной

Музыкальный руководитель. Проходите в зал, ребята, смелее, становитесь все в круг. Улыбнитесь друг другу и гостям, ведь ваши улыбки, как маленькие солнышки…. А нам всем так не хватает солнечного света и тепла, ведь весна еще только вступила  в свои права. Улыбнулись? Молодцы, а теперь пришло время поздороваться. А так как мы в музыкальном зале, то поможет нам в этом веселая песенка!

 

Коммуникативная игра-приветствие

«Здравствуй говорим» С. Коротаевой

1.Зашагали ножки по прямой по дорожке,

А в конце дорожки встали наши ножки.

Всем, кто рядом «Здравствуй!» говорим,

«Здравствуй, здравствуй!» снова повторим.

 

Проигрыш (хлопаем в ладоши)

 

2. Побежали ножки по другой дорожке,

А в конце дорожки встали наши ножки.

Всем, кто рядом «Здравствуй!» говорим,

«Здравствуй, здравствуй!» снова повторим.

 

3.Поскакали ножки по другой дорожке,

А в конце дорожки встали наши ножки.

Всем, кто рядом «Здравствуй!» говорим,

«Здравствуй, здравствуй!» снова повторим.


Музыкальный руководитель: Почти каждый день мы встречаемся в этом зале, и все было как обычно. Но сегодня произошло что – то необычное, волшебное… Я   утром зашла в зал и увидела, что на моём столе стоит красивая шкатулка. И я думаю, что она непростая,  а музыкальная. Посмотрите, здесь есть специальный ключик. Сейчас в нашем зале зазвучит нежная музыка и начнётся сказка. А вы, ребята, любите сказки(ответы детей) Я тоже очень люблю.

А давайте пригласим к нам в гости сказку.
Мы заведем эту музыкальную шкатулку и произнесём волшебные слова:   Музыка, кружись, кружись,
               Сказка в гости к нам явись!

Звучит «Весенний вальс» И.Штрауса

(Воспитатель с детьми открывают шкатулку, в это время музыкальный руководитель надевает шляпку Сказочницы)

Сказочница: Ой, ребята, музыкальная шкатулка превратила меня Волшебницу сказок….Тогда расскажу-ка я вам весеннюю сказку, но мне нужны помощники.  И я, кажется, знаю, кто мне в этом поможет…

Воспитатель. Сказочница, мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?

Сказочница: Итак, слушайте мою весеннюю сказку… (играет на свистульке)

«Свистит моя свистулька весенним соловьем,
И бабочка-красавица порхает за окном.
Свистит-переливается, летит за трелью трель -
Букашки просыпаются, стучит в окно капель…»

В весеннем лесу выглянуло солнышко, улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и все кругом ожило и проснулось (обращает внимание на экран - слайд 2). Выбрались из-под коры жучки и букашки. Давайте мы превратимся в жучков и букашек и полетаем на весенней полянке. Мальчиков я превращаю в жучков (как жучки жужжат?), а девочек – в букашек (з-з-з). Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет, когда жучки и букашечки летают, а когда им надо немного отдохнуть. Ну что полетели?

Двигательное упражнение «Жуки и букашечки» венг. н. м.

Сказочница:
Какие внимательные жучки и букашки оказались на весенней полянке.

-Ой, ребята, смотрите,  а какие красивые бабочки к нам прилетели (показывает бабочек на ниточке и раздает детям). Давайте, поможем бабочкам полетать и подуем. (Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, делал спокойный вдох, а при выдохе не поднимал плечи, дул протяжно, а губы слегка выдвигал вперед). Упражнение для развития дыхания «Лети, бабочка!»

Сказочница: Бабочки летали, летали и улетели

.(берёт треугольник)

Слышите… (играет на треугольнике). Что это?  На что похож этот звук? (ответы детей)

 Правильно, это запела свою песенку звонкая капель (слайд 4).
 Послушайте стихотворение про капель!


Пальчиковая гимнастика «Капель»

Кап! Кап! Я – капель, капаю тихонько

\/ударяют пальчиком по ладошке/.

Кап! Кап! Целый день капли пляшут звонко

/шлепки по коленкам/.

Кап – кап – кап! Побыстрей капли побежали /топотушки/.

Потому что солнышко капли увидали /фонарики/.

Сказочница: Весна – это  и капель,  и птичьи трели, и шум листочков, и жужжание пчёл на лугу. Одним словом, это музыка весны. Давайте, ребята, устроим весенний оркестр, изобразим звуки весны с помощью музыкальных инструментов. 

Дети разбирают детские музыкальные инструменты.

Дети исполняют , глядя на экран, «Весеннюю польку»

муз. И.Штрауса

Воспитатель помогает детям правильному звукоизвлечению, хвалит детей.

Сказочница: Солнышко пригрело, и начались в лесу настоящие чудеса. На ветвях стали набухать почки, на полянках распускаться цветочки. Птички весело песни распевают (слайд 5). Давайте вспомним знакомую песенку про весну.
Звучит песня  «Весной» А.Насауленко

Сказочница: Какая песенка по характеру (грустная или веселая)? А почему она веселая? /беседа по содержанию/.
- Давайте превратимся в птичек и  весело прочирикаем песенку

/работа над разучиванием мелодии на звукоподражаниях/,

 а теперь,

как цветочки- колокольчики споем /динь-динь/.

- Послушайте еще раз песенку и подпевайте мне.

/Повторное исполнение песни взрослыми, подпевание/.

Сказочница:
Молодцы, ребята, все постарались,

               подпевали весело и дружно.
 Птички так радуются весне, тёплому солнышку, порхают над весенней полянкой, кружатся, танцуют. Давайте, мы сейчас превратимся в маленьких птичек, будем танцевать «Птичью полечку». Летите скорей, выбирайте себе пару!

Коммуникативный танец «Хлопают реснички» А. Чугайкиной

    Сказочница: Какие весёлые птички-невелички, сколько  вы нашли новых друзей и подружек, как весело порхали-танцевали! Летите отдыхать! (дети садятся)

Сказочница: Ой, слышите, кто-то шуршит, фыркает… (воспитатель играет на маленьком барабанчике) Как вы думаете, кто это? Смотрите, да это же ежик к нам на полянку прибежал (слайд 7). Хотите послушать музыку про ежика? Тогда внимательно слушайте пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского «Ёжик».
Слушание музыки «Ежик»Д. Кабалевского 

Сказочница: Расскажите, какая  звучала музыка? А почему она веселая, быстрая?  Ребята, а кто пишет музыку? Правильно, композитор. Вы запомнили имя композитора пьесы «Ёжик»? А вы сможете, как ежики бегать? Тогда превращаю вас в ежиков, бегите в свои норки и двигайтесь под музыку, как настоящие ежики ! (Дети повторно слушают пьесу, произвольно двигаются по залу , изображая ёжиков)

Сказочница: Давайте вспомним песенку про нашего знакомого ёжика, который перестал бояться, и стал смелым! 

 Песенка- танец «Маленький ёжик» Л. Крапивиной

Сказочница: Какие замечательные храбрые  ежики, даже Лисы не испугались!

А пока я рассказывала вам сказку, лес пробудился от зимнего сна, как хорошо, что пришла к нам весна (слайд 9). Вот и сказочке конец, а кто слушал, пел, играл, плясал – тот молодец! Понравилась вам сказка? В кого мы сегодня превращались?
Мне тоже очень понравилась наша сказка о весне! Спасибо вам, ребята, что помогли мне ее рассказать. Хочу подарить вам на память о нашей встрече музыкальные инструменты. А сейчас мне пора возвращаться в свою сказку, а вам в детский сад. Я подскажу слова волшебной песенки, которая вам поможет. (прощаются песенкой с  хлопками):

Покружись, покружись,
В садике все окажись!

Воспитатель
. Ну что, ребята, и нам пора возвращаться в свою группу.

Под спокойную музыку дети выходят из зала.