«Формы организации музыкальной деятельности на занятиях «Музыка» в ДОУ посредством игровых технологий (методов) в условиях реализации ФГОС ДО»


Автор: Яна Алексеевна Слюсаренко

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Формы организации музыкальной деятельности на занятиях «Музыка» в ДОУ посредством игровых технологий (методов) в условиях реализации ФГОС ДО»

Краткое описание работы: «Формы организации музыкальной деятельности на занятиях «Музыка» в ДОУ посредством игровых технологий (методов) в условиях реализации ФГОС ДО»

Слюсаренко Яна Алексеевна

Музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №78» г. Белгород

«Формы организации музыкальной деятельности на занятиях

«Музыка» в ДОУ посредством игровых технологий (методов) в

условиях реализации ФГОС ДО»

Формирование музыкальной культуры детей проявляется во всех

видах музыкальной деятельности. Песенки малых форм, попевочки,

музыкальной игры, помогают музыкальному руководителю

мотивировать детей к проявлению талантов, формируя в них

уверенность в себе, своих силах.

Дети раскроют свои способности в вокальном и танцевальном

творчестве, драматургии, речевом развитии и физическом развитии.

Именно в музыкальной деятельности происходит формирование

образного мышления и воображения, этим она интересна и

привлекательна для ребенка.

Цель: развитие творческого потенциала, образного мышления,

речевой активности, развитие интереса к необычным формам

исполнения.

Задачи: создать эмоционально положительную атмосферу, научить

ориентироваться в пространстве, придумывать характерные

действия персонажа.

«Андрей-воробей»

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей.

Гоняй галочек,

Из-под палочек.

Педагог исполняет попевку, знакомит детей с мелодией.

Обсуждает с детьми о чем в ней поется, о каких птичках. Все ли

дети обратили внимание, что кроме воробья, еще поется про

птичку галку и голубей. Рассказать детям об этих птицах. У

воробья есть имя – Андрей. Проговорить с детьми текст.

Для детей 3-5 лет.

Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель

отстукивает метро-ритм, затем исполняет вместе с детьми.

Разучивают мелодию на одном звуке, затем на двух. При

исполнении попевки можно использовать музыкальные и шумовые

инструменты для сопровождения.

Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет

границ. Похвалить детей за проявленную фантазию.

Для детей 6-7 лет.

Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель

отстукивает метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети

повторяют. Разучивают мелодию на одном звуке, затем на двух.

Позже, повторяя попевку на последующих занятиях, можно

использовать трезвучия, поступенное движение мелодии, движения

мелодии вниз и вверх, плавно-легато, отрывисто-стаккато,

использовать музыкальные и шумовые инструменты для

сопровождения (колокольчики, бубны, маракасы и т.д.). Похвалить

детей за разнообразное исполнение.

Таким образом, развивается интерес детей к запоминанию

необычных форм исполнения, чувство ритма, чистая интонация,

внимание, желание и умение подражать, фантазировать, продолжает

развиваться детская речь.

«Два кота»

Та, та, два кота,

Два пушистеньких хвоста.

Серый кот в чулане,

Все усы в сметане.

Черный кот залез в чулан,

И мышонка там поймал.

Педагог исполняет песенку, знакомит детей с мелодией.

Обсуждает с детьми о чем (2 кота и мышонок) в ней поется, сколько

котов, какого они окраса (цвета), объяснить непонятное слово

«чулан». Проговорить с детьми текст. Обратить внимание на

незатейливый характер песенки. Петь легко и естественно, немного

манерно.

Для детей 4-5 лет.

Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает

метро-ритм, затем исполняет вместе с детьми.

Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по-возможности подпевают,

затем поют самостоятельно. При очередном исполнении песенки

можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для

сопровождения. Песенку разделить на три части и исполнить по

группам, каждая исполняет свой образ.

Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет границ.

Похвалить детей .

Для детей 6-7лет.

Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель

отстукивает метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети

повторяют. Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по возможности

подпевают, затем поют самостоятельно.

Песенку разделить на три части и исполнить по группам, каждая

исполняет свой образ.

При исполнении песенки можно использовать музыкальные и

шумовые инструменты для сопровождения (колокольчики, бубны,

маракасы и т.д.).

Обсудить с детьми, пофантазировать, что сделал черный кот с

мышонком, когда его поймал (поиграл, съел, кот поймал мышонка, а

тот вырвался и убежал в норку).

Детям очень нравиться инсценировать эту песенку. Ребята

придумывают различные движения своим героям. Выступают с

песенкой как артисты на сцене (соло, дуэт, трио, квартет и т.д).

Детям нравится, чтобы им аплодировали. Похвалить детей за

образность исполнения . Все артисты молодцы!

Таким образом, у детей развивается воображение, наблюдательность,

умение передавать музыкально-двигательный образ. Дети учатся

интонировать, петь ритмично, изменять характер движения с

изменением текста, самостоятельно создавать

музыкально-двигательный образ в соответствии с текстом,

эмоционально и выразительно придумывать интересные жесты,

имитировать характерные действия персонажа (облизывается, все

усы в сметане, крадется в чулан, ловит мышонка).

«Еж, еж»

-Еж, еж, где живешь,

Кому яблочко несешь?

- Я живу в густом лесу,

Маме яблочко несу!

Педагог исполняет песенку, знакомит детей с мелодией.

Обсуждает с детьми о ком в ней поется (о ежике, который несет

маме яблоко). Можно разделить песенку на две части

(вопрос-ответ). Проговорить с детьми текст. Обратить внимание на

незатейливый характер песенки. Петь легко и естественно, немного

манерно.

Для детей 4-5 лет.

Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель

отстукивает метро-ритм, затем вместе с детьми. Разучивают

мелодию. Педагог поет, дети по-возможности подпевают, затем поют

самостоятельно.

При очередном исполнении песенки можно использовать

музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения.

Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет

границ.

Дети стоят в кругу, в центре ребенок-ежик (на голове шапочка

ежа, в руке яблоко). Исполнить песенку по ролям.

Предложить ежику, другому ребенку спрятаться в центре круга

(закрыть лицо ладошками), дети идут по кругу хороводным шагом,

исполнить песенку по ролям и т. д. Похвалить детей .

Для детей 6-7лет.

Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает

метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети повторяют.

Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по-возможности

подпевают, затем поют самостоятельно. Песенку разделить на две

части и исполнить по группам, каждая исполняет свой образ.

Дети очень любят инсценировать эту песенку, придумывать

различные варианты исполнения.

Дети стоят в кругу, в центре ребенок-ежик (на голове шапочка

ежа, в руке яблоко). Исполнить песенку по ролям.

Предложить ежику, другому ребенку, спрятаться в центре круга

(закрыть лицо ладошками), дети идут по кругу хороводным

шагом, исполнить песенку по ролям и т.д.

Разделить детей: мальчики - ежики, прячутся в центре круга

(закрывают лицо ладошками) ), девочки идут по кругу хороводным

шагом, исполнить песенку по ролям, затем поменяться ролями.

Мальчик-ежик прячется (приседает, закрыв лицо ладошками) в

центре зала, остальные дети делают вид, что ищут ежика.

Расставить стульчики по залу врассыпную, все дети - ежики

прячутся за стульчики, воспитатель их ищет.

Можно использовать эту инсценировку в работе с родителями (на

концертах, досугах, собраниях): все дети-ежики врассыпную по

залу прячутся, родители ходят и ищут.

При исполнении песенки можно использовать музыкальные и

шумовые инструменты для сопровождения. Похвалить всех

участников.

Таким образом, развиваются интонирование, навыки игровой

выразительной и эмоциональной передачи образов (мимика, поза,

жест, движение), умение ориентироваться в пространстве.

Развивается быстрота реакции и творческое воображение.

«Стройка»

Тук, тук, молотком,

Мы построим новый дом.

Цель: развивать моторику двигательного аппарата, слуховое

восприятие, артикуляцию, речевую декламацию

(ритмо-декламация), ритмическую активность, сочетание речи и

движения.

Задачи: развивать память, слух, ритм, обратить внимание на

правильную артикуляцию. Передавать в движении и речи

динамику «пиано» и «форте», формировать правильную осанку,

учить детей координировать движения рук и ног, выполнять

широкие движения и небольшие шаги, развивать детскую

двигательную фантазию, развивать речь, развивать творческое

воображение.

Дети стоят в кругу. Предложить детям приехать на стройку на

транспорте, который они сами себе представят. Взять в руки руль

и издавая разные звуки (тыррр,пых, жжжж и т. д.), ехать.

Издаваемые звуки разогревают мышечный речевой аппарат.

Стоп. Приехав на стройку, надеть воображаемые каски и взять

инструмент.

Дети смотрят на педагога, который четко проговаривает текст,

хлопая сначала метро-ритм, затем ритмический рисунок. Дети

повторяют.

Сначала движения для рук: «Большой молоток» - правая рука - в

кулачке сверху, левая рука – «гвоздик», снизу под правым кулачком

и размашистым движением, проговаривая слова, ритмично ударять

«большим молотком» по «гвоздю» пульсируя метро-ритм.(сначала

четвертями).

Затем задания усложняются. Форте - проговариваем громко и

соответственно движения рук размашистые, пиано, наоборот -

проговариваем тихо и соответственно движения рук мелкие. Затем,

прохлопываем ритмический рисунок и соответственно: форте-

проговариваем громко и соответственно движения рук размашистые,

пиано, наоборот - проговариваем тихо и соответственно движения рук

мелкие.

Затем меняем руки: «Большой молоток» - левая рука - в кулачке

сверху, правая рука – «гвоздик». Выполнить задание: исполнить

форте или пиано, метро-ритм: сначала проговорить четверти –«та»,

потом слова с движениями, затем ритмический рисунок: проговорить

четверти «та-та», восьмые «ти-ти», потом четко проговаривая слова.

Теперь руки убрать за спину.

Вопрос детям: «Как показать молоток и гвоздь без рук?»

(Ответ: Молоток – нога , высоко поднимать ногу согнутую в колене

и опускать со стуком на пол , «стучать».)

- руки за спиной или на поясе.

*активно сгибая правую ногу в коленке и твердо опуская ее на

пол, исполнить метро-ритм четвертями, сначала на форте

проговаривая четверти «ТА-ТА»,потом метро-ритм со словами; затем

действия те же, но проговариваем ритмический рисунок «ТА-ТА,

ти-ти, ТА»…

* то же задание левой ногой,

* Вопрос детям: «Как ножкой показать маленький молоточек?»

(ответ: Нужно ножку поставить вперед на носочек).

* То же самое задание , что описано выше, только ножку ставим

вперед на носочек и все действия выполнять на пиано и

проговаривать шепотом.

* Предложить детям придумать свой вариант, изобразить молоток

и гвоздь.

Таким образом, педагог оценивает для себя каждого ребенка по

критериям: артикуляция, ритм, координация, интерес к игровому

процессу, творческую инициативу.

Список литературы:

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред.

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп.

-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.

2. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры. Песня, танец, марш. -2-е

изд., перераб. - М.:ТЦ Сфера, 2014.-240 с.(2)__