Сольфеджио-это интересно!


Автор: Суровова Татьяна Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Сольфеджио-это интересно!

Краткое описание работы: Музыкальную школу нельзя представить без предмета сольфеджио. В отличие от уроков по специальности, хору, вокалу практический результат этого курса заметен не сразу, и многие дети и родители не понимают, зачем нужен этот предмет и считают его самым трудным. В данной работе описано, как, не упрощая предмета, сделать его привлекательным и интересным.

держание

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                3

 

 

1. Из истории преподавания сольфеджио                                              6

 

 

2. Обзор современных методик и технологий обучения сольфеджио в ДМШ и ДШИ                                                                                           9

 

 

3. Игровые приёмы обучения, используемые на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ                                                                                           11

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                      17

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                     18

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                     19

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Музыкальную школу нельзя представить без предмета сольфеджио. В отличие от уроков по специальности, хору, вокалу практический результат этого курса заметен не сразу, и многие дети и родители не понимают, зачем нужен этот предмет и считают его самым трудным. Часто приходится слышать, что сольфеджио- скучный, сложный, непонятный и ненужный предмет. В чём же причины такого распространённого мнения?

Во- первых, содержание этого предмета очень многогранно. Здесь учат слушать и слышать музыку, читать ноты, понимать знаки, записывать услышанные мелодии, играть и петь с листа, исполнять многоголосия, подбирать аккомпанемент, ориентироваться в тональностях. Во-вторых, маленькие дети, приходящие в музыкальную школу, обладают непроизвольным запоминанием, у них не развито ассоциативное мышление. Это значит, что запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания. К произвольному запоминанию дети обращаются редко и главным образом по требованию взрослых. А запоминать на уроке сольфеджио приходится много. Кроме этого, возникают трудности с работой на клавиатуре фортепиано, особенно у детей, которые пришли в музыкальную школу учиться игре на скрипке или гитаре.

Не умение применять полученные знания на практике, требует помощи взрослого, но не все родители и не всегда могут оказать эту помощь. Если ученик не усвоил материал предыдущего урока, ему будет сложно двигаться дальше. В-третьих, каждый преподаватель сольфеджио понимает, что старый академический стиль преподавания для современных детей не подходит. Большинство родителей отдает своих детей в музыкальную школу для того, чтобы ребенок не бегал на улице, да и конкурс при поступлении оставляет желать лучшего. Часто портрет нашего ученика выглядит таким образом: что-то слышит, чуть-чуть поёт, не совсем ритмичен, гиперактивен, уставший из-за перегрузок в общеобразовательной школе, не желающий учится потому, что так хотят родители. А пробуждение интереса к музыке требует систематической работы, и получать удовольствие на уроках сольфеджио, ничего не делая дома, не получится. К 3-4 классу желание обучаться у ребенка пропадает совсем.

Как, не упрощая предмета, сделать сольфеджио привлекательным и востребованным? И это главный вопрос преподавания сольфеджио в XXI веке. Перед преподавателем - теоретиком стоят две задачи:

  • профессиональная - развивать музыкальный слух, который необходим музыканту - исполнителю высокого класса;
  • социальная - воспитывать активного слушателя и любителя музыки независимо от того, станет ребёнок профессиональным музыкантом или нет.

За время урока в 60 минут необходимо заинтересовать ученика, донести объем теоретических сведений, развить вокально-интонационные, слуховые, метроритмические навыки, научить писать музыкальные диктанты, и все это на позитиве и эмоциональном подъеме. Если раньше изучение теории, заучивание правил, написание нот, пение их сводилось к многократному повторению и зубрёжке, то теперь чего только не придумали: и методики, позволяющие преподносить материал в игровой форме, и яркие рабочие тетради с творческими заданиями, и разнообразные компьютерные программы и приложения, делающие процесс изучения гораздо интересней и современней. Отсюда следует, что на данный момент сольфеджио в музыкальной школе может быть очень интересным!

Цель работы – анализ возможностей включения игровых технологий в современный урок сольфеджио.

Задачи:

-       изучить опыт академического обучения сольфеджио в ДМШ и ДШИ;

-       провести обзор современных методик и технологий обучения сольфеджио в ДМШ и ДШИ;

-       систематизировать игровые приемы обучения, используемые на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ.

ИЗ ИСТОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО

 

Сольфеджио как учебная дисциплина имеет многовековую историю, на протяжении которой музыканты постоянно искали новые формы и методы развития музыкального восприятия. Анализируя историю развития сольфеджио, мы видим, что в XVIII веке предмет представлял собой лишь систему вокальных упражнений, зародившихся в придворных и церковных певческих капеллах и целиком подчинённых задаче развития голоса.

В XIX веке, кроме упражнений для интонирования, появляются рекомендации по развитию навыков слухового анализа. Многие композиторы, музыканты-педагоги Петербургской и Московской консерваторий: Римский – Корсаков, Чайковский, Аренский, Лядов, Майкапар и другие, оказали большое влияние на развитие и становление сольфеджио как предмета профессионального музыкального образования. Н.А. Римский-Корсаков, считал сольфеджио «могущественным средством к развитию музыкальности».

В конце XIX века Н.М. Ладухин, издаёт первое в России руководство по написанию диктанта, а С.М. Майкапар-авторскую методику, которая является первой попыткой воплощения идеи тембрового подхода к проблеме развития слуха. После Великой Октябрьской социалистической революции происходит движение в сторону доступности музыкального образования для широких масс.

Задача начального музыкального образования выдвигается на первый план, зарождается новая форма сольфеджио – музыкальная грамота, цель которой дать возможность приобрести простейшие исполнительские навыки и усвоить элементарные теоретические знания. В начале XX века методические основы сольфеджио расширяются введением ритмических, тембровых упражнений и диктантов. Характерной особенностью этого этапа в истории сольфеджио является ограниченное обращение к музыкальной литературе.

Во второй половине XX века начинается новый этап в становлении российского сольфеджио. Методика преподавания разрабатывается такими выдающимися педагогами, как А.Агажанов, Б. Алексеев, Д. Блюм, Е.Давыдова, Т. Мюллер, A. Островский, Б.Незванов, И.Способин и др. Составляются и издаются учебники по сольфеджио Б.Калмыкова и Г.Фридкина, П.Драгомирова, Н.Баевой и Т.Зебряк,А. Барабошкиной /2, 15/ и др., которые на долгие годы становятся основными учебными пособиями для музыкальной школы.

XX век отмечен появлением многочисленных авторских методик преподавания сольфеджио, как у нас в стране, так и за рубежом. Одна из них– венгерская релятивная система Золтана Кодая, основанная на методе относительной (ладовой) сольмизации и использования ручных знаков.

Другая - концепция немецкого композитора и педагога Карла Орфа Шульверк. Музыка для детей, распространенная более чем в 40 странах мира. Швейцарский педагог Э. Жак - Далькроз  в основу своей уникальной авторской системы ставит музыкальные движения. «Ритмика, - подчеркивал автор — это сольфеджио для всего тела».

Американец Валерий Брайнин, автор музыкально-педагогической системы "Развитие музыкального интеллекта у детей", опирается на детскую психологию и способствует развитию скрытых способностей и талантов. Кроме того, в музыкально-педагогической системе Брайнина предусмотрено развитие у детей цветного восприятия ступеней ладов народной музыки.

"Музыкальная графика", или синестезия была вызвана к жизни австрийским педагогом и искусствоведом Оскаром Райнером. Применение синестезии (так называемый «цветной слух», при котором музыкальные звуки вызывают у человека цветовые ассоциации), в педагогике стимулирует интерес учащихся к музыкальному искусству, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления.

В отечественной педагогике предложил свою методику обучения музыкальному творчеству Лев Баренбойм, Он резко критиковал «дрессуру и натаскивание», и подчеркивал необходимость развития творческой личности. Методический принцип триединства: знать + слышать = действовать (т.е. играть, петь, сочинять, импровизировать, писать диктанты, анализировать на слух и т.д.) лёг в основу авторской методики известного педагога – новатора Григория Шатковского  "Развитие музыкального слуха". В основе метода лежит убеждение, что все дети талантливы и способны освоить музыкальный язык и "говорить" на нем так же свободно, как на своем родном языке.

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ СОЛЬФЕДЖИО В ДМШ И ДШИ

 

Наступивший XXI век, с его многоликой музыкальной культурой, ставит новые задачи перед музыкальным образованием вообще и перед преподавателями сольфеджио в частности. Возрастает роль стилевого и ладового сольфеджио, которые помогают подготовить слух к освоению стилей и направлений современной музыки. В рамках этого направления О. Хромушин стал автором первого в России "Джазового сольфеджио", а также "Учебника джазовой импровизации для ДМШ". Вслед за «Ладовым сольфеджио» В. Блока появляются «Детское музыкальное творчество на русской народно основе»Б. Шеломова, «Японское сольфеджио» М. Карасевой и др. пособия.

XXI век - это преподавание сольфеджио с использованием методов психологии. Начало серьёзному изучению психологических проблем сольфеджио положил труд Б.М. Теплова /10, 25/, посвященный исследованию психологии музыкальных способностей. Интерес к этой проблеме становится всё более заметным. Рождаются неожиданные оригинальные идеи, позволяющие изменить само отношение к предмету. Так появляется проект нового сольфеджио Е. Назайкинского /8, 37/, который открывает невиданные горизонты и кажется столь же привлекательным, сколь и фантастичным.

Крупнейшим исследованием в этой области явилась монография М.Карасёвой «Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха». Примеры использования методик с психолого-педагогической направленностью относительно сольфеджио пока немногочисленны, но заслуживают особого внимания.

В книге «Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов» Л.М. Масленкова утверждает, что прямая связь с психологией обязывает педагога - сольфеджиста  знать ее базовые категории, такие как «восприятие», «внимание», «память», «музыкальное мышление» и учитывать психическое состояние ученика, благоприятное для той или иной успешной деятельности, его психофизиологические особенности. Знание о том, что функциональная асимметрия мозга – одно из важнейших свойств индивидуальности и является врожденным качеством, поможет понять, почему некоторые дети, видя на тёмной доске четвертную ноту, написанную белым мелом, пишут в своих тетрадях ноту половинную или почему не все учащиеся одинаково справляются с творческими заданиями.

К сожалению, способ изложения информации учителем далеко не всегда совпадает с типом восприятия и переработки ее учеником. Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Таким образом, правополушарные дети находятся на уроке в ситуации постоянного стресса. Чтобы понять особенности своих учеников, я использую тест на определение доминирования правого или левого полушария и типа мышления (Приложение 1).

Помимо функциональной асимметрии мозга, на особенности восприятия ребенка влияет пол. Так, например, мальчики больше ориентированы на информацию, девочки - на отношения между людьми. Специалисты отмечают, что у каждого пола и время, необходимое для вхождения в урок, тоже разное. Из вышесказанного можно сделать вывод, что учебный процесс, с точки зрения нейропедагогики, должен представлять собой дифференцированное обучение. Если педагогу – специалисту, взаимодействующему с учеником один на один легче учесть индивидуальность ребёнка, то перед педагогом - сольфеджистом встаёт непростая задача: преподавать так, чтобы не навредить, чтобы развить и научить, чтобы увлечь и убедить ученика в удивительных возможностях этого предмета.

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДМШ И ДШИ

 

В современной педагогике наблюдается все более решительный отказ от традиционной системы организации учебного процесса. Оптимизация учебного процесса (особенно у младших школьников) достигается путем обращения к разнообразным методикам, в том числе игровым. Предыдущим периодом у младших школьников является дошкольный возраст, а в этом возрасте ведущей деятельностью является игра. У младших школьников игра не исчезает, лишь немного теряется ее определяющая роль в развитии. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют. Игра мотивирует ученика, она нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. Игры на уроках позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Применение игровых форм работы в обучении сольфеджио помогает учащимся легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Рассмотрим некоторые виды игр, применяемые на уроке сольфеджио и имеющие разные цели и задачи.

Ритмические игры

 

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные. Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачивается узору. А сам узор, т.е. ритм – это уже музыка!»Э. Финкельштейн.

Музыкально-ритмические игры – одна из самых долгожданных форм работы на уроке для детей. Использование детских музыкальных инструментов, ритмических карточек, звучащих жестов, ритмических партитур – всё это направлено на развитие  чувства метроритма. Почти с первых занятий в первом классе дети работают с ритмическими карточками. С их помощью можно прохлопать ритм, выложить ритмический диктант и длительности звуков в обычном диктанте, карточки широко используются в музыкальных играх. Например: «Выложи своё имя», «Найди предмет», «Узнай песенку» и др. Однако ощутить, почувствовать ритм помогает, прежде всего, сама музыка.

Дети очень любят исполнять ритмический аккомпанемент, более старшие – по ритмическим партитурам, а младшие с удовольствием играют в игру «Упрямый ослик», которая знакомит ребят с понятием «остинато». Ребята поют знакомую песенку или слушают музыкальное произведение, а один из учеников играет роль «упрямого ослика», играя на детском ударном инструменте ритмическое остинато.

Игра «Ладушки» помогает узнавать на слух особенности чередования сильных и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки. Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые - друг с другом, как бы играя в ладушки.

Игра «Телефон» помогает детям визуализировать ритм, готовит к написанию ритмических диктантов. Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель придумывает ритмический рисунок, простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним ученика, а тот в свою очередь передает дальше. Последний ученик, записывает ритмический рисунок на доске, далее вся группа прохлопывает ритм со слогами. Использование творческих ритмических заданий в рабочих тетрадях поддерживает интерес детей к работе с ритмом.

 

Ладовые игры.

 

Основной задачей в формировании ладового слуха становится восприятие устойчивых и неустойчивых ступеней. И здесь на помощь приходит игра «Вопрос – ответ». Игра предполагает элемент творчества и импровизации. Использовать её на уроках можно тогда, когда обучающиеся хорошо познакомились со ступенями лада, могут свободно интонировать их. Педагог пропевает какой – либо вопрос  заканчивая его на неустойчивой ступени, а ученик должен спеть ответ в этой же тональности, закончив его на тонике. Например:

«Что ты хочешь, кошечка? – Молочка немножечко»,

«Жук, жук, где твой дом? – Мой дом под кустом»,

«Зайка, зайка, где бывал? – На лужайке танцевал».

В помощь педагогу и наглядное дидактическое пособие «Музыкальная лесенка» позволяющая в игровой форме проводить настройку в тональности, распевание, определение на слух ступеней, развивать внутренний музыкальный слух, закреплять теоретические знания о музыкальных ладах и ступенях. Она может представлять собой таблицу с цветными полосками, обозначающими устойчивые и неустойчивые ступени или быть нарисованной на доске, а может быть лесенкой, по которой шагает котик, матрёшка и пр. (Прил. 2).

Ещё одним из видов игры, развивающей ладовый слух, может быть «Живое пианино». Дети выстраиваются в шеренгу. Каждый из них - «Живая клавиша», «ступень какой – либо гаммы». Преподаватель или кто – то из обучающихся может сыграть на пианино фразы знакомой или незнакомой песни, гамму, трезвучие или просто последовательность ступеней, «нажимая на клавиши», показывая на участника игры, который пропевает свой звук. Хороший игровой приём, который часто используют педагоги на уроке – пение вслух и про себя.

 

Интервальные игры

 

Интервалы – это те «кирпичики», из которых состоит любая мелодия. Научить видеть, узнавать, слышать, интонировать интервалы – одна из главных задач преподавателя по сольфеджио. Очень интересно можно построить эту работу используя методические рекомендации Татьяны Анатольевны Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио»(3). Это пособие является обобщением опыта работы над интервалами на начальном этапе обучения и предлагает использовать ассоциативно-образный метод, пластические и графические символы интервалов, интервальные партитуры. Некоторые из этих методов я использую в своей работе, и они будут показаны на открытом уроке во 2 классе.

Несколько слов хотелось бы сказать о наглядности. Таблицы, конечно, очень помогают ориентироваться в многообразии информации по сольфеджио, но они дают уже готовый результат. Гораздо интересней и полезней работать с мнемо таблицами, которые постепенно ведут к этому результату и развивают ассоциативную память ребёнка. Мнемо таблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов, в нашем случае теоретических правил (Прил. 3). Ведь маленькие дети ещё не умеют писать или пишут очень медленно. Применение таких таблиц так же есть в открытом уроке.

 

 

Игры для развития навыка чтения с листа

 

Игровые формы можно использовать для любого вида работы на уроке сольфеджио. Например, для чтения с листа можно применить пение цепочкой или «Эхо». Назначается ведущий. Он поёт первую фразу, педагог, контролируя правильность интонирования, предлагает другому ребёнку быть в роли «эхо». Если ребёнок повторил, значит, он становится ведущим и поёт дальше. Если нет, то ищем другое «эхо».

 

Игровые формы для развития навыка написания диктанта

 

Диктант является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития учащихся, поэтому на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе диктант должен быть обязательной и постоянно используемой формой работы. Какие же формы работы можно предложить учащимся, чтобы заинтересовать и помочь освоить им этот сложный вид деятельности. А вариантов может быть достаточно много:

  1. «Попугайчик» -повторение легкого мотива голосом.
  2. «Обезьянки» -повторение ритмического рисунка
  3. «Откопай мелодию» -повторить на фортепиано (назван 1 звук)
  4. «Узнавайка» -на доске начало знакомой мелодии, нужно дописать.
  5. На доске мелодия, дописанная не до конца, дописать по слуху.
  6. «С дырками» на доске

а) написать знакомую мелодию, но перепутаны такты

б) незнакомая мелодия с перепутанными тактами (играть правильно)

  1. Записать по памяти мелодию, выученную дома наизусть
  2. 9.Ритмический диктант: на доске ноты, указать ритм, и наоборот, написан ритм, написать ноты.
  3. Диктант с «ошибками». По слуху играть мелодию.
  4. Диктант с вариантами. Изменение мелодически или ритмически мотива, фразы, предложения
  5. «Молния» -3 игры»(2+1)
  6. Диктант – «воспоминание». Пишется мелодия, записанная ранее (неделю назад).
  7. «Фотодиктант»   -прочитать мелодию с листа- закрыть, записать по памяти.

Главное для педагога – это выбрать форму диктанта в соответствии с поставленными задачами и уровнем развития учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рамках одной работы невозможно охватить весь спектр разнообразных методов и приёмов, методик и технологий, которые находятся в арсенале современного учителя. Сюда необходимо добавить, что отличительной чертой развития сольфеджио на рубеже XX-XXI веков стала компьютеризация и привлечение информационных технологий. Поэтому можно сделать вывод, что только на своем опыте преподавателю можно определить для себя, каких методов обучения сольфеджио придерживаться в работе. Сегодняшний преподаватель сольфеджио должен понимать, что задачей начального музыкального звена, прежде всего, является развитие у ребенка любви и интереса к музыке. Но педагогу необходимо точно дозировать применение игровых заданий для того, чтобы урок не превратился в шоу. Важно не потерять саму суть предмета – развитие музыкального слуха, а развитие предполагает серьёзную работу над собой. А ещё давно доказано, что занятия сольфеджио заставляют думать, как математика или шахматы. И это просто полезно для развития ума, даже если ребёнок не свяжет свою жизнь с музыкой. Сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета. Самое главное, что надо запомнить, сольфеджио - очень важный и очень интересный предмет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-М., 1965 г.

2. Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе.-М., 1963 г.

3. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Подготовительная группа, 1-2 классы ДМШ ДШИ. Методические рекомендации.–М., 2006 г.

4. Вахромеев В.А. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе».-М., 1966 г.

5. Выгодский Л. С. Психология искусства.-М., 1987г.

6. Давыдова Е.В. «Методика преподавания сольфеджио».-М.,1975г.

7. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». Методическое пособие для ДМШ.-М., 1989г.

8. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия.- Москва, 1972г.

9. Островский А.Л. «Методика теории музыки и сольфеджио».-Ленинград, 1970 г.

10. Теплов Б. Психология музыкальных способностей / Избр. труды: В 2 т. Т. 1. - М., 1985.

11. https://kopilkaurokov.ru/- сайт для учителей

12.https://nsportal.ru/-Образовательная социальная сеть

13. https://multiurok.ru/Сайт Вашуровой Э.С.

14. http://www.muz-urok.ru/muz-igra.htm - музыкальные игры онлайн

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест на определение доминирования правого или левого полушария и типа мышления.

Инструкция.

Разложить карточки по три, разделив их на 3 группы, так чтобы в каждой было что-то общее.

Наглядный материал. 9 карточек, на каждой из которых написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов.

1 вариант

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

В данном случае, поскольку выделены общие существенные признаки, преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип, логическое мышление. Доминирование левого полушария.

2 вариант

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам, что говорит о преобладании I сигнальной системы. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

3 вариант

Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.

 

Принципы, по которым работает каждое из полушарий

У «левополушарного» человека страдают виды психической деятельности, связанные с образным мышлением: он не воспринимает интонационный состав речи, мелодии, словоохотлив, имеет богатый словарный запас, усилены виды психической деятельности, лежащие в основе абстрактного мышления: наблюдается склонность к классификации. Отличается положительным эмоциональным тонусом. «Правополушарный» человек демонстрирует резкое снижение речевых способностей, классификация нарушена, объясняется охотнее мимикой и жестами, хорошо различает изменение интонации. Отличается образным мышлением.

Левое полушарие мозга отвечает за наши языковые способности. Оно контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Если преобладает работа левого полушария, то человек действует последовательно, логически, выстраивая алгоритмы, цепочки. Левое полушарие не воспринимает музыку, за неё отвечает правое. С другой стороны, мозолистое тело (оно соединяет полушария) у музыкантов развито лучше, чем у людей, не связанных с музыкой. То есть, у музыкантов полушария работают более гармонично.

Левое полушарие вербально, в нём находится центр речи, поэтому левополушарные люди словоохотливы. Левое полушарие активизируется при чтении научных текстов, а правое — художественных. Правое полушарие чувствительно к юмору и понимает метафоры.

Левополушарные люди любят углубляться в детали, они скрупулёзны. Правополушарные люди сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали. Левополушарные сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом.

Для правого полушария характерна память, связанная с эмоциями и личным опытом. Её можно представить как многомерную сеть. Если один компонент этой сети выпадает, это не рушит всю сеть.

Левое полушарие запоминает логические связи. Его память, как цепочки, в которых каждое звено связано с двумя другими: предыдущим и последующим. Выпадает одно звено — рушится вся цепочка.