«Как трава одеждой стала»


Автор: Зайцева Елена Викторовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Открытый урок

  «Как трава одеждой стала»

Краткое описание работы: Игровое занятие с детьми

   

Игровое занятие с детьми  

«Как трава одеждой стала»

 

Учитель:

Сегодня наш класс превращается на время в полотняный ряд сельской ярмарки. Я – купец, присматриваюсь к товару. Вы – крестьяне, которые своими руками изготовили ткани. (Вы принесли из дому отрезы различной материи). Скатанные в трубку, они назывались «трубами» в старые времена. Я буду задавать вам вопросы (торговаться), а каждый ваш правильный ответ будет повышать цену вашего товара. А я купец не бедный – покупаю ткани добротные, качественные.

-          Из чего вы, северные крестьяне, свою материю выткали?

-          Из шерсти. Льна. Крапивы. Конопли. Рогожи. Хлопка. Шелка

Учитель: Хлопок и шелк – ткани заморские, не о них речь. Из крапивы и рогожи – очень древние изготавливали одежды и рыболовные снасти. Помните сказку «Дикие лебеди»? То, что Элиза рубашки братьям из крапивы вязала – вовсе не выдумка автора.

Из рогоза, куш или камыша получались грубые изделия. В них рядились нищие, изгои – недаром в старину говорили: «В рогожу одеться – от людей отречься». Коноплю выращивали в больших количествах там, где требовались рыболовные снасти. Популярными во все времена были ткани из шерсти. Но  мы сегодня говорим о тех, которые в поле выросли.

-          А что за культура получила название у народа «Северный шелк» и была основной в изготовлении тканей?

-          Это лен.

Взгляните на рисунки: Лен был знаком людям с древних времен. В захоронении египетского фараона Менева был обнаружен лен. Апулей говорил – это чистейшее из растений, лучший плод земли.

В лен одевались греки, отделывали его пурпуром. Древние кельты ткали лен.

Колумб и Магеллан ходили по морям под льняными парусами.

Наполеон давал миллион франков изобретателю машины по обработке льна.

В Рионе из льна делали сети.

Из него ткали все – от грубой мешковины – до брюссельских кружев.

Одежда из льна дает силы, дышит, зимой согревает, летом холодит.

С каждой стиркой льняное изделие становится мягче…

(Учитель раздает мальчикам семена, девочкам – инструмента для его обработки)

Издревле сеяли лен мужчины, а женщины – ухаживали за ним, убирали, обрабатывали, ткали и шили.

Продолжаем торговаться.  За каждый правильный ответ накину «пятак» на ваш товар.

-          (к мальчикам) Где среди семян конопляные, где льняные?

-          Когда сажали коноплю?

Поздно, в начале июня. Землю обильно удобряли навозом.

-          Когда сажали лен?

Тоже поздно. Вторая половина мая, начало июня, когда на березе развернется полный березовый лист. Рано лен сеять нельзя – иначе все лето надо будет его полоть

-          Коноплю убирали в наших краях в два приема: После цветения – мужские растения, в конце августа – женские. Зачем это делали?

В женских скапливались маслянистые вещества.

-          Как использовали конопляные семена?

Отжимали из них масло, лечили.

-          Как использовалось льняное семя?

Тоже отжимали масло, ели с киселем, картошкой, лепешками из гороха.

Смазывали волосы маслом.

В кожевенном производстве отвар из семян делал мягкой кожу.

Мукой из льняных головок кормили свиней.

Жмых – плотный остаток после отжима шел на корм домашнему скоту, разбрасывали по лесным полям – запах отпугивал медведей.

-          (К девочкам) Когда зацветает лен, девочки? Как он выглядит – ох и любили ваши бабушки-прабабушки бегать смотреть как лен цветет.

Зацветает лен в конце белых ночей. Зеленый шел словно сменяется синим.

-          Как ухаживали за льном?

Пололи – убирали  сорную траву. Полоть можно было хоть сидя, хоть лежа – лен поднимался.

-          Говорят ли вам что-нибудь такие названия «карелка», «долгунец»? Это сорта льна. Пудожская «карелка» на выставке в Париже получила в 19 веке серебряную медаль…

-          Когда убирали лен?

В сентябре. Успевали убрать до того, пока он ляжет, иначе пряжа будет слабой.

Учитель:

Бойко идет у нас торговля… Видно, что мастера вы знатные…

-          А инструментами, орудиями труда вы торгуете?

Орудие для обработки льна не продавались – их имела каждая семья, сделаны они были из дерева, служили долго.

Учитель:

Я, пожалуй, куплю у вас для ученых людей полный набор инструментов и ткацкий станок в собранном виде. (учитель раздает карточки – девочкам с перечнем работ, мальчикам – с названиями деталей ткацкого станка. Первая  группа должна определить, какую операцию с помощью каких инструментов выполняли и показать это на пучке длинной травы. Вторая группа определяет, как называются детали ткацкого станка и пытается его собрать (модель) или нарисовать)

 

Карточки и инструменты для девочек

1. Дергаем.    - дергают из земли с корнями.

2. Бьем                       - лапой – палкой с корнем бьют по выдернутому льну.

3. «Бросаем»  - на броснухе или щекотухе (доске с зубьями) продергивают, сбивая головки.

4. Мочим       - замачивали в пруду, прижимали камнями на  неделю. Поднимали его в слизи.

5. Сушим       - сушили на изгородях или земле-стлище, собирали в связки.

6. Мнем                     - мнем ногами, трепалом (деревянным ножом).

7. Треплем     - на станке-мялке мнем и очищаем стебли от соломы, листа, сора. (кострика –

                               весь этот остаточный материал сжигался в костре детьми. При этом они пели:

                                   Гоголь-моголь родион

                                   Разведи большой огонь

                                   Чтобы косточки согрить

                                   Да кострицу задымить.

                                   Потом в землю закопать,

                                   Лапотками затоптать.

                                   Нам не щи – кашу варить,

                                   Только рученьки согрить.

8. Чешем        - круглой щеткой из свиной щетины чесали волокна. 10-8 чесаных прядей

                               складывали в куклу-кудель (калачу кар.) Чистого веса в кудели –1/5 стебля.

9. Прядем       - пряли с 7-8 лет на прялке и веретене. Прялку и веретено дарили отец, позднее

                                жених. Первую нить, выпряденную девочкой сжигали, пепел растворяли в чашке с водой, давали выпить – чтобы ее мастерство всегда было при ней. Или первую нить хранили за иконой, повязывали невесте под свадебное платье.

                                Прялку и кудель (урок) несли на посиделки. Плясать не начинали, не выполнив «урок». Пели:

                                               Дайте  лен, дайте лен, 49 веретен,

                                            Стану прясть, порядывать на дружка поглядывать.

                                Для утяжеления веретена одевали на него каменное или глиняное пряслице. Карельские прялки – коренухи из цельного дерева – ели, чаще резные, чем расписные, скромные, узкие.

                                Русские прялки – сборные, имеют лопасть и донце. Щедро расписывались, были широкими.

                                Рядом с пряхой ставили миску с кислой ягодой – чтобы слюна во рту не пропадала. Тонкая пряжа называлась кисея. Грубые неровные нитки выходили у «непрях», над ними смеялись. По нитке судили – какова нить – такова судьба.

10. Скем           - С веретен нитки перематывают на скальнах в мотки. Их мочат в корчагах в золе, толкут в ледяных ступах со снегом, полощут в проруби.

11. Снуем         - На круглом воробе снуем нитки 4,5 или 10 стен

                                5 пасм по 80 нитей мотали на мотовиле, или на стене избы растягивали. (Отсюда выражение – «сновать» под ногами – ходить туда-сюда около стены) Чтобы нити не запутались, их расплетают в косу или плетенку.

12. Ткем            - ткали на ткацком станке, называли его еще ставины или кросна. Парням старшим советовали: выбирай не ту, что росла, а ту, что у кросна.

Давайте посмотрим, что нам за ткацкий станок мальчики собрали.

Детали для ткацкого станка для мальчиков: ставины, товарный вал, колода, лыжи, нитченки, берда, вершники, челнок, кучина (набивалки?)

Учитель:          

Как жен на нем работать?

Навьем основу на колоду, проденем в нитченки, проденем сквозь бердо, концы ниток свяжем и ткем. Нити в станке называются основа, нитка на катушке в челноке – уток. Подвешиваем лыжи, чтобы поднимать и опускать нитченки. Челноком продергиваем нить, набивалками придвигаем к товарному валу.

-          Как вы думаете, есть ли способ пороще?

Девочки ткали пояса на дощечках с отверстиями, и даже на пальцах босых ног, натягивая основу от них на пояс.

-          Как вы думаете, какие запреты были для ткачих?

Запрещалось есть во время работы, детям играть около станка, злословить или ругаться за работой, ткать больной.

-          Когда начинали работу?

Станок с сарая переносили в избу после 14 октября – Покрова. Ткали всю зиму.

-          Была ли у ткачих своя богиня?

Параскева – Пятница.

-          Что такое обыденная пелена?

За один день женщины проделывали всю работу, которую требует лен. Готовое полотно имело магическую силу, его использовали для спасения деревни от мора, засухи, могли ткать его в начале зимних посиделок.

-          Что нужно было делать зимой, чтобы лен летом выше рос?

Кататься на санях с гор, валяться в полях  в снегу.

-       Как по-разному называли ткань, вышедшую со станка?

Вотола – грубый холст (если толстые нитки или основа с браком), тонкий холст – бель,

Тончица – частина.

В елочку

Крестиком

Брань – горизонтальные выпуклые полосы.

Грубая конопляная ткань – толстина

Конопляная посконь, замашь.

Пестрядь – белая нить и окрашення (уток)

-          Какого цвета свежесотканное полотно?

Серебристо-серого цвета.

13.Красим

Учитель:           - Как серое полотно сделать белым?

                          Замачивали в щелоке и мыле, расстилали на траве, на солнце или зимой на снегу. Кипятили в золе (бучили) опуская раскаленные камни в котел с водой и полотном, использовали муку, сыворотку, отпуби, навоз.

   - Назовите природные красители, которыми окрашивали ткани.

Отвар еловых шишек, кора дуба, василек, колокольчик, лист березы, кора          ольхи, речной ил, ивы, крушины – коричневый;

чистотел, луковая шелуха – рыжий, оранжевый;

синиль (полевое раст.), черника, голубика - синий

                   плаун, крапива, трилистник, пижма – зеелный;

                    таволга, толокнянка – черный.

-          Как делали узорные ткани?

С помощью набойки – резной доски с покрашенным рисунком – печатали на ткань или обрызгивали веником в важ (воск и глина) или перед прокрашиванием пускали по полотну курицу, лапы которой смачивали в важ.

14. Шьем…    Игла, пяла и нитка из домотканины делали  крестьянскую одежду. Но это уже другая история… А мы давайте подсчитаем наши барыши – кто у кого в долгу остался, а кто знатоком прослыл, богатым стал? (Идет подсчет баллов или символических денег).

Учитель:         Что скажем? Долог ли путь от семечка до полотенца? От стебля – до рубахи? Много ли работы приходилось проделать человеческим рукам, пока трава не станет одеждой?

                        Теребили бабы лен, чтобы был хорошим он,

                        Хоть работу эту не любили.

                        И мочили бабы лен, и трепали бабы лен, затеребили.

                        Эх, трудно да невесело лен-то теребить.

                        Трудно да невесело милого любить,

                        Ну да делать нечего – выбрала – люби.

                        И с утра до вечера лен-то тереби.