Возрастные психологически особенности детей младшего и школьного возраста


Автор: Куроптева Татьяна Витальевна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

Возрастные психологически особенности детей младшего и школьного возраста

Краткое описание работы: Мониторинг класса по возрастным психологическим особенностям

                                                                       ВВЕДЕНИЕ

 

       Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Термин «психология» появился впервые только в XVIII  веке, в работе немецкого философа Христиана Вольфа. От греческого слова «psyche» - душа и «logos» - слово, учение, понятие.

      Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии – это акцент на динамике развития. Поэтому её называют «генетической» психологией (от греческого слова «genezis» - происхождение, становление). Тем не менее возрастная психология тесно связана с другими областями: общей психологией, психологией личности,  социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно в общей психологии исследуются психические функции: восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и их изменения на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматривается мотивация, самооценка, ценности, мировоззрения; а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребёнка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной даёт возможность проследить зависимость развития и поведения ребёнка в семье, д\саду, школе, подростковых компаниях. Каждый возраст – это своё, особое влияние окружающих ребёнка людей, взрослых, сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребёнка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная психология смотрит на процесс с точки зрения ребёнка, в отличие от педагогической, где главное место занимает воспитатель, преподаватель. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными свойствами личности.

      В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей, но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону развития.

      Те знания, которые мы получаем, приобретаем в течение своей жизни, называются «донаучными» или «житейскими». В этом смысле каждый человек имеет определённый запас психологических знаний. С младенческого возраста каждый из нас может определить по выражению лица, жестам, голосу эмоциональное состояние другого человека. Нередко можно услышать: «Вот какой он хороший психолог, он сразу понял, что это за человек» или «Он настоящий психолог – по глазам может узнать, о чём думает человек». В данном случае психология употребляется в обыденном, житейском смысле. Житейские психологические знания содержатся в различных поговорках и пословицах: «Повторение – мать учения», «Лучше один раз увидеть, чем  сто раз услышать», «Чужая душа – потёмки» и т.д.

     

 

      Ежедневно взрослому приходится сталкиваться с детьми разных индивидуальностей, неповторимых характеров – на все нюансы поведения детей  взрослый должен правильно реагировать. Это дело нелёгкое. Надо знать – как, в какой мере, чем руководствоваться, как организовать своё поведение. Для этого нужны знания психологии, педагогики, чтобы проявить педагогический такт, основанный на любви и уважении к ребёнку, как к личности.

      Для правильного решения психологических задач необходимо знание причин, вызывающих то или иное явление. Их может быть много.  При этом надо ориентироваться не только на те психологические особенности, которые чётко определились у ребёнка в настоящее время, но и  на особенности психики, которые только ещё складываются в перспективе, т.е. предвидеть развитие ребёнка.

      Так как  к нам в музыкальную школу поступают учиться дети младшего школьного возраста (а порой и с д\садов)  и находятся в стенах школы до своего старшего возраста, то, поставив перед собой исследовательскую задачу и наметив основные пути её решения, чтобы найти индивидуальный подход к каждому возрасту, я выбрала лично для себя два метода получения результатов – наблюдение и эксперимент. Обычно два этих метода  сочетаются.

      Наблюдение – это один из методов изучения развития детей. Симптомами наблюдения являются:

  1. движения, действия, деятельность
  2. высказывания, речь
  3. мимика и пантомимика
  4. вегетативные реакции
  5. поступки, которые совершают дети в повседневной жизни

      Ребёнок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится. В эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребёнка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния или от ситуации.

      Эксперимент проводится с детьми на уроке с  малышами, благодаря разным заданиям, начиная  с музыкальных ритмических упражнений: палочки выкладываем по ритму любой песни; рисунки на воображение исполняемых произведений, видение рисунка по японским изображениям и заканчивая простыми просьбами, например: принести воды для цветов или убрать за собой мусор.

      Для того чтобы понять по какой дорожке идти к каждому ребёнку в классе на этот учебный год, выясним  темперамент каждого из них, так как каждая личность  имеет индивидуальные психологические особенности.

      Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей личности, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону деятельности и поведения человека. Темперамент зависит от особенностей нервной системы, которую активно изучал академик Павлов. В процессах своих опытов он выявил, что нервная система

 

может быть подразделена по типам на основании таких свойств, как: сила (выносливость, работоспособность нервных клеток), уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения),  подвижность (быстрота смены). Павлов воспользовался терминами, введёнными Гиппократом: «4 главных жизненных сока образуют особое смешение – темпером»:

      1.кровь (сангвис)

      2.слизь (флегма)

      3.желчь (холле)

      4.чёрная желчь (меланхоле)

По Павлову были определены типы людей:

1.Сангвиник-сильный, уравновешенный,подвижныйтип.                                                                                                                2. Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный тип.                                             3. Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный, малоподвижный тип.

4.Меланхолик – слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип.

В чистом виде темперамент встречается крайне редко, что свидетельствует опрос учеников в классе. Были заданы 4 вопроса с 4-мя вариантами ответов, ученики всех классов отвечали на вопросы, обсуждая каждый вопрос с преподавателем:

1.Как ты ведёшь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

                   а) легко включаешься в работу

                   б) активно действуешь

                   в) действуешь спокойно, без лишних слов

                   г) действуешь робко, неуверенно

2.Как ты реагируешь на замечания?

                   а) говоришь, что больше так делать не будешь, но через некоторое время    опять делаешь то же самое

                   б) не слушаешь и поступаешь по – своему, бурно реагируя на замечания

                   в) выслушиваешь молча

                   г) молчишь, обижаешься, переживаешь

3.Как разговариваешь ты со сверстниками в значимых для тебя ситуациях?

                   а) быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других

                   б) быстро, со страстью, но других не слушаешь

                   в) медленно, спокойно, но уверенно

                   г) с большой неуверенностью

4.Как ведёшь себя в непривычной обстановке (например: в кабинете врача, на экзамене, на концерте и т.д.)?

                   а) легко ориентируешься, проявляешь активность

                   б) активный, отмечается повышенная возбудимость

                   в) спокойно рассматриваешь окружение

                   г) робок, растерян

 

 

И вот получились такие результаты опроса: тип «а» - сангвиник, «б» - холерик, «в» - флегматик, «г» - меланхолик.

 

Фамилия и имя ребёнка (класс)

      1

       2

       3

      4

Рябухо Лера  (1 класс)

      б

       а

       б

      б

Филин Даня  (1 класс)

      г

       а

       в

      в

Качалов Павлик  (1 класс)

      б

       г

       в

      г

Торопов Саша  (2 класс)

      г

       в

       в

      в

Сехин Максим  (3 класс)

      г

       в

       в

      в

Сидорков Коля  (4 класс)

      в

       в

       г

      г

Беляков Илья  (4 класс)

      в

       б

       в

      в

Кузнецова Надя  (4 класс)

      в

       г

       в

      в

Асанова Нина  (4 класс)

      в

       в

       в

      в

Сметанин Рома  (5 класс)

      б

       а

       а

      а

Тушин Владик  (5 класс)

      а

       а

       а

      в

Ионова Оля  (7 класс)

      б

       б

       а

      в

 

      По результатам опроса один ребёнок имеет ярко выраженный тип темперамента – флегматик,  у остальных учеников наблюдается сочетание двух темпераментов вместе взятых, причём одна ученица обладает  в большей степени темпераментом холерика с небольшими задатками сангвиника, а у ученика  старшего класса ярко выражен сангвиник с небольшими задатками флегматика.

      Кроме темперамента у ребёнка ещё формируется характер (совокупность индивидуально – своеобразных  свойств, которые проявляются в типичных для данной личности обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам) На формирование характера влияют внешние условия, воспитание, обучение и разнообразная деятельность. Характер проявляется в поступках и действиях, особенностях речи, внешнего облика ребёнка. Необходимы долгие наблюдения.

      Жизнь ребёнка, его психологическое развитие проходит ряд этапов. Двигателем развития являются противоречия, кризисы. Л.С.Выготский выделяет 6 кризисов возрастной периодизации:

      1 кризис – от 0 до 2 месяцев – кризис новорожденного,

                       -от 2 месяцев до 1 года -  стабильный возраст, младенец.

      2 кризис – 1-го года – связан с вертикальным положением, ребёнок учится ходить,

                       говорить. У ребёнка идёт эмоциональное общение, начинается период

                       предметной манипуляции,

                     - от 1 до 3 лет – раннее детство, стабильный возраст.

      3 кризис – 3 года – связан с проявлением внутреннего «Я», упрямства,

                      - от 3 до 6 лет – дошкольное детство. Наряду с предметной манипуляцией

                       и эмоциональным общением, является игра, овладение речи.

      4 кризис – 6-7 лет – кризис первого года обучения. У ребёнка появляется ограничен-

                       ное количество обязанностей. К началу школьного возраста у ребёнка

                      

                       происходит активное формирование  эстетического восприятия, преоб-

                       ладает наглядно-образное мышление, активно и ярко проявляется

                       воображение, преобладает непроизвольное внимание и память,

                       происходит осознание себя, как личности. К 6-7 годам все психические

                       процессы становятся произвольными. Постепенно развивается логичес-

                       кое мышление. Это возраст благоприятен для занятий искусством, раз-

                       витие способностей.

      5 кризис – 13 лет (пубертатный кризис), дети общаются в школе, овладев знаниями.

      6 кризис – кризис 17 лет, развивается самоопределение, преданность.

      На развитие психики ребёнка влияют 3 фактора – это наследственный фактор, среда, в которой ребёнок растёт и активность ребёнка в учебном процессе, и в своём образовании в целом, т.к. обладая даром от природы, наследственными задатками, ребёнок с абсолютным слухом не будет виртуозом, если не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьётся и его специальные способности не разовьются. Способности развиваются в деятельности.

Социальная среда – это общество, в котором ребёнок растёт (родители, воспитатели, учителя, преподаватели). Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного возраста на развитие ребёнка начинают оказывать влияние сверстники. Так например, с 2009года по 2011 год в классе обучался ученик, который был зажат во всех смыслах: не разговаривал ни с преподавателем, ни с детьми в классе; по рисункам, которые он рисовал по заданию преподавателя на тему исполняемых самим собой песен было видно, что ребёнок чего-то боится, постоянно находится в депрессии, низкая самооценка; по работе на уроке отличался медлительностью, был напряжён, был не уверен в своих ответах. Индивидуальная работа заключалась в постоянном повторении материала из урока в урок, добиваясь от него свободы высказываний, мы много времени уделяли внимание музыкальным терминам, прибегая к картинкам-карточкам, сочиняли рассказы о музыкальных произведениях. Стремясь добиться более точной координации, мы пользовались ритмическими упражнениями, свободным дирижированием. Я не ставила задачу подгонять ученика, для меня важно было, чтобы он поверил мне и пошёл вместе со мной дальше к познаниям музыки. Очень долго ребёнок привыкал к обстановке, и спустя время, родители заметили психологический сдвиг в лучшую сторону: ребёнок без страха стал выходить на сцену, стал общаться с ровесниками, делился с преподавателем и ребятами в классе своими успехами. Почему тогда он не доучился в школе до конца, спросите вы. Здесь сыграл скорее семейный фактор: папа хотел, чтобы ребёнок продолжал учиться в школе, а мама не хотела, и ребёнок в свои 9 лет, когда уже идёт переходный возраст, который подразумевает в себе некую лень к занятиям, где надо уже больше времени уделять внимания игре на инструменте, решил принять мамину позицию.

     

 

      Как писал С.Л.Рубинштейн – «Ребёнок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь».

      Психическое развитие младшего школьного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. Ребёнок к 6 годам представляет уже достаточно сформировавшуюся социальную личность. У него развита рефлексия - это способность осознавать свои особенности, и как эти особенности воспринимаются другими, строить своё поведение с учётом реакций других. Мотив «Я должен» начинает всё более проявляться. Достаточно развить внимание, память, воображение, он легко переключает своё внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление.

Способности проявляются в деятельности и являются условием успешности. От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность в овладении знаний, навыков. Способности формируются только при жизни и в деятельности.  А рождается человек с задатками. Задатки влияют на уровень развития. С конца XIX века способности принято измерять при  помощи тестов. К числу таких тестов относятся приёмные экзамены в школе. Проверяется вся структура музыкальных способностей: звуковые – слух, память, ритм, координация моторики, эмоциональная отзывчивость на музыку.

      На отделение дети принимаются с 6-7 летнего возраста, а порой ещё ребёнок ходит в д\сад, и в ДМШ он сталкивается с учебным процессом, где надо быть внимательным, дисциплинированным, усидчивым. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память(запоминается главным образом то, что интересно ему, а не то, что нужно запомнить по программе), внимание он может концентрировать не более 10-15 минут, в то время, как подростки-40-45 минут, а старшеклассники – 45-50 минут. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребёнка, поддерживаются благодаря усилиям преподавателя. Поэтому урок 6-7 летнего ребёнка состоит из разнообразных видов деятельности. Так как ребёнок стремится всё изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах, большое место отводится практическим занятиям с предметами: раскладывание палочек на ритм знакомых мелодий, подбор слов на готовый ритмический рисунок, подбор слов по карточкам нот, физические движения на стихи и т.д. Ребёнок значительно лучше усваивает программу в игровой форме. Когда он уже начинает играть небольшие мелодии одной рукой, а затем двумя, эти мелодии имеют свои названия, например: «Волк», «Медведь», «Зайчик» и т.д., преподаватель ставит задачу перед учеником – изобразить сюжет своей песенки на рисунке, чтобы получилось целостное художественное полотно. Иногда, начиная играть небольшие «Этюды», ребёнку предлагается дать название для того, чтобы играя этот «Этюд», ребёнок представлял то, о чём он играет. К концу первого года обучения ребёнок адаптируется к новой социальной ситуации развития и жизнедеятельности.

     

 

      Сам по себе период обучения во второй половине 3-го класса не несёт в себе какой-либо интересной психологической перспективы и не таит в себе никакой опасности. В это время можно с большим успехом и интересом продолжать заниматься развитием их познавательных интересов и возможностей. К 8-9 годам появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка. На сцене ребёнок ведёт себя немного скованней, чем это было в 6-7 лет. Ребёнок начинает себя оценивать, сравнивать с другими детьми.

      Переход из начального в среднее звено считается сложным периодом. Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, снижением самооценки. В этот период они очень растеряны, не могут понять, как теперь им надо общаться с преподавателями, какие требование обязательны для выполнения, а какие нет. Трудно в это период и преподавателям. Именно в этот период у детей появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Но здесь самое главное излишне не давить на ребёнка. В этом возрасте подростки уже не рисуют рисунки на воображение исполняемых произведений, но устно на уроке идёт процесс разбора произведения, включая и музыкальную терминологию.  В этом случае преподавателю нужно обладать большим багажом знаний, чтобы подростку на уроках было интересно, увлекательно. В подростковом возрасте продолжает развиваться  теоретическое  мышление, ребёнок рассуждает в словесном плане. Старшеклассник относится к близкому взрослому, как к идеалу.. На уроках подросток более вынослив, может справиться с волнением на концертах. В подростковом возрасте дети начинают писать стихи. И когда они делятся своим художественными трудами с преподавателем, это говорит о том, что они ему доверяют. Это отличная оценка преподавателю.

Основные психологические характеристики, которые являются более значимыми для успешного обучения в школе:

 

Компоненты       психологической готовности

    Психологические

      составляющие           

    Психологические

            качества

Интеллектуальная

готовность

1.Уровень развития

познавательных способностей

 

 

2.Обучаемость

 

адекватность восприятия,

достаточный уровень

мыслительных способностей,

адекватный уровень развития

тонкой моторики.

усвоение нового при помощи

взрослых.

Эмоционально –

волевая готовность

1.Эмоциональная

зрелость

 

 

2.Волевая регуляция

 

 

 достаточная независимость

в поведении,

адекватное эмоциональное

реагирование на ситуации.

способность выполнить работу,

способность вести себя в

соответствии с ситуацией.

Личностная

готовность

1.Мотивационная

готовность

 

 

 

 

2.Коммуникативная готовность

 

интерес к предложенной

деятельности,

желание добиться

положительной оценки,

умение ориентироваться на

заданную систему требований.

способность работать в

группе сверстников,

способность устанавливать

контакт со взрослыми.

 

 

                                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Главное для учителя – человек, ученик, его душевное состояние, духовный мир, интерес ко всему окружающему, природное любопытство. Я иду к нему. Иду не с пустыми руками, а имея  опыт в музыке. Я иду, чтобы открыть детям это богатство, и волнуюсь о том, чтобы процесс познания не превратился в простое накопительство. « В конце концов, надо обязательно  выяснить не сколько ты знаешь,  а как знаешь», - утверждал М.Монтень. Принося музыку на урок вместе с учеником, разбираясь в её тонкостях, стараюсь, чтобы ребёнок задумался о своём месте в многоликом, стремительном мире, хочу пробудить желание у ребёнка проявить себя.

      Чтобы дети раскрылись, нужны любовь и терпение, увлечённость и умение увлекать, выслушать и победить к действию, разбудить стремление к познанию мира и себя через музыку. Замечая, как загорелись глазки при беседе, обязательно похвали. Используй любую возможность для одобрения.

      А когда между преподавателем и учеником протянулась нить доверия, главное – сберечь это доверие, не разрушить его.

      Исследования и наблюдения продолжаются…

 

                                             ЛИТЕРАТУРА:

 

1.И.Ю.Кулагина «Возрастная психология»

2.Г.Ф.Янгирова, А.А.Янгирова «Методическое пособие по возрастной психологии»

3.Л.И.Божович «Проблемы формирования личности»

4.К.Н. Поливанова «Психология возрастных кризисов»

5.Б.С.Волков «Детская психология в вопросах и ответах»

6.Е.И.Рогов «Психология познания»

7.В.Рахматшаева «Грамматика общения»