Марья - исскусница


Автор: Ястребова Валентина Борисовна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Дети

Тип материала: Открытый урок

Марья - исскусница

Краткое описание работы: Конспект открытого занятия в старшей группе по народному фольклору

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( музыка) в  старшей группе

Тема: «Марья Искусница».
Музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад п. Бира» Ястребова В.Б
Программные задачи:

  1. На основе имеющихся знаний и умений формировать у детей интерес к русскому народному творчеству.
  2. Использовать на занятии детское танцевальное творчество в характере русской народной пляски.
  3. Определять динамичный, плясовой характер пьесы, познакомить с вариационной формой строения музыки пьесы.
  4. Учить детей воспринимать веселый, шуточный характер песни
  5. Точно передавать ритмический  рисунок припева, учить чисто пропевать распевы на 2 звука. Правильно передавать мелодию песни, четко произносить слова.
  6. Развивать знания детей о движении мелодии вверх, вниз.
  7. Учить детей менять движения в соответствии с музыкальными  фразами.

 

Индивидуальная работа: Работа над развитием звуковысотного слуха  у  Саши К, Насти, Кати.

Содержание занятия:

  1. Упражнение «Хороводный шаг»,  «Учись плясать по русски»
  2. Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент»
  3. Слушание  «Камаринская» Чайковского,  «Как у наших у ворот» р. н. м.
  4. Пение:  «Веснянка» укр. н. м.
  5. Музыкально-дидактическая игра «Летела кукушка»
  6. Игра «Горелки» р. н. м.       
  7. Разучивание танца с ложками

Материал:  русский народный костюм, предметы прикладного искусства, музыкальные инструменты ложки, гармонь, рубель, бубен, балалайка, трещотка, коробочка, расписной сундучок, дидактическое пособие «Бубенчики».
ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель, в русском костюме – Марьи Искусницы, сидит на скамейке у центральной стены. Звучит в записи р. н. м. «Во поле берёза стояла». Дети входят в зал и выстраиваются около воспитателя свободно.
Марья  Искусница: Здравствуйте, дети! А я вас давно здесь поджидаю. Вы сегодня попали к нам на русскую ярмарку. Пойдёмте по ней погуляем, посмотрим товары.
Дети подходят к столам и рассматривают жостовские подносы, шали, деревянные ложки, дымку.
Марья  Искусница:  Все эти вещи изготовлены русским мастерами. Это всё русское народное творчество. А посмотрите на меня…
Что необычного в моём наряде? Как он называется?
ДЕТИ: Русский народный костюм.
Марья  Искусница:  А из каких деталей он состоит?
(показывает сарафан) Что это? А это? (показывает рубаху)
А что у меня на голове? (Кокошник).

М.И: Дети, вы вошли в зал под  русскую народную песню «Во поле берёза стояла» Под эту мелодию можно водить хоровод.
Упражнение «Хороводный шаг»
Дети идут змейкой хороводным шагом  за Марьей искусницей.

М.И: А теперь я покажу вам, как танцевали добры молодцы, да красны девицы

Упражнение: учись плясать по- русски.
Марья  Искусница:  (благодарит детей) Дети, посмотрите,  какой красивый сундучок есть на нашей ярмарке. Загляну я в него.
Отгадайте, что в нём лежит?
Марья  Искусница загадывает загадки про музыкальные инструменты.
1Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот –  открывай пошире рот. (ложка)
2.Морщинистый Тит всю деревню веселит. (гармонь)
3. Он на барабан похож

А чуть-чуть его встряхнешь

Зазвенит он, заиграет,

Кто его ребята знает?

4.Ой звенит она, звенит.

Всех игрою веселит,

А всего-то три струны

Ей для музык нужны

Кто такая? Отгадай-ка! Ну конечно…

М.И: А я вам сейчас включу звучание разных инструментов.

Дети слушают в записи звучание народных инструментов, называют их.
М.И: Вот, сколько инструментов у нас собралось вместе. А когда все
инструменты собраны вместе, что получается?
ДЕТИ: Оркестр.
М.И: Сейчас вы услышите пьесу П.И. Чайковского «Камаринская» в исполнении оркестра народных инструментов.  Слушайте внимательно, постарайтесь услышать знакомое звучание русских народных инструментов.

Слушание  «Камаринская» Чайковского

После прослушивания высказывания детей.

Марья Искусница: А у меня для вас сюрприз смотрите какие красивые, расписные ложки. Я предлагаю вам выучить танец с ложками. Я буду говорить и показывать движения, а вы их повторять

Марья  Искусница: А историю про муху да комара услышать хотите? «Как у наших у ворот» р. н. м.  

Беседа о народной песне, ее характерных особенностях. Показ картинки.

М.р: Раз уж о песне зашла речь, то мы тоже споем.

 «Веснянка» укр. н. м.

Хлопками отмечают ритмический  рисунок припева. Показать, как правильно пропевать распевы, упражнять в их пропевании.

Марья  Искусница: Пролетала кукушка над нами, пролетала, а куда она прилетела так и не сказала.

Музыкально-дидактическая игра «Летела кукушка»

Дети слушают мелодические отрывки, определяют, куда полетела кукушка, передвигают фигурку в нужном направлении.

Марья  Искусница: Как на ярмарке побывать, да в игру не поиграть?!

Игра «Горелки» р. н. м.     

Напомнить музыку и движения. Упражнять в выполнении 1,2го  движения.
Марья  Искусница: Много интересного мы с вами увидели, услышали  сегодня на нашей ярмарке. В память о ней мы сделаем рисунки. Наша художественная мастерская ждёт вас.

Дети уходят в группу, продолжают работу.