«Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста посредством музицирования»


Автор: Кислицына Светлана Анатольевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

«Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста посредством музицирования»

Краткое описание работы: Описание опыта работы по теме развития чувства ритма у дошкольников.

  «Жизнь есть музыка с её живым и жизнь творящим ритмом» Эмиль Жак-Далькроз

 

      Одним из главных отличий современного общества является ускоренный темп жизни, а также огромное количество жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкиваются и взрослые, и дети. Обилие малохудожественной информации, особенно в сфере массовой культуры, огромное число низкопробных записей, особенно пагубно влияет на дошкольников как на эмоциональном, так и на физическом уровнях. Нарушение или отсутствие чувства ритма вносит дисгармонию в жизнь ребёнка. В создании благоприятных условий для гармоничных отношений ребёнка с миром, с природой, социальной средой огромную роль играет система музыкального образования.

           В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н.Г.Александровой, Е.В.Кононовой, Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Б.М. Тепловым. Швейцарский композитор и педагог Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в развитии чувства ритма участвует наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольников говорят в своих работах педагоги-музыканты К. Орф, Т. Э. Тютюнникова, Н. А. Ветлугина. Программа «Ладушки», авторы И.М. Каплунова, И. Новоскольцева, являются последователями этих учений и  оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В основе их разработок – идея об интеграции движения и музыки, эмоционально окрашенной и значимой для ребёнка игровой деятельности. Мне удалось побывать на авторском семинаре И.М. Каплуновой, где было продемонстрировано много приёмов работы с детским оркестром.

Актуальность работы.

       Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить голосом, движением, музыкальным инструментом. Это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

        Если чувство ритма несовершенно, то к тому же замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации.

Изученный мною опыт ведущих педагогов – музыкантов, анализ результатов диагностического обследования, позволили спланировать дальнейшую работу по данной теме.

Тема: «Развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста посредством музицирования».

Цель работы: определение эффектиных способов развития чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре. (Формирование у детей чувства ритма и навыков игры на музыкальных инструментах).

Чтобы достичь данной цели определила следующие задачи:

- Развивать ритмичное, осмысленное музицирование.

- Обучать простейшим приемам игры на  детских музыкальных инструментах.

- Приобщать к инструментальной музыке и к слаженному звучанию в оркестре.

       В качестве средств, в работе я использовала, педагогическое наблюдение, диагностику, консультации, работу с педагогами, родителями и с детьми.

       На начальном этапе я изучила уровень развития чувства ритма у детей подготовительных групп (6-7 лет). Использовала диагностику, И. Каплуновой (программа «Ладушки»). Автор программы предлагает не проводить специальных занятий для диагностики. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях – во время непосредственно образовательной деятельности. «Каждый ребёнок индивидуален, и подходить к оценке его возможностей нужно бережно и разумно».

Критерии выявления чувства ритма:

- правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы;

- умеет их составлять, проговаривать и проигрывать на музыкальных инструментах;

- умеет держать ритм, играя в  оркестре.

    В результате диагностики только у 50% наблюдалось хорошо развитое чувство ритма. Для того чтобы чувство ритма формировалось у большего числа воспитанников, я выбрала игру на детских музыкальных инструментах исключительно в синтезе со словом и движением. Разработала картотеки упражнений и игр, музыкально-дидактических игр,  пособия и систематизировала их для работы с детьми на занятиях и в индивидуальной работе.

«Звучащие жесты» в стихах.

     Каждое занятие я начинаю с игровых упражнений, в которых использую стихи, считалочки, распевки. Которые мы обыгрываем движениями (жестами). В программе И. Каплуновой предложена небольшая подборка стихов, поэтому я сделала свою подборку. Главная особенность заключается в том, что стихи должны соответствовать возрасту, должны быть не большие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.  (Этот материал представлен в картотеке Картотека1 или Приложение1)

Так например, известная попевка «Барашеньки-крутороженьки»: на каждый слог хлопки, на последний - шлёпнуть по коленям. Затем на ту же попевку мы имитируем игру на любом детском музыкальном  инструменте. Например, бубен: на все слоги удары по бубну ладонью, на последний слог «тремоло».

      Такие упражнения активизируют детей, их внимание, речь, моторику и дают возможность определять чёткий ритм.

    Цветные «Звучащие жесты».

Такое упражнение я использую на занятии после слушания-восприятия перед пением, что активизирует внимание, и артикуляцию.

Набор карточек с большими и маленькими кружочками, обозначающими длительность звука, а цвет обозначает жест.

Цветовое обозначение звучащих жестов:

Хлопки – красный,

Шлепки – жёлтый,

Притопы – зелёный.

У музыкантов принято обозначать или озвучивать длинные и короткие звуки слогами. – Та – длинный звук, - ти – короткий звук.

 

        ТА              ТА           ТИ        ТИ           ТА

     «Звучащие жесты» в картинках. (Ритмические цепочки).

Смысл их в том, чтобы отойти от принятых – ТА – ТИ - ТИ – ТА -, а называть длительности  словами или звуками их обозначающими, что делает игру  интереснее и забавнее для детей.

Набор карточек с  маленькими и большими  картинками, обозначающими длительность звука.

Есть несколько вариантов этого упражнения:

  1. Хлопками или  другими  движениями.
  2. Используем по два, три и более, разных движений.
  3. Каждый выбирает своё движение или несколько движений.
  4. Использование жестов для имитации игры на музыкальных инструментах.
  5. Используем шумовые инструменты, сначала все одинаковые, затем каждый выбирает свой инструмент. (игра в оркестре)

 

  

       ДОН     ДОН      ДОН    Ди  -  ли     ДОН

        Музыкально-дидактические игры.

      Завершала занятие музыкально-дидактическими играми. Музицирование на детских музыкальных инструментах невозможно без использования музыкально - дидактических и ролевых игр. «Дирижёр и оркестр», «Эхо», «Узнай, кого зову», «Инструментальная карусель» и т.д. (Приложение 2)

      Такие игры способствовали не только развитию чувства ритма, но и слухового внимания: умению вовремя вступать и заканчивать игру на инструменте, слышать смену частей музыки, а так же умение внимательно слушать исполнение других детей.

        Ритмическое лото.

     Наборы  картинок для самостоятельного составления  любых ритмических цепочек.

      Это упражнение я использовала в индивидуальной работе. Дети составляли  ритм  известных попевок и песенок. Озвучивали эти ритмические цепочки  сначала жестами, затем на музыкальных инструментах.

      Упражнения с цветными ритмическими карточками и ритмическими цепочками, позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

      Логическое продолжение игр со «звучащими жестами» – это музицирование с инструментами, работа над конкретным произведением. Чтобы ребёнок действительно проникся  чувством ритма произведения, которое будет исполнять на музыкальном инструменте, мы начинали опять же с простых движений под музыку  (хлопки, щелчки, притопы, шлепки по коленям) и имитации игры на конкретном инструменте.  Это помогает прочувствовать ритм на физическом уровне, тренируется не толко слуховая, но и мышечная память. Различные по тембру музыкальные инструменты заинтересовывают детей способами звукоизвлечения и характером звучания. Кроме смешанных оркестров я использовала «оркестр ложкарей», «оркестр музыкальных треугольников». Стук ложек отлично сочетается с любой мелодией, и маленьким ложкарям легче справляться с любым ритмом и темпом. Кроме того, деревянные ложки – это самый доступный музыкальный инструмент не только для музицирования в детском саду, но и дома.

Вывод.

      Я считаю, что такая музыкальная деятельность, как игра в детском оркестре, обладает высокими показателями для развития чувства ритма старших дошкольников, обладает неоценимой помощью в формировании  слухового внимания, чувства ритма и других  музыкальных способностей, а также  речевых навыков, учит умению взаимодействовать с коллективом, прислушиваться к музыке и анализировать собственное исполнение.