"Логоритмическая ритмика"


Автор: Моор Наталия Сергеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

"Логоритмическая ритмика"

Краткое описание работы: Логоритика дошкольников

 

«Логоритмическая ритика»

Что такое логоритмика? По своей сущности, логопедическая ритмика - это тесная взаимосвязь таких понятий как движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры. По подробнее остановлюсь на понятиях музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство и музыкаль-двигательное воспитание. Музыка всегда выражает эмоциональное содержание, а ритм является одним из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм тоже является выражением некоторого эмоционального содержания. Он имеет и моторную, и эмоциональную природу, так как в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться.

С понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства. Музыкально-ритмическое чувство характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и, вследствие этого, тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

На основе развития музыкально-ритмического чувства строится музыкально-двигательное воспитание. Его содержание составляет целенаправленное формирование личности путем воздействия на нее музыки и ритма с целью воспитания познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности.

Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов и т. д. развиваются познавательные способности детей. Музыкально-ритмические упражнения рассматриваются как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. Музыкально-ритмические движения заставляют детей и взрослых переживать выраженное в музыке. Эмоциональная отзывчивость различна. В младшем дошкольном возрасте она выражаетсяв непроизвольных движениях: у детей меняется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище; в старшем возрасте эмоциональная отзывчивость проявляется посредством произвольныхдвижений в процессе игры. Содержанием музыкально-ритмическоговоспитания являются песня, игра, трудовой ритмизированныйпроцесс, праздник.

Так почему же именно логоритмика является неотъемлемым компонентом при работе с детьми? Много ученых исследовали эту методику, и все они сошлись в едином мнении, что цели логоритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Она оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры, развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную). О значении логопедической ритмики для коррекции речи людей писали , , . Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные болезненные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека

 

Изучив все эти аспекты, я активно стала включать логоритмику в свою работу. Эти упражнения я использую практически на каждом занятии, начиная с приветствия. Например, дети заходят в зал, встают в круг. Вместе начинаем проговаривать, а при дальнейшем изучении пропевать такой стишок:

Здравствуй-здравствуй, мой дружок! Дети поочередно дают руку

Встанем вместе мы в кружок. рядом стоящему ребенку

Другу руку мы даем,

Дружно песенку поем.

Здравствуйте, девочки!

-Здрав-ствуй-те! Девочки хлопают три раза в ритм слова

Здравствуйте, мальчики!

-Здрав-ствуй-те! Мальчики хлопают три раза в ритм слова

Здравствуйте, взрослые!

-Здрав-ствуй-те! Взрослые хлопают три раза в ритм слова

Здравствуйте-здравствуйте, все!

Чему способствует это, простое на первый взгляд, упражнение? Во-первых, оно создает радостную атмосферу, правильный эмоциональный настрой. Также, здесь присутствуют элементы коммуникативной игры гендерной направленности (сначала здороваемся с девочками, потом с мальчиками). Во-вторых, это упражнение интересно по своему звуковому составу. Оно имеет акценты на определенные звуки: [В], [Д], [З]. В-третьих, сочетание слов с движениями активизирует необходимые нервные центры, что, безусловно, являетсяважным в процессе музыкально-двигательного воспитания. Более того, если это упражнение пропевается, то решаются некоторые задачи в разделе певческих навыков [4].

Подобного рода упражнения могут вставляться в любую часть музыкального занятия. Также возможно проведение отдельных логоритмических занятий. Примерные конспекты таких занятий есть у многих исследователей, занимающихся этим вопросом.

Хочу добавить, что логоритмика – это не только речедвигательные упражнения. Очень интересны и другие разделы этой области. Например, музицирование, танцевально-ритмические упражнения, эмоционально-волевой тренинг и креативный тренинг, а также упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции.