Патриотическое воспитание


Автор: Вера Валентиновна Горбунова

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Патриотическое воспитание

Краткое описание работы: методические разработки

1. Анализ, классификация, теория музыкальных произведений. 2. Патриотическое воспитание. 3. Тема зимы в музыкальных произведениях.

 Методическая разработка метапредметного  открытого урока на тему:  

 «Анализ, классификация и теория музыкальных произведений и научное отражение музыки в математике».

 

Цель урока: 

Рассказать детям, что всегда и везде есть свой порядок, в том числе и в музыке.

 

Задачи урока:

Развитие ладогармонического слуха при помощи легких математических формул построения аккордов.

 

Содержание урока:

1.Деление на  Фразы:

1).Квадрат. 4 одинаковые простые фразы-стороны: красный-желтый-синий зеленый.

Фразы посложнее:  р.н.п. «Веселые гуси»

2).Квадрат в хореографии: 8, 16, 32, 64 такта.

 

2.Звуковысотность:

Цифра 7.  Радуга, неделя. 7 нот белых, 5 черных. 12- циферблат. 12 месяцев.

 

3. Ритм.  Простые дроби- размер  произведения. Ставится при ключе. 

1, 2/4, 3/4, 4/4, 3/4, 6/8.

 3/8+3/8+2/8 на примере песни  А. Зацепина «Есть только миг»,  5/4 Пол Дезмонд. «Take Five» (5 четвертей), 10/8  мелодия А. Зацепина из х-ф «Земля Санникова»,   7/4 на примере песни Евгения Мартынова «Посидим по-хорошему».

 Пунктирный ритм на примере  7 вальса Шопена. Напоминает стук колес поезда. (расстояние между колесными парами вымерено с  точностью до миллиметра).

 

4. Длительности.  Целая,  половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, 32 ноты. Простые дроби. Такты.

 

5.Музыкальный фундамент.

Строение ум. вв. 7: состоит из малых  терций.  1,5т+1,5т+1,5т.  На примере песни А. Зацепина «Песенка о медведях». Энгармоничность этого аккорда дает возможность его разрешать в 8 тональностей – 4 мажорных и 4 минорных. Интервал малая терция равна увеличенной секунде.

 

6. а) Квартово-квинтовый круг. Септограмма. Геометрическое изображение простой гармонической последовательности, применяемой великими композиторами-классиками и композиторами-песенниками.  На примере  песни «Зима»  Э Ханка.

б) Секвенции. Нисходящий ход. Обозначение количества  нот одинаковой высоты цифрами во время исполнения аккордовой гармонической последовательности:

 4-8-8-8-1-1-1.   4-соль, 8-фа, 8-ми, 8-ре,  1-до, 1-си, 1-ля.

Это есть золотая секвенция. На ней основаны многие произведения великих классиков: Генделя, Баха, Моцарта, а также современных композиторов-песенников.

7. Пифагорейский строй.  На рисунке напоминает  схему художественного ручного вязания.

Изучение гамм. На примере аппликатуры. 1 и 5 пальцы как кромочные петли в вязании. Особенно любят это сравнение девочки, умеющие вязать, и быстро запоминают.

8. Инфразвук (очень высокий), ультразвук (очень низкий). Это то, что мы не слышим, но в природе существует.

9. Секунда- самый маленький интервал. Используется в единице времени, окружности, а также в музыке.

10. Последовательность Фибоначчи. Напоминает обертоновую шкалу. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т. д.

 

Заключение:

Работа педагога-музыканта требует применения на практике многих педагогических знаний, умений, навыков. Здесь необходимо знание музыкальных произведений, соответствующих уровню и желанию учащихся, а также владение музыкальной грамотой и теорией музыки как фундаментом или основой всех музыкальных знаний.

              Методическая разработка на тему:

«Патриотическое воспитание детей на уроках музыки в рамках функциональной грамотности».

 

     Задача, которую я ставлю на уроках музыки- подготовить ученика, владеющего современным набором знаний, умений, навыков и качеств, позволяющих ему применять их и уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Области функциональной грамотности- это грамотность в чтении, математическая и естественно-научная грамотность. Связь музыки с ними очевидна, т. к. без математики невозможно понять ритмическую и гармоническую структуры музыкального произведения, без чтения невозможно выучить текст песни, а без естественных наук нельзя осуществить связь музыки с окружающей действительностью. Работая учителем музыки, я стремлюсь вызвать у детей четкое понимание того, что музыка не просто развлечение, а важная часть самой жизни. Поэтому главная задача- отойти от скучных лекционных занятий и сделать уроки живыми, яркими и интересными. Как это сделать? Необходимо «обновить» урок, чтобы он имел свободный стиль общения педагога и детей. Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

 

Цель данного урока:

      развивать у детей чувство патриотизма на основе изучения любимых произведений различных музыкальных жанров.

 

Урок проходит в форме викторины. Звучат фрагменты знакомых маршей.

 

Вопросы:

  1. Какой марш НЕ звучит 9 Мая на параде Победы?

 Варианты ответов:

1). Василий Агапкин «Прощание Славянки»,

2). Песня-марш «Мы-Армия народа», музыка Георгия Мовсесяна, стихи     Роберта Рождественского,

3). Михаил Глинка «Марш Черномора»,

4). С. Чернецкий. «Марш гвардейцев» (тема Катюши),

5). С. Чернецкий. «Марш танкистов».

 Правильный ответ: Михаил Глинка «Марш Черномора». Это сказочный персонаж.

 

  1. В какой песне упоминается о Бородинском сражении?

 Варианты ответов:

1). «Прадедушка»,

2). «Аты-баты»,

3). «Русский парень»,

4). «Мы-армия народа».

Ответ: «Мы-Армия народа», припев.

 

  1. Без чего в первую очередь невозможно исполнить любую песню?

Варианты ответов:

1)    Без знания нотной грамоты,

2)    Без предварительного распевания,

3)    Без знания текста.

 Ответ: без знания текста.

 

Здесь я прибегаю к помощи двух ассистентов. Один ученик помогает открыть проектор, другой регулирует мышью текст песни «Мы- армия народа». Дети поют.

 

  1. Звучит «Героическая симфония» Д. Шостаковича.

Задаю вопрос: какой характер носит это произведение? Кто автор? К какому событию оно было написано?

Ответ: героическому подвигу людей, перенесших блокаду Ленинграда. Короткий рассказ. Ответы детей.

 

  1. Звучит Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

Вопросы: как называется произведение, и кто национальный герой? Ответы детей.

Здесь важно не допускать гиперактивности и многословия на уроке. Надо побуждать детей самостоятельно работать и мыслить творчески на основе знаний, полученных на уроках других предметов.

 

Главное в деятельности учителя музыки- развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.

Методическая разработка урока в рамках функциональной грамотности

«Тема Зимы в произведениях зарубежных и русских композиторов»

 

  1. 1.    Введение.
  2. 2.    Цели и задачи урока.
  3. 3.    Содержание урока.

     4. Заключение.

 

  

   ВВЕДЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

 

 Зимний период времени в Северном регионе- достаточно большое испытание для детей в отношении физической нагрузки. Зима на Севере холодная и длинная. Поэтому основная задача педагога- помочь детям эмоционально раскрыться через музыкальные образы любимых произведений, посвященных зимнему времени года. А цель данного урока-развивать и воспитывать у детей чувство любви к природе.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

 

    Звучит произведение Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». Задаю детям вопросы: Кто написал? Когда жил (годы жизни)? На чем играл? Какой оркестр исполняет? Какой характер носит данное произведение?

Кто еще написал цикл произведений с таким же названием?

Петр Ильич Чайковский. «Времена года»

    Вопросы: почему у Вивальди 4 произведения, а у Чайковского 12?

Дети слушают фрагменты пьес «Декабрь- «Святки», «Январь»- «У камелька», «Февраль»- «Масленица». Дети определяют характер пьес и перечисляют музыкальные инструменты, исполнение которых слышат.

 

    Далее для активизации мыслительной деятельности предлагаю детям сравнить 2 произведения Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Это «Марш» и «Вальс»

 Дети рассказывают сюжет и определяют характер произведений, а также, какой оркестр играет.  В чем различие, если оркестр один и тот же.

 

    Для того, чтобы дети не устали, хотя впереди еще много работы, я меняю деятельность на более легкую. Это песенный жанр.

 

Вопрос: без чего нельзя спеть песню?

Варианты ответов: 1). Без знания нотной грамоты;

                                     2). Без хороших музыкальных способностей;

                                     3). Без предварительного распевания;

                                     4). Без знания текста.

Правильный ответ: без знания текста.

 

    Дети поют песню Евгения Крылатова «Три белых коня». Можно по желанию спеть «Кабы не было зимы» этого же автора. Здесь я привлекаю детей к работе ассистента. Например, помочь установить проектор с текстом песни и регулировать мышью продвижение текста на экране.

 

    И нельзя не вспомнить о событии, которое произошло много лет назад 27 января. Это день снятия блокады Ленинграда.  Звучит «Героическая симфония» Дмитрия Шостаковича, и почему это относится к теме зимних произведений, хотя симфония написана осенью во время блокады.   Ответы детей…    …   … и мой короткий рассказ. Можно показать фрагмент фильма «Ленинградская симфония».

    Здесь важно достучаться до детских сердец, чтобы уроки музыки не были для детей пустой тратой времени, а нашли у них отклик.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Работа педагога на уроках музыки требует применения на практике многих педагогических знаний, умений, навыков. Здесь необходимо знание вокальной литературы, а также музыкальных произведений, соответствующих желанию детей, а также владение музыкальной грамотой как фундаментом и основой всех музыкальных знаний.