Конспект музыкальной деятельности «Музыкальная гостиная» «В гости к музыке П.И.Чайковского» в разновозрастной старшей группе (подгруппа подготовительной к школе группы)совместно с родителями.


Автор: Иванцова Валентина Юрьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Конспект музыкальной деятельности «Музыкальная гостиная» «В гости к музыке П.И.Чайковского» в разновозрастной старшей группе (подгруппа подготовительной к школе группы)совместно с родителями.

Краткое описание работы: Приобщать детей к музыкальному искусству, музыкальной культуре посредством использования классической музыки. Демонстрация родителям детей различных форм обучения дошкольников, через творчество П. И. Чайковского в непринуждённой обстановке музыкальной гостиной.

                                                                                      Конспект

музыкальной деятельности «Музыкальная гостиная» «В гости к музыке П.И.Чайковского» в разновозрастной старшей группе (подгруппа подготовительной к школе группы)совместно с родителями.

Цель. Приобщать детей к музыкальному искусству, музыкальной культуре посредством использования классической музыки. Демонстрация родителям детей различных форм обучения дошкольников, через творчество П. И. Чай-ковского в непринуждённой обстановке музыкальной гостиной. Пробуждать у детей и взрослых желания самостоятельно обращаться к слушанию музыки, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Задачи.

-  Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию классической музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения, развивая у детей музыкальную память.

-     Продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Познако-мить детей с новой пьесой «Ноябрь. На тройке» из альбома «Времена года».  Закреплять знания  знакомых пьес из «Детского альбома» с определением характера музыки. Продолжать знакомить с музыкой балета «Щелкунчик» (уточняя образные и звуковые изменения).

-   Закреплять элементарные музыкальные понятия: музыкальный жанр, плясовая, балет, балерина, композитор, музыканты-исполнители, ансамбль, оркестр.

-     Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональ-ный отклик при слушании музыки. Учить детей различать изобразительность музыки, оттенки настроений.

 -   Развивать у детей интегративные качества: умение выразить свои музы-кальные фантазии в создании образа средствами музыкально- ритмических движений, в пластических этюдах. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность взрослых и детей.

-    Побуждать детей к различным проявлениям творчества в музыкально-рит-мических движениях, ритмопластике, развивать умение эмоционально выра-жать характер музыки, поощряя воображение, слуховую фантазию, детскую импровизацию и творческую инициативу. Развивать творческий потенциал взрослых и детей.

 -  Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение друг к другу. Способствовать сотрудничеству детей при выполнении заданий. Развивать коммуникативные способности, развитие эмоционального интеллекта, эмо-циональной отзывчивости, сопереживания,гармонизации детско-взрослых отношений через организацию совместной деятельности и общения.

-   Продолжать формировать умение пользоваться технологическими кар-тами. Учить классифицировать музыкальные инструменты  по группам, развивать логику детей, память и мышление;

-    Способствовать обогащению активного словаря, развитию связной, грам-матически правильной диалогической и монологической речи.

-   Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в детском саду, направленной на формирование основ музыкальной культуры у всех участников педагогического процесса.

Интеграция образовательных областей:

      В области "Познавательного развития" – знакомить детей с творчеством  композитора П. И. Чайковского,  с  видами – группами музыкальных инстру-ментов.

      В области "Художественно - эстетического развития" – развитие худо-жественной культуры детей посредством ознакомления с иллюстрациями, видеоклипами, развитие творческого воображения воспитанников.
      В области "Социально - коммуникативного развития" – совершенство-вать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в игровой  и творческой деятельности , формирование элементарных общепри-нятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

       В области «Физического развития» -развивать двигательную активность детей; сохранять и укреплять физическое здоровье детей, физические качест-ва для творческой музыкально - ритмической деятельности.

       В области «Речевое развитие»-обогащать речь детей музыкальными терминами, расширять и активизировать словарь.   

Форма организации:

Подгрупповая.

Оборудование:

- музыкальный центр;

- телевизор для просмотра видеофильмов;

- мольберт;

- столы.

Материалы: 

- видеофильмы  «На тройке» П.И.Чайковского»,  «Балет «Щелкунчик»,

- карточки – лото для игры «Какой инструмент лишний»,

- карточки определения жанров,

- кубики «настроения»,

- кроватка, кукла, коляска,

-«бабочки» для определения частей музыки,

- осенние листики и веточки,

- методическое пособие для игры «Настроение» (послушай, узнай и определи настроение-характер знакомых пьес),

- портрет композитора  П.И.Чайковского   

Предварительная работа:

-Знакомство с пьесами П.И. Чайковского из «Детского альбома» и «Времена года»

-Знакомство с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковский.

-Разучивание движений плясовой, творческие задания с листочками.

-Знакомство с  музыкальными инструментами.

-Подбирается музыкальный, видео и изобразительный материал.

                                                                                      Ход

                                                                         музыкальной деятельности.

                            Звучит фрагмент 1 концерта для фортепиано с оркестром –дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мои маленькие ценители музы-ки. Сегодня я вас пригласила в «Музыкальную гостиную» для встречи с пре-красной музыкой. Посмотрите, как много гостей у нас. Поздоровайтесь.  (Дети здороваются и проходят на свои места).

Музыкальный руководитель (на фоне музыки, звучит продолжение 1 кон-церта П.И.Чайковского)

         Музыка льется, сверкает, искрится,

         Радость и праздник! Солнце и свет.

         Будто велит всем печалям забыться.

         Музыка счастья – 1 концерт! (фон музыки убрать)

Музыкальный руководитель -Не правда ли, чудесная музыка! Она нас встретила своими яркими, радостными, восторженными звуками. Дети, кто написал эту удивительную музыку? (ответы детей) Да, это музыка П.И.Чайковского! Сегодня, друзья, я пригласила Вас на встречу с замечательной му-зыкой этого великого русского композитора. 

Ребята, не все наши гости знают кто такие композиторы, давайте мы им подскажем. Кто такие композиторы? (ответы 2-3 детей).

     Петр Ильич очень любил природу, особенно осень. Она дарила ему много музыкальных звуков. Это и шорох листьев, завывание ветра, звон дождевых капелек и прощальные песни птиц. Спешит, торопится осень и нас порадовать, ведь скоро засыпать всей природе. Так и хочется сказать об осени красивые, необычные слова! Осень какая? (Золотая, нарядная, разноцветная, прекрасная, урожайная, хмурая, яркая, ненастная, унылая, багряная…).

«Унылая пора, очей очарованье». – писал об осени  А.С.Пушкин. Этому времени года посвятили много прекрасных стихов и другие поэты.. Давайте послушаем их. А прочтут их нам наши мамы.

 «Осень» Л. Татьяничева

                Помедли, осень, не спеши

                Разматывать свои дожди,

                Свои туманы расстилать

                На зыбкую речную гладь.

                Помедли, осень, покажи

                Мне желтых листьев виражи,

                Дай убедиться, не спеша,

                Как тишина твоя свежа

                И как бездонна неба синь

                Над жарким пламенем осин...

«Листопад.» Е. Трутнева.

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки-невидимки,

Облетая с каждого куста.

Осень ходит по дорогам лета,

Всё притихло, отдыхать легло.

Только в небе празднично от света-

Небо все созвездия зажгло!

С золотыми листочками схожи,

Звёзды с неба сыплются,летят.

Будто в тёмном, звёздном небе тоже

Наступил осенний листопад.

Музыкальный руководитель: Замечательные стихи! Спасибо большое! Настроение этой лёгкой грусти можно услышать и в пьесе П. И. Чайковского, которую мы сейчас послушаем.                               Слушание пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песнь»

Музыкальный руководитель. Я вижу, вы узнали музыку, назовите это произведение (ответ.). Правильно, это «Осенняя песнь» Чайковского. В какой альбом композитор поместил эту пьесу? («Времена года») Какое у нее еще название?(«Октябрь»)

- А о чём нам рассказала эта музыка? Что вы услышали в ней? (Музыка рассказала об осени. В музыке слышится шелест падающих листиков, порывы ветра, звон осеннего дождя.)

-  Какая по настроению эта музыка? (Музыка задумчивая, плавная, задушевная, медленная, певучая, грустная, печальная, унылая)

-  Да, мелодия плавная, напевная, очень похожа на народную песню. Помните? Вокальные произведения  те, которые исполняются голосом. Но есть произведения без пения, как «Осенняя песнь». Это инструментальная музыка. Какая музыка? (дети повторяют)

- А теперь спросим у ваших родителей, какие картины осени изобразил композитор звуками, а Вам они увиделись? ((Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль листопада в природе, некоторые звуки напоминают о теплых лучиках солнца, летящие звуки напоминают о том, что птицы, собравшись в стаи улетают далеко, в теплые края…)

            Скажите, ребята, а где живет музыка? (на 3 китах) Действительно, «Вся музыка живет на трех китах» - какой композитор так говорил? (Д.Б.Кабалевский) Что это за киты? (жанры) Назовите их (марш, песня, и танец). (Выставить карточки –«киты»).

К какому жанру относится «Осенняя песнь»? Правильно, эта инструменталь-ная пьеса - «песня».

          Вот как музыка своими звуками смогла изобразить картину осенней природы, а Вы её услышали,  «увидели» и всем рассказали.

          Музыка композитора Чайковского помогает грустить и радоваться, путешествовать и мечтать, играть и танцевать. Представляете, какая красота сейчас в осеннем лесу? Представьте, что вы проснулись ранним утром, подошли к окну – и увидели всю красоту осеннего леса: осень раскрасила яркими красками маленькие листочки деревьев ...

- А давайте мы с вами попробуем рассказать языком жестов, мимики, движений маленькую осеннюю историю. Мамы, помогите нам, надо показать ветерок махалками и осенние деревья с помощью наших осенних веточек, возьмите их. Девочки, а вы готовы превратиться в осенние листочки? Возьмите их. (дети и мамы становятся на ковер с атрибутами)

Как красиво осенью в лесу. Смотрите!  Слушайте! А поможет нам музыка….             Этюд-пантомима «Осенняя история»

    Жили на деревьях листочки. Летом они были зелеными,  а осенью стали красивыми, красными, желтыми, яркими. Они висели на веточках, раскачива-лись и тихонько напевали: ш-ш-ш-ш-…

       (мамы, и девочки стоят за мальчиками с веточками, раскрыв руки, шевеля листочками, мальчики качают руками)

     И вдруг прилетел ветерок, загудел, дунул на деревья, (мама пробегает между деревьев, машет махалками) листочки с деревьев сорвал. А листочки задрожали, полетели и в танце закружились! То вверх устремятся, то вниз, то в хороводе затанцуют… А потом устали и упали до самой земли, прилегли и приготовились смотреть всю зиму цветные сны!

        Вот такая замечательная осенняя история! Молодцы  ребята и мамы! Вы, знаете, я словно, попала в страну волшебных звуков и чудесной природы. Вы дали мне полюбоваться красотой осеннего леса, прощальным танцем листочков! Вы слушали музыку и она помогла вам справиться с заданием  отлично! (дети не садятся)

 2.Осень бывает такая разная! Поздней осенью, в ноябре, когда уже чувст-вуется дыхание зимы, выпадает снег. Раньше на Руси любили кататься на тройках. Как хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей. Летишь, а вокруг просторы полей, снег на солнце сверкает. Красиво вокруг! Хотите увидеть и услышать как? Давайте посмотрим и послушаем новую пьесу Петра Ильича Чайковского, которая так и назы-вается «На тройке».                                                     

                                  Видеоклип «На тройке» музыка П.И.Чайковского  (во время просмотра клипа)

Слышите, какая мечтательная, светлая, но стремительная, сверкающая мелодия, радостная и такая игривая. Смотришь и любуешься природой! Слышите, как сверкает, блестит на солнце снег! Какие восторженные звуки! Как будто всем говорят: Какая красота! Но они затихают и начинается вторая часть пьесы с необычными звуками. Вот и топот копыт и перезвон колокольчиков слышен. Радовались снегу на Руси. А когда катались на санях, обязательно колокольчики привязывали- со звоном ехать веселей. А вот и третья часть звучит. Она похожа на первую, яркую, радостную, летящую.

        Мы познакомились с новой пьесой П.И, Чайковского «На тройке». У этой пьесы еще одно название «Ноябрь». Композитор создал ее и поместил в альбом «Времена года». Как называется новая пьеса? В каком она альбоме?

        Да, Петр Ильич Чайковский любил осень. Он много гулял в лесу, в парке, слушал звуки осени, а потом их записывал, создавал чудную музыку! И когда ему становилось скучно, грустно, он всегда думал: «А не поехать ли мне в деревню? Урожай уже собрали. Не посмотреть ли мне, как народ весе-лится?».

- Хорошо в деревне, а особенно вечером! Парни, да девушки выходят погулять, себя показать! Покажите как.

           (Звучит «Камаринская»-дети свободно выходят, «гуляют»)

А тут-то комаров вдруг налетело видимо-невидимо! И, давай люди от комаров отбиваться: то по плечам себя хлопнут, то по бокам, то по коленям! Покажите, как?! (Показ детьми) Тут-то и музыканты возьми, да заиграй! Ух! Вот и пляска получилась! – «Камаринская»! (дети импровизируют: девочки показывают «каблучок», мальчики ими «любуются», затем мальчики выполняют присядку, девочки «любуются», вместе кружатся под руку, затем дети садятся на места)

        Так это было, иль не так!? Однако «Камаринская» и по сей день звучит – людей веселит! Петр Ильич её нотами записал, приукрасил и поместил в сборник пьес для детей, который называется…,правильно,«Детский альбом».

        Вы заметили, мелодия все время повторялась, но менялась и украшалась. Изменение, новация-это значит…(дети) «вариация». Сколько раз она менялась в «Камаринской» (4 раза). Надо это уточнить с помощью наших  музыкальных бабочек!

По очереди, в соответствии со сменой вариаций наши бабочки будут летать  и опускаться на цветок с последним звуком музыкальной части. А мамы нам помогут на клумбе цветы подержат. (раздать бабочек 4 детям и цветы мамам) Так сколько же раз мелодия повторилась?        Дети. Четыре раза!                                                                               Пьеса «Камаринская» (звучит 2вариант)  

А к какому жанру относится «Камаринская» покажите (дети показывают карточку- народный танец

Осень…  Сколько разного настроения, грусти и радости, а может и тайн приносит она людям! Смотрите, ребята, лучики осеннего солнышка коснулись стен нашего детского сада и вот раскрылся чудесный цветок. Он  украшен иллюстрациями к музыке П.И. Чайковского. Но какими, вам придется отгадать. (Взять один лепесток.)

Игрушек много есть на свете, а мы в гостях у куклы, дети! Тише, её убаюкала музыка. Но, что же с ней случилось? (слышится «плач куклы») Слышите? («кукла заболела») Да, наша куколка заболела!        Звучит отрывок из пьесы «Болезнь куклы».

-  Как называется эта пьеса? Какое настроение у этой пьесы? Как можно утешить, пожалеть куклу? Передайте движениями характер этой музыки. Какими они должны быть? (нежными, ласковыми, заботливыми) Покажите! (опять звучит «Болезнь куклы», дать 2-3детям по очереди куклу, с окончанием взять к себе) По-моему, кукле стало легче, и если  вы о ней позаботитесь, она обязательно выздоровеет. А помогут вам мамы (отдаю куклу маме, она качает на руках передает другой, та кладет куклу в коляску  и качает)     

        Ой, что это? Все лепестки у цветка облетели, наверное, поиграть с вами захотели.  На столах возьмите «забавного гномика» кубик и фишки, пройдите на ковер, сядьте правильно

Игра«Настроение»   ети располагаются на ковре, у всех набор фишек-частей лица, пустое «лицо гномика», кубик настроения)

        Определите по звучащему отрывку музыкальное произведение, а его характер покажите с помощью «гномиков» и фишек. Затем приготовьтесь правильно назвать пьесу.

 (Дети слушают музыку, узнают, все выкладывают настроение, называют пьесу, музыкальный руководитель показывает лепесток с картинкой пьесы для проверки) –Проверьте!

 Слушание отрывков музыкальных пьес из «Детского альбома»:

«Баба Яга»,

 «Мама»,                                                                                                                                                                                                 

«Нянина сказка»,

«Новая кукла».

Вы замечательно справились с моими заданиями. Все лепестки закончились. Скажите! А кто написал музыку, которая помогла нам играть?

В какой альбом поместил эти пьесы композитор?

        Сегодня мы слушали музыку П.И.Чайковского и вся она исполнялась на разных инструментах.

-Как называют людей, которые исполняют музыкальные произведения? (Исполнители, музыканты) .

-Как одним словом можно назвать группу музыкантов,  исполняющих музы-кальные произведения на одинаковых инструментах? (ансамбль).

А если инструменты разные, но звучат одновременно, это…?(оркестр)                                                                    

 Кто руководит оркестром и помогает слаженно играть? (дирижер)

-Оркестры бывают разные: духовые, струнные, симфонические. И зависит название  от того на каких инструментах играют музыканты. Какие группы инструментов вы знаете? (Духовые, ударные, струнные, клавишные)

 А давайте поиграем Игра называется «Какой инструмент лишний?». Вам нужно всего лишь закрыть фишкой ту картинку, которая не подходит к данной группе инструментов. Например, среди струнных попался один ударный инструмент или наоборот, среди клавишных - один духовой и т.д. Кто закончит, приготовьтесь к ответу: почему инструмент вы посчитали лишним. (играем два раза) Молодцы, вы нашли правильно лишние инструменты, с заданием справились все.

-   Я  приготовила  загадку, но я думаю, что она  трудная.

                                       Инструмент, как пианино,

                                       Но гораздо меньше он.

                                       Вместо струн внутри пластины,

                                       Слышен нежный перезвон,

                                       Если клавиш кто коснётся.

                                       Как же инструмент зовётся?

Дети: Челеста! Правильно, молодцы!

 На какой инструмент похожа челеста? (На фортепиано) Да, на фортепиано, но гораздо меньше. И звуки челесты, как звон колокольчиков. Мы с вами знаем, что именно Пётр Ильич Чайковский впервые в России использовал этот музыкальный инструмент в своем спектакле. Где? (в балете «Щелкунчик»).

      На прошлых занятиях мы уже начали знакомиться с балетом «Щелкунчик», который написал Петр Ильич. Это было давно,  музыку балета знают и любят  сейчас не меньше, чем сказку.

       А что такое балет? (перевод-танец, «спектакль, рассказанный с помо-щью движений и музыки») Как называют артистов балета?(балерина и артист балета)

      Сейчас мы с вами перенесемся в театр, где идет представление балета-сказки «Щелкунчик». Напомните мне, как нужно вести себя в зале? (Тихо, не разговаривать.) 

       Помните, Принц и Мэри, пройдя сквозь зимний лес, попадают в королевство, к фее Драже, где начинается карнавал сладостей. Это было необычное королевство, а сказочное царство сладостей, в котором можно было увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. Когда Мэри и Принц попали в Сказочную страну, в их честь был устроен праздник. И открывал этот бал « Вальс цветов». И сейчас я предлагаю вашему вниманию самый знаменитый и известный фрагмент балета  « Вальс цветов».

                                               Видеоклип « Вальса цветов» П.И.Чайковского.

(Во время просмотра «Вальс цветов» один из самых популярных музыкальных номеров балета «Щелкунчик». После первых тактов, которые исполняют деревянные духовые инструменты, вступает струнный инструмент – арфа. Её звуки похожи на плавные переливы волн. Вальс покоряет удивительным мелодическим богатством. Прекрасные напевные мелодии возникают одна за другой. Главную тему вальса проникновенно исполняет хор четырёх валторн.Посмотрите, как грациозны артисты балета, как выразительны их движения…)

Ребята, а какой этот вальс по характеру, по настроению? ( Ответы детей).

- Правильно, этот вальс праздничный, нежный, полон радости и красоты.

  А что такое вальс? (Вальс, означает «кружиться») Это значит, что, испол-няя вальс, используют движения по кругу.

 К какому жанру относится вальс? Покажите. (дети поднимают нужную карточку)

        Когда композитор пишет музыку балета, то он тоже создаёт сказку, только не обыкновенную, а музыкальную. Её вместо слов рассказывают нам звуки. В зависимости от  того, что происходит в сказке, будет сочиняться и музыка. Весёлое событие – весёлый мотив, грустное – значит и музыка грустная.  Но у музыки балетного спектакля есть одна особенность – она обязательно должна быть танцевальной.

      В нашей музыкальной гостиной мы еще будем смотреть балет «Щелкунчик», будем слушать чудесную музыку и любоваться танцами артистов балета, узнаем о том, кто ещё принимает участие в создании балетного спектакля.

        Музыка П.И.Чайковского чудесна. И познакомившись с ней однажды, человек будет рад встрече с ней всю жизнь.

 «Концерт окончен.  Музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется сейчас она звучит и будет долго, долго еще звучать для каждого из нас.

                                                                Пусть музыка всегда живет,

                                                                 И радость всюду побеждает!

                                                                Пусть сердце русское поет!

                                                                 Чайковского повсюду знают!

       Сегодня, мы встречались с музыкой великого композитора П. И. Чайковского Это имя станет близким вам, если Вы чаще будете встречаться с его музыкой. До новых встреч! А я хочу вам пожелать любите музыку, дружите с ней, пусть музыка всегда будет вашим другом.

        А мамам вашим я скажу:

Я с музыкой связала жизнь свою,

И никогда об этом не жалела.

Я благодарна маме и отцу, -

Они увидели - во мне душа запела.

Без музыки нельзя на свете жить,

Без музыки мы стали бы глухими.

Глухими ко всему, что в жизни может быть, -

А люди не должны ведь быть такими.

Без музыки не мыслю жизнь свою,

В другой профессии себя не представляю.

Всю свою душу детям отдаю,

Для них с любовью все я сочиняю.

Люблю свою профессию, она

Мне дарит крылья, радость, вдохновенье.

Люблю я музыку, ценю её сполна, -

Моя профессия - судьбы прикосновенье!

           Пусть музыка дома у вас  всё наполняет вокруг,

           Да здравствует музыка – солнечный друг!