Развитие технических навыков при работе над этюдами и упражнениями Е.Ф. Гнесиной


Автор: Федоровых Татьяна Александровна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Развитие технических навыков при работе над этюдами и упражнениями Е.Ф. Гнесиной

Краткое описание работы: Художественная привлекательность и методическая направленность сочинений позволили занять творческому наследию Елены Фабиановны Гнесиной значительное место в репертуаре начинающих пианистов. Считаю необходимым использовать ее методику и сочинения с первых лет обучения и развития юных музыкантов. Применение сборника «Фортепианная азбука» на уроках внесло разнообразие в воспитании фортепианной техники учеников.

 

План-конспект

открытого урока на тему:

 «Развитие технических навыков при работе над этюдами и упражнениями Е.Ф. Гнесиной»

Тип урока: комбинированный, отработка технических навыков в упражнениях и этюдах.

Класс: 1) учащаяся 1 класса, Мамушина Мария, обучающаяся по дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе;

 2) учащаяся 2 класса Косачева Юлия, обучающаяся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;

 3) учащаяся 3 класса, Ерыпалова Дарья, обучающаяся по дополнительной общеразвивающей предпрофессиональной программе;

Репертуарный план урока:

  1. Е.Ф. Гнесина Этюд №34 Ля-мажор
  2. Е.Ф. Гнесина «Маленький гавот»
  3. Е.Ф. Гнесина «Маленький педальный этюд»
  4. Е.Ф. Гнесина «Маленький этюд на запаздывающую педаль»

Цель урока: формирование технических навыков игры на фортепиано.

Задачи урока:

1.расширить музыкальный кругозор ученика;

2. познакомить обучающегося с техническими приемами и способами работы над ними;

3. научить грамотно прочитывать нотный текст;

4. развивать игровые навыки ученика;

5.воспитывать в ученике волю к достижению положительного результата в труде;

6. воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;

7.воспитывать культуру исполнения на инструменте.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи — 1мин.
  2.  Основная часть урока — 35 мин.
    1. краткое сообщение о композиторе и сборнике «Фортепианная азбука»—     2 мин.

2. работа над этюдом №34 с элементами полифонии – 5 мин.

    3. работа над пьесой полифонического склада «Маленький гавот» - 5 мин.
 5. работа над «Маленьким педальным этюдом» -  5 мин.

     6. работа над «Маленьким этюдом на запаздывающую педаль» – 5 мин.

  1.  III.       Заключительная часть: Оценка. Домашнее задание — 2 мин.
    Ход урока:

          Елена Фабиановна Гнесина – выдающийся пианист и педагог. Елена выросла в большой музыкальной семье, многие члены которой, пять сестер и брат Михаил, стали замечательными музыкантами.

          Елена Фабиановна свое композиторское дарование направила на создание сочинений для начального обучения. Ей созданы сочинения для фортепиано, скрипки, детского хора, фортепианного ансамбля и даже сборник музыкальных диктантов.

          Сегодня на уроке мы покажем работу над упражнениями и этюдами из сборника Е.Ф.Гнесиной «Фортепианная азбука».

Почему «азбука»? В сборнике содержится учебный материал для самых маленьких- первое звено в цепи начального обучения.

         Мы воспринимаем этюд, как что-то быстрое, техничное, виртуозное. В данном сборнике к понятию «фортепианная техника» Елена Фабиановна подошла в широком смысле, среди упражнений на подготовку к гаммам и аккордам, имеются упражнения на подготовку к легато, полифонии и педализации.

  1. Учащаяся 1 класса Мамушина Мария исполняет Этюд №34 Ля-мажор. Этюд сыгран наизусть, в сдержанном темпе. Определяем форму (период из двух предложений повторного строения). Этюд полифоничного склада, имитации в голосах напоминают разговор двух собеседников. Ассоциация каждого голоса с персонажем дает понимание тембрового окрашивания каждого голоса. Исполняем этюд в медленном темпе с преувеличением движений, чтобы зафиксировать внимание на снятии четвертей в момент звучания второго голоса.

Задача: сыграть без запинок при этом выполнить разность штрихов, соблюсти аппликатуру.

  1. 2.           Ученица 2 класса Косачева Юлия исполняет «Маленький педальный этюд».

Этюд находится на начальной стадии работы. Подробно останавливаемся на отработке 1 половины этюда, где основная работа ложится на левую руку.

Задача: скоординировать плавные движения рук с нажатием педали. Включить слуховой контроль за результатом исполнения.

  1. 3.           Ученица 3 класса Ерыпалова Дарья исполняет «Маленький этюд на запаздывающую педаль»

Исполняется наизусть.

- Определяем характер этюда (спокойный, умиротворенный, мечтательный, прозрачно, легко, воздушно);

- Определяем форму (2 предложения вариационного развития);

- Определить динамические оттенки, структуру музыкальной ткани (аккордовое строение, пиано);

- определить значение педали (связь аккордов, для создания невесомости, воздуха);

Исполняем часть этюда со счетом, чтобы определить на какой счет нажимается педаль.

Задача: синхронизировать движения в руках с педалью, решая техническую сложность, прочувствовать характер произведения.

  1. 4.           Ученица 2 класса Косачева Юлия исполняет «Маленький гавот»

Так как произведение еще в рабочем состоянии, исполняет по нотам I часть.

Определить величину предложений, выстроить фразировку («главная нотка»). Вычленить координационно сложные места и поработать над ними отдельно.

Задача: выполнение штрихов, динамических обозначений, мягкие снятия рук на паузах и «запятых».

 

Вывод:

         Художественная привлекательность и методическая направленность сочинений позволили занять творческому наследию Елены Фабиановны Гнесиной значительное место в репертуаре начинающих пианистов. Считаю необходимым использовать ее методику и сочинения с первых лет обучения и развития юных музыкантов. Применение сборника «Фортепианная азбука» на уроках внесло разнообразие в воспитании фортепианной техники учеников.

.