Развитие музыкального слуха детей с нарушением зрения


Автор: Гульназ Марсовна Абдрахманова

Руководитель: Гульназ Марсовна Абдрахманова

Должность руководителя: МБДОУ Детский сад №73

Место работы руководителя: МБДОУ Детский сад №73

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Реферат

Развитие музыкального слуха детей с нарушением зрения

Краткое описание работы: «Необучаемых детей не существует…»[3, с. 98]. Такой подход к обучению и воспитанию детей с различными нарушениями в развитии реализуется через различные индивидуальные концепции, технологии и методики.

 

Развитие музыкального слуха детей с нарушением зрения

 

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня доступность образования достигла такого уровня,  когда любой ребенок с любыми отклонениями и нарушениями  имеет возможность получить соответствующее образование. На сегодняшний день девизом в   образовательной политике и педагогической практике господствует принцип: «Необучаемых детей не существует…»[3, с. 98].  Такой подход к обучению и воспитанию детей с различными нарушениями в развитии   реализуется через различные индивидуальные концепции, технологии и  методики.

Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Российского государственного  педагогического  университета имени А. И. Герцена  Б.И. Коваленко. Также развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как:  Н.В. Серпокрыл, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, С.А. Ганджий, Н.Б. Коваленко, Б.В. Сермеев, Р.С. Муратов, А.Б. Гордин, М.И. Земцова, Э.М. Стернина, Н.Г. Крачковская, Л.И. Солнцева, А.И. Каплан, В.А. Феоктистова, И.С. Моргулис и др.

Изучением конкретно  пространственной ориентации у слабовидя­щих дошкольников занимались такие ученые, как: А.Г. Литвак, В.С. Сверлов,  Л.И. Плаксина, Ф.Н. Шемякин, Е.Н. Подколзина,  Л.А. Дружинина и др.

Роль слуха в жизни и деятельности детей с нарушением зрения «значительно больше, чем у нормально видящих» [3,  с. 22].  Ведь у слабовидящих детей звуковые ощущения и восприятия имеют не только предметное, но и сигнальное значение: «по колебаниям тембра, интонации, громкости голоса, на дистанции или вблизи слабовидящие дети могут судить о человеке, его настроении, характере, суждениях, отношении к окружающим  и о психических состояниях, не видя, зачастую, его мимики и жестов»  [4, с. 48]

Для детей с нарушениями зрения  существуют специальные образовательные технологии и программы, учитывающие специфику  образовательной и воспитательной деятельности с такой категорией детей. Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения. С их помощью родителям  легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.

Программы  и концепции   для слепых и слабовидящих детей по разным предметам  соответствуют аналогичным программам общеобразовательных  школ по объему и содержанию изучаемого материала, но при этом построены с учетом особенностей развития не­зрячих и слабовидящих детей. В них, как правило, предусмотрено «использование средств компенсации и коррекции отсутствующего или  значительно нарушенного зрения с помощью оптических приспособлений и иных тифлоприборов, а также для слепых  - рельефно-графических пособий, для слабови­дящих -  плоскопечатных пособий» [2, с. 21].

Кроме того, особенностью программ специальных ДОУ и школ для слепых и слабовидящих детей является то, что эти образовательные учреждения предусматривают увеличение продолжи­тельности подготовительного периода, когда  большое внимание уделяется формированию у детей конкретных представлений о знаниях в каждой области.

Зрение для любого человека – это ключевой источник получения информации из окружающего мира. Снижение остроты зрения или его полное отсутствие существенно влияет на особенности обучения и воспитания детей. Исходя из  этого, выделяют две  группы детей, имеющих нарушениязрения. Это полностью слепые дети, которым не помогают средства коррекции,   и  слабовидящиедети, которые используют обычные средства коррекции.

Учитывая степень  детского недуга, психологи, педагоги и методисты разрабатывают для таких малышей специальные программы и концепции,  ориентированные на максимально успешное овладение необходимыми умениями и компетенциями. Среди таких аспектов обучения значительное место отводится развитию  музыкального слуха у детей с нарушением зрения.

Люди с нарушением зрения имеют хороший слух, поскольку у нихпроисходит  замещение зрительного анализатора слуховым и тактильным [1, с. 29]. При этом, опираясь на слуховой анализатор,педагоги у таких детей могут  развивать хороший музыкальный слух, обучая их   игре на музыкальных  инструментах. Музыкальные занятия являются   важным средством для развития слуха детей вообще, и  в частности для детей с нарушениями зрения.

Безусловно, для успешного развития музыкального слуха детей с нарушениями зрения необходимы специальные методики и подходы обучения.

При развитии у  ребенка с нарушениями зрения музыкального слуха важно строить занятия так, чтобы  выполнение любого задания доводилось у детей  до автоматизма.  Любой учебных материал (игрушки, пособия, иллюстрации)   должен  быть крупных размеров и непременно ярким [4, с. 66]. Также обязательно  на таких занятиях пользоваться музыкальными игрушками и иными звуковыми пособиями,которые предназначены для стимуляции звуковых  и  тактильных ощущений.

Также на занятиях необходимо регулярно использовать разнообразные музыкальные инструменты, предлагать детям к прослушиванию разные отрывки, учить детей отличать одни звуки от других, развивая тем самым «слуховую» чувствительность.

Эффективными будут посещения театральных музыкальных представлений (концерты, кукольные представления и т.д.), на которых ребенок ко всему прочему  учится самостоятельности  и навыкам самообслуживания, которые пригодятся слабовидящему или слепому ребенку в жизни вообще.

Кроме того, «сочетание музыки и движения помогает преодолеть  недостатки психомоторной, двигательной, познавательной и  эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения» [3, с. 70]. С  помощью музыкально-ритмических движений, можно  «компенсировать двигательный и эмоциональный дефицит, учить  детей владеть своим телом, формировать умения  дифференцировать движения в пространстве, управлять темпом  движения и подчинять свои движения музыке, придавая им  выразительность и уверенность» [5, с. 101].

Помимо всех названных аспектов, немаловажно задействовать и возможности семейного воспитания, поручив родителям, бабушкам и дедушкам регулярно заниматься музыкой посредством контактов с звуковыми игрушками,  соответствующими пособиями  и живой музыкой.

Такая всесторонняя работа по развитию музыкального слуха у детей с нарушениями зрения способна принести желаемые результаты, особенно  если описанные методы  будут использоваться в комплексе, включая даже воспитательный потенциал семьи.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
  2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.
  3. Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. - 2001.  - №2. – с. 66-69.
  4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
  5. Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения: Сб. статей / Под ред. В.З. Кантора. - М.: ИПТК Логос ВОС, 2001. - 112 с.