конспект музыкального занятия "Музыка моего города"


Автор: Занкович Оксана Юрьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

конспект музыкального занятия "Музыка моего города"

Краткое описание работы: музыкальное занятие, охватывающее все сферы деятельности ООД для детей старшего дошкольного возраста

 

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Раздел образовательной области: Музыкальная деятельность.

Тема: «Музыка моего города».

Педагогическая цель: Воспитание детей в духе патриотизма к Малой Родине – городу, в котором они родились и живут.

Задачи:

  1. Учить детей внимательно слушать музыку, различать ее характер, уметь словами передать свои впечатления от прослушанной музыки, узнавать знакомые произведения, называть их автора.
  2. Развивать творческое воображение детей в процессе слушания музыки, закреплять умение составлять творческие рассказы (сказки) и изображать в движении персонажа пьесы.
  3. Воспитывать чувство патриотизма у дошкольников через любовь к родному городу, к родной природе и искусству.

Реализация образовательных областей: речевое и познавательное развитие.

Виды деятельности: музыкальная, игровая, двигательная.

Средства реализации:

Музыкальный материал:

  • Песня «Мой город – Когалым»
  • «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года»,
  • «Баба Яга» П.И.Чайковского из цикла «Детский альбом»,
  • «Детская полька» М.И. Глинки
  • «Зимушка-зима», музыка и слова Л. Вахрушевой.

 Дидактический материал

  • ФОТОЭТЮД   «Осенний город»
  • ФОТОЭТЮД «Зимний город»
  • ФОТОЭТЮД «Красивые места нашего города»

Раздаточный материал.

  • Бубны, ложки, лист бумаги, «шуршунчики».

ИКТ

Предварительная подготовка:

  1. Слушание музыки. П.И.Чайковского, М.И.Глинки. Знакомство с русскими композиторами.
  2. Экскурсия к памятнику книг.
  3. Чтение художественных произведений.

Словарная работа: подбор прилагательных к слову «зима». Работа над звуком «Ш».

Используемая педагогическая технология: здоровьесберегающая

Методы и приемы работы: наглядный, игровой, словесный, практический.

Предполагаемый результат: Ребенок узнает по картинкам значимые места города. Ребенок, внимательно прослушав музыку, приобретает умение эмоционально откликаться на прослушанное.

 

 

 

 

Ход деятельности

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Детей в музыкальном зале встречает музыкальный руководитель.

Педагог. Ребята, вы все сегодня такие нарядные, красивые. А куда вы пришли?

Педагог. Ребята, а что вы всегда слышите в музыкальном зале?

Педагог. А что мы с вами забыли сделать, когда пришли в музыкальный зал?

Педагог. Конечно, мы забыли поздороваться. А раз в нашем зале всегда звучит музыка, то и приветствие наше тоже будет музыкальное. И так, вы готовы?

Педагог. Сейчас вы послушайте мое музыкальное приветствие.

(Пою, прохлопываю ритм, затем отвечают дети)

Ребята, а что происходит с мелодией песенки?

 

Педагог. А почему вы так решили?

 

 

 

 

 

Педагог. Все согласны с этим ответом?

А сейчас движением руки мы покажем движение мелодии моей песенки. ( показ движения мелодии вверх и вниз )

Педагог. А что же произошло с мелодией вашей песенки?

Педагог. Все согласны с этим ответом?

Кто думает иначе?

Почему вы так решили?

 

 

 

 

Педагог. Молодцы, ребята, вы порадовали меня своими ответами. А сейчас я предлагаю пройти и сесть на стульчики.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Дети. Мы забыли поздороваться.

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

Дети. Мелодия песенки поднялась вверх.

Дети. Потому что сначала песенка началась с низких звуков, а затем звуки становятся выше и выше.

 

 

 

 

Дети. Мелодия нашей песенки спустилась вниз.

 

Дети. Потому что сначала звуки были высокие, а потом стали низкие.

 

Дети садятся на стульчики

Организационно-поисковый

Педагог. Сегодня я для вас приготовила сюрприз. Вам интересно узнать, какой?

Педагог. А сюрприз вот какой. (Включаю экран). Сегодня на занятии вы познакомитесь вот с таким видеоальбомом. Это альбом не простой. Он музыкальный. В нем на каждой страничке живет музыка нашего города.

- А про какой город идет речь? - спросите вы. Это вы сможете узнать, если откроете этот альбом. Но открыть его вы сможете только тогда, когда отгадаете музыкальную загадку. Ну что, ребята, вы готовы к данному испытанию?

Педагог. Ну, тогда слушайте.

(Звучит отрывок песни «Мой город – Когалым»)

Педагог. О каком городе прозвучала песня?

Педагог. О каком городе прозвучала песня?

Педагог. Посмотрите, ребята, страничка нашего альбома открывается. Значит, вы верно отгадали музыкальную загадку. Что вы видите на этой страничке?

 

ФОТОЭТЮД 1. «НЕФТЯНАЯ КАПЛЯ»

Педагог. Да, ребята, наш город – город нефтяников, а нефтяная капля – символ нашего города.

(перелистываю страницу дальше)

 

ФОТОЭТЮД № 2. «ОСЕННИЙ ГОРОД»

Педагог. В какое время года изображен город на этой странице?

Педагог. А почему вы так думаете?

Педагог. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы музыку написали к этой страничке?

Педагог (читает стихотворение)

«Мой  Когалым – Жемчужина Сибири,

Как ты красив осеннею порой,

Чуть грустный, пестрый, золотой».

 

СЛУШАНИЕ «ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ»

П.И. ЧАЙКОВСКОГО

из цикла «Времена года»

Педагог. Вы узнали это произведение?

Как оно называется?

Кто его написал?

Какую осеннюю природу вы увидели, слушая это произведение?

Педагог. Ребята, на страничке альбома вы увидели разноцветные листья. А как с нами листья могут разговаривать?

Педагог. А как мы голосом можем изобразить шорох листьев?

 

 

Педагог. У вас под стульчиками лежат конверты. Возьмите, пожалуйста, их в руки и выберите из содержимого конверта тот предмет, звук которого похож на шорох листьев.

 

 

 

 

Педагог. А сейчас я приглашаю вас прогуляться по нашему рябиновому бульвару и послушать, как шуршат листья под ногами.

 

 

 

 

Педагог.

«Листопад, листопад,

Листья под ноги  летят

И шуршат, шуршат, шуршат».

Что же вы изобразили с помощью бумаги?

 

Педагог. А сейчас пройдите к своим рабочим местам, сложите бумагу в конверт, а конверт под стульчик.

Педагог. «Как осень была ты красива!

Запомнился нам листопад».

Но всему свое время, а мы прощаемся с осенью и открываем следующую страничку альбома.

 

ФОТОЭТЮД №3 «ЗИМНИЙ ГОРОД»

Педагог. (Читает стихотворение)

Опять зима, опять бело,

Вокруг сугробы намело,

Как будто белым мехом

Дома укрыты снегом».

В какое время года изображен наш город на этой страничке?

Педагог. А как в народе называют зиму?

 

 

 

Педагог. А почему зиму называют волшебницей? В чем ее волшебство?

 

 

 

 

Педагог. А что дети делают на празднике?

 

 

Педагог. А сейчас следующая музыкальная загадка. Я сыграю музыкальное вступление песни, а вы ее узнайте.

(Играю музыкальное вступление к песне «Зимушка – зима»).

Педагог. Музыкальное вступление какой песни я сыграла?

Педагог. А какое настроение в песне?

Педагог. А сейчас. Ребята, послушайте вот такое задание. Для того, чтобы красиво спеть песню, нам нужно подготовить наш голос к пению. Сейчас мы куплет песни споем без слов.

Куплет песни мы споем на слог ЛЯ.

Припев песни споем на слог ТУ.

Педагог. А сейчас задание такое: петь будем со словами

Куплет – тихо

Припев – громко

 

Педагог. Молодцы, ребята. Голосок наш подготовлен к пению, и мы сейчас, как настоящие артисты, встанем возле своих стульчиков  и споем нашу песню «Зимушка – зима» весело и радостно.

Песня «Зимушка – зима»

(Дошкольное воспитание №12/98 стр.114)

Педагог. Молодцы, ребята. Спели песню, как настоящие артисты. А сейчас я предлагаю выйти в зал и присесть на коврик. Пришла пора открыть следующую страничку альбома.

 

ФОТОЭТЮД №4

«ПАМЯТНИК КНИГАМ»

Педагог. (Читаю стих)

«Белые листы у книг,

Много черных букв на них.

Если будешь буквы знать,

Сможешь книги прочитать.

И услышишь в тот же час

Увлекательный рассказ.

 

Край родной узнаешь свой,

Мирный, сильный и большой.

Книга – друг хороший нам,

Прочитай – узнаешь сам.

 

Педагог. Что же вы видите на этой странице?

 

Педагог. Да, ребята,  сколько много здесь книг. И если прочесть каждую из них. Можно узнать много нового и интересного. И, наверно, среди этих книг есть книги со сказками. А какие сказки вы знаете?

Педагог. Много интересных сказок сочинил народ. А почему бы и нам не превратиться в сказочников и не сочинить удивительную волшебную сказку? Только кто же будет главным героем сказки? (Задумываюсь).Я знаю, кто нам поможет. Нам поможет музыка.

 

СЛУШАНИЕ «БАБА ЯГА» П.И. ЧАЙКОВСКОГО

 (Из цикла «Детский альбом»)

Педагог. Кого  изобразила  музыка?

Вам знакома эта музыкальная пьеса?

 

Педагог. Да. Это пьеса «Баба Яга»

Кто ее написал?

 

Педагог. А какая Баба Яга в музыке?

 

Педагог. А сейчас я предлагаю каждому из вас изобразить в движении свою Бабу Ягу, которую каждый из вас увидел в музыке.

ЭТЮД «Баба Яга»

 

Педагог. И так, начнем нашу сказку. В нефтяном городе  Когалыме  жила-была злая Баба  Яга.

Педагог. Как же заканчиваются волшебные сказки? Ответ нам вновь подскажет музыка.

       

СЛУШАНИЕ «ПОЛЬКА» М. ГЛИНКА

Педагог. Какой же у сказки конец?

 

Педагог. Почему добрый?

 

 

 

Педагог. В сказках добро всегда побеждает зло. Люди веселятся. И я предлагаю вам изобразить в движении, как люди веселятся и станцевать нашу знакомую польку.

 

ТАНЕЦ «КРЕМЕНА»

Педагог.  Предлагаю теперь всем присесть на коврик, немного отдохуть и ответить на мой вопрос. А вопрос такой. Какой же конец будет у нашей сказки?

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

Дети. Они шуршат под ногами.

 

Дети голосом изображают шорох листьев

 

(Дети берут конверты и выбирают)

Дети. С помощью бумаги получится звук, похожий на щорох листьев.

(Дети изображают шорох)

(Дети выходят в центр зала, ходят врассыпную по залу, шуршат бумагой, звучит музыкальный фон «Осенняя песня» П.И.Чайковского.

 

 

 

 

Ответы детей

 

Ответы детей

 

 

(Дети наводят на своих местах порядок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Дети. Зима-красавица

Зимушка – зима Волшебница - зима

Дети. Зимой сверкает снег, приходит волшебный праздник Новый год.

Дети. Поют песни, водят хороводы, танцуют.

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Дети поют

 

Дети поют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети. На этой странице мы видим памятник с книгами.

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети. Да. Это пьеса называется «Баба Яга»

 

Дети. П.И.Чайковский

Дети. Злая, сердитая.

 

 

 

 

 

Дети выполняют этюд. После этюда садятся на коврик.

Дети сочиняют сказку дальше

 

 

Дети. Добрый, веселый.

Дети. Потому что музыка была веселая, добрая, радостная.

 

 

 

 

 

 

После танца дети сели по кругу

Дети сочиняют конец своей сказки

Рефлексивно-корригирующий

Педагог. Какие мы с вами молодцы, какую интересную сказку сочинили.  На этом путешествие по страничкам нашего альбома подошло к концу. Что же мы делали сегодня на музыкальном занятии?

Педагог. На этом наше занятие закончено.

 

ПРОЩАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Дети уходят из зала