План-конспект урока по сольфеджио по теме "Тритоны"


Автор: Чепило Екатерина Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

План-конспект урока по сольфеджио по теме "Тритоны"

Краткое описание работы: В данной работе представлен развернутый план урока по сольфеджио на тему "Тритоны" для учащихся 4 класса ДШИ и ДМШ. В ходе урока использованы почти все формы работ, включающие в себя тритоны

Тема урока: «Работа над тритонами».

Цель урока: Закрепить знания о тритонах, используя различные формы работы.

Задачи:

  • Образовательные:

-совершенствование освоения изучаемого материала;

-умение использовать полученные знания на практическом занятии.

  • Развивающие:

-развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;

-развитие мелодического, гармонического слуха;

-развитие чувства ритма.

  • Воспитательные:

-воспитание интереса и любви к предмету;

-воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;

-воспитание навыков самоконтроля;

-воспитание активности, самостоятельности, коммуникативности.

Ожидаемые результаты:

-умение применять учащимися   приобретенные теоретические сведения на занятии;

-повышение   познавательной и эмоциональной активности;

-выполнение учащимися упражнений, направленных на максимальный результат.

Методы: - словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

-Фортепиано, телевизор, нотный материал, задания на доске, магниты.

Формы работы с учащимися:

-Слуховой анализ, анализ музыкального текста, вокально-интонационные упражнения, практические задания, диктант.

Тип занятий:

-Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, применение знаний на практике.

В открытом уроке принимают участие учащиеся 4 класса отделения фортепианного, хорового исполнительства и народных инструментов.

План урока:

 

I. Организационный момент.  Музыкальное вступление.         

II. Основной этап:

1. Повторение теоретического материала.

2. Пение интервалов от звука

3. Слуховой анализ.

4. Повторение материала о тритонах и исторические сведения.

5. Прослушивание и анализ произведений с тритонами.

6. Интонирование тритонов в тональности.

7. Двухголосное пение последовательности интервалов.

8. Ритмическое двухголосие.

9. Устный диктант.

III. Заключительный этап.

IV. Список использованной литературы.

 

 

                                               Этапы урока

  1. Организационный момент                            2 мин.

Приветствие. Название темы урока. Музыкальное вступление

II. Основной этап

1. Повторение теоретического материала.                3 мин.

 ­— определение интервала

—свойства интервалов

—перечисление всех интервалов

2. Пение интервалов от звука                                               3 мин

—учащиеся поют по порядку все интервалов от ноты до вверх (включая тритоны)

3. Слуховой анализ.                                                    5 мин

— Преподаватель играет задание – учащиеся отвечают, двое учеников на доске распределяют интервалы по двум колонкам- диссонансы и консонансы.

Интервалы: ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ув.4, ум.5, ч5, м6, б6, ч8.

 

 4. Определение тритонов, основная информация о них и историческая справка.                                                                                                4 мин

—Учащиеся рассказывают о тритонах, определение, виды тритонов, способы разрешения.

 Преподаватель рассказывает учащимся об отношении к тритонам в разные эпохи.

 

5. Прослушивание и анализ произведений с тритонами.  8 мин

—Прослушивание «Пляски смерти» К. Сен-Санса и «Бабы Яги» П.И. Чайковского. Нахождение в этих произведениях тритонов и обозначение их.

 

6. Интонирование тритонов в тональности                 3 мин

—Пение и игра тритонов с разрешением в тональности ре минор

 

7. Двухголосное пение последовательности интервалов.  8 мин

—Преподаватель играет последовательность интервалов в ля мажоре, а учащиеся определяют ее и записывают на доске.

 

 8. Ритмическое двухголосие.                                                       5 мин

—Учащиеся поют номер из учебника с ритмическим аккомпанементом 2-х видов (ученики делятся на две группы)

 

9. Устный диктант.                                                               7 мин

—Ученики слушают мелодию, определяют количество тактов, направление движения мелодии и выкладывают карточки с тактами на доске в нужном порядке.

 

III. Заключительный этап.                                                   2 мин

—Подведение итогов урока.

IV. Список использованной литературы.

 

 

Ход урока

Начало урока

Организационный момент.

Приветствие. Название темы урока. Музыкальное вступление

Преподаватель- Здравствуйте, ребята и уважаемые преподаватели!

Сегодня на уроке в 4 классе (8-летнее обучение) нам предстоит закрепить тему «Тритоны», которую мы начали изучать во второй четверти. Но для начала давайте споем песенку про интервалы. Учащиеся под аккомпанемент поют песню:

Интервалы, интервалы –
Звуков чудо – хоровод!
Диссонансы, консонансы
Или все наоборот?
Целый год вас изучаем,
Строим, пишем и поём,
Обращаем, разрешаем
И на слух вас узнаём!

II. Основной этап

 1. Повторение теоретического материала.

Преподаватель: Ребята, вы уже давно знакомы с интервалами, кто может про них рассказать? ­

Учащиеся: интервал- это расстояние между двумя звуками. Нижний звук называется основанием, а верхний- вершиной. Свое название они получили от латинских числительным 1- прима, 2 -секунда и тд. В интервалах есть характеристика- количественная и качественная. Количественная отвечает на вопрос- сколько ступеней в интервале. А качественная- сколько тонов. Интервалы делятся на консонансы-1,3,4,5,6,8 и диссонансы- 2,7, тритоны.

2. Пение интервалов

Преподаватель: Молодцы. А теперь давайте споем все интервалы по порядку от ноты до.

Ученики: поют все интервалы, включая тритоны.

Преподаватель: Хорошо. Обратите внимание, когда мы пели, нам встретились два интервала до-фа# и до-сольb, мы их выпишем на доску. Эти интервалы одинаково звучали? (Да) Но записаны они по-разному. А как называются ноты одинаковые по звучанию, но разные по написанию? (Энгармонически равные)

3. Слуховой анализ.

Преподаватель: Ребята, а теперь мы будем определять интервалы по звучанию, и распределять их по колонкам на доске: в левой колонке будут консонансы, а в правой диссонансы.

Преподаватель играет на фортепиано интервалы: ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ув.4, ум.5, ч5, м6, б6, ч8, ученики распределяют их по колонкам.

 

 4. Определение тритонов, основная информация о них и историческая справка.

Преподаватель: а сейчас минутка теории. Вспомните пожалуйста все, что вы знаете о тритонах и ответьте на мои вопросы.

Преподаватель: Что такое тритоны?

Ученики: Тритоны -это интервалы, которые называются так, потому что между их звуками ровно три тона или 6 полутонов.

Преподаватель: Сколько существует тритонов?

Ученики: «Тритон» существует в двух вариантах – как увеличенная кварта, и как уменьшённая квинта. Если к чистой кварте добавить полтона, то получится «Тритон» - Увеличенная кварта. Если от чистой квинты отнять полтона, то получится «Тритон» – Уменьшённая квинта.

Преподаватель: Какое существует правило построения тритонов?

Ученики: Уменьшенная квинта строится на 7 и 2 ступенях, в миноре 7 повышенной

Увеличенная кварта строится на 4 и 6, в мажоре 6 пониженной

При разрешении квинта сужается в терцию, а кварта расширяется в сексту.

Преподаватель: Совершенно верно. В разные эпохи отношение к тритонам было не всегда таким благосклонным, как сейчас. Как вы знаете, тритоны -это интервалы, которые относятся к диссонансам, у них очень резкое и напряженное звучание. В средние века под строгим запретом было использование этих интервалов. До XIX века «тритон» именовали «дьяволом» в музыке и даже современному слушателю он может показаться страшноватым.

Композиторы использовали в музыке «тритон», когда нужно было изобразить что-то страшное. Сегодня «тритон» нас не пугает, но по- прежнему завораживает нас своей неблагозвучностью, терпкостью.

 

5. Прослушивание и анализ произведений с тритонами.

Преподаватель —А теперь давайте с вами послушаем 2 произведения и попробуем найти там тритоны. Первое произведение, которое мы послушаем, называется «Пляска смерти», а написал его французский композитор Камиль Сен-Санс. Вспомните, какие произведения Камиля Сен-Санса вы уже слушали ранее? («Карнавал животных»)

Преподаватель —хорошо. С созданием произведения «Пляска смерти» связана интересная история. В 1873 году внимание композитора привлекло стихотворение поэта Анри Казалиса.  Оно носило иронический заголовок «Равенство, братство» и описывало пляску скелетов в зимнюю полночь под звуки скрипки Смерти. На этот текст композитор сочинил романс, а год спустя использовал его музыку для симфонической поэмы под названием «Пляска смерти», которую мы сейчас послушаем и попробуем найти там знакомые нам тритоны.

(Прослушивание произведения с нотами, нахождение тритонов)

Преподаватель: А сейчас мы послушаем произведение, а его название вы мне скажете сами, потому что вам оно уже знакомо.

(Прослушивание «Бабы Яги» с нотами).

Преподаватель: Что это за произведение?

 Ученики: «Баба яга»

Преподаватель: Кто его автор?

Ученики: Петр Ильич Чайковский.

Преподаватель: А из какого цикла это произведение?

Ученики: Детский альбом.

Преподаватель: А кому Чайковский посвятил «Детский альбом»?

 Ученики: племяннику Володе

6. Интонирование тритонов в тональности

Преподаватель: На прошлом уроке мы с вами строили тритоны в тональности ре минор. Давайте сейчас их споем с разрешением.

(Настройка на тональность ре минор и пение тритонов с разрешением)

7. Двухголосное пение последовательности интервалов.

Преподаватель: а теперь небольшая слуховая разминка. Я вам сыграю интервальную последовательность в ля мажоре, которую надо будет записать на доске. Какие знаки в ля мажоре? —Ученики: фа#, до#, соль#). — Преподаватель: давайте настроимся на тональность Ля мажор и споем тоническое трезвучие (Пение трезвучия) *Диана* выходит к доске, а остальные ей помогают в определении интервалов. Сначала мы должны определить интервал или знакомый блок интервалов, а вторым действием-ступени, на которых они находятся.

Звучит последовательность:

б3 — ч5 — м6 — б3 — ув.4 — м6 — б6 — ч8

I          V      III      IV       IV        III       II        I

Преподаватель: услышали какие-то знакомые обороты? — Ученики: да. Золотой ход валторн и разрешение тритона.

Преподаватель: хорошо. Давайте по порядку — с чего началась последовательность? — Ученики: С золотого хода валторн.

Преподаватель: из каких интервалов он состоит?

Ученики: б3 на I, ч5 на V и м6 на III.

 Преподаватель: хорошо, пишем.

Ученики: (отвечают б3 на IV) а дальше можно услышать, что нижний голос остался  значит он на 2 ступени меньше — это секста. И она на ступень выше, значит на II. А в мажоре на II ступени строится б6.

Преподаватель: замечательно. Теперь давайте споем эту последовательность на два голоса.

(Ученики делятся на две группы и исполняют последовательность двухголосно)

 8. Ритмическое двухголосие.

Преподаватель: отлично, а теперь давайте сделаем с вами ритмическое двухголосие. Откройте №2 в учебнике на стр. 97 (Давыдова 4 кл.)

Для начала давайте повторим мелодию. Какая здесь тональность? —Ученики: Соль минор — Преподаватель: А размер? —Ученики: 3/4.

Преподаватель: давайте настроимся на тональность и споем этот номер (пение тонического трезвучия и мелодии). А теперь вам нужно будет разделиться на две группы. Одна группа будет стучать карандашами ритм, а другая хлопать в ладоши доли.

(Учащиеся поют номер с ритмическим аккомпанементом 2-х видов)

9. Устный диктант.

Преподаватель: И как итог нашего плодотворного урока — музыкальный диктант. Но не простой. Перед вами разложены карточки с тактами этого диктанта, которые нужно расставить в правильном порядке. Диктант написан в размере 3/4  и в тональности Ля минор. Какие там знаки при ключе? —Ученики: никаких. —Преподаватель: давайте споем тоническое трезвучие. (поют) А теперь послушайте мелодию, определите количество тактов и направление движения мелодии.

(Двое учеников выкладывают карточки с тактами на доске за несколько проигрываний).

Преподаватель: посмотрите внимательно, нет ли в этом диктанте тритона? —Ученики: Есть, между 5 и 6 тактом.

Преподаватель: хорошо, спойте его (поют) А теперь давайте споем весь диктант. (пение диктанта с дирижированием)

III. Заключительный этап.

— Итак, наш урок подошел к концу. Я вам приготовила небольшой сюрприз, возьмите карточки и посмотрите, что в них написано.

- освобождение от домашнего задания;

- помощь на контрольной работе;

- повышение оценки на 1 балл;

- право на невыставление оценки в журнал.

И на этой замечательной ноте мы с вами расстаемся, спасибо всем за внимание!

 

IV. Список использованной литературы.

  1. Е. Давыдова. Сольфеджио для 4 класса ДМШ. - М.: «Музыка», 1987
  2. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1982
  3. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М., 1966.