Роль творческих коллективов в образовательном процессе.


Автор: Сафонова Татьяна Валерьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Роль творческих коллективов в образовательном процессе.

Краткое описание работы: В докладе отмечается важность творческих коллективов в образовательном процессе.

В современном обществе остро ставится вопрос о проблеме музыкального воспитания и обучения. Педагоги многих стран спорят о том, следует ли учить музыке всех детей или только особо одарённых. Отечественная педагогика отвечает на этот вопрос так: музыке, как профессии следует обучать детей,  имеющих отличные музыкальные способности и особое к музыке влечение, но общее музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всех детей. Именно такой подход к музыкальному образованию в музыкальных школах в настоящее время.

Какую роль должна выполнять музыка в жизни школьника? Должна ли она быть предметом образования или воспитания? Этот вопрос волновал педагогов всего мира ещё в двадцатые годы 20-го столетия, когда формировались основы отечественной педагогики. "Если взглянуть на музыку, как на предмет школьного обучения,- писал выдающийся музыковед, композитор и педагог, академик Б. Асафьев,- то прежде всего надо сказать, что музыка- искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают." Д. Б. Кабалевский утверждал, что главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

Дело в том, что музыкальное воспитание- это коллективная потребность и коллективная задача, поэтому роль творческих коллективов в музыкальной школе, таких как: хор, оркестр, ансамбли очень важна для решения как образовательных, так и воспитательных задач.

Мы требуем музыкальную активность от каждого ребёнка, поэтому мы должны найти такой инструмент, которым каждый располагает и на котором любой ребёнок способен исполнить музыкальные произведения. Таким инструментом может быть, к счастью, только человеческий голос, потому что пение-первичное художественное проявление человека. Через художественное переживание уже в раннем возрасте непременно возникает- пока ещё в неосознанной форме - чувство индивидуального самовыражения и чувство растворения в человеческой общности, взаимно дополняющие друг друга. Именно поэтому,  занятия  в хоровом коллективе являются наиболее доступны и очень важны для большего количества учащихся музыкальной школы.

На занятиях  хора учащиеся овладевают навыками чтения нот, чистоты интонирования, развивается музыкальный слух и самое главное - умение слышать своего товарища, то есть работа в ансамбле, а значит, происходит и развитие гармонического слуха. Отметив, что не все дети способны к занятиям на музыкальном инструменте, венгерский композитор и педагог Злан Кодай сказал такие слова:" Лишь человеческий голос, этот всем доступный бесплатный и тем не менее самый красивый инструмент, может стать плодородной почвой для всеобщей музыкальной культуры.

Пение в хоре помогает эмоционально раскрыться даже детям со средними музыкальными способностями. Там они тянутся за более "крепкими" учениками, становятся смелее в исполнении, и даже те дети, которые стеснялись раньше петь по одному, после занятий в хоре приобретают уверенность (кроме приобретённых профессиональных навыков)  и уже в состоянии исполнить сольное произведение, соответствующее  его образовательному уровню. Очень важно и воспитательное значение занятий в хоре. Грамотно подобранный репертуар помогает привить детям любовь к Родине, природе, животным, развивает чувство уважения к старшим, к товарищам, чувство патриотизма. Так же пение произведений разных эпох помогает изучению выразительных средств и структуры этих сочинений, знакомит с различными жанрами и формами. Поэтому занятия в хоре так важны для детей.

Пьер ван Хауве, датский музыкант, дирижёр, композитор и прежде всего педагог, проработавший более 20 лет директором музыкальной школы в городе Делфте  сказал такие слова:" Я твёрдо считаю, что преподаватель музыки не имеет морального права отстранять от мира звуков тех детей, которые ему поначалу кажутся не музыкальными. Напротив, он обязан взять на себя труд более длительного ознакомления школьников с музыкой, он должен дать шанс каждому малышу, должен искать пути и возможности приобщения к музыке как можно большему проценту детей.  Но для этого он прежде всего сам обязан научиться, должен найти ключ к детской психологии, к сердцу каждого малыша."

Итак, наша задача задача, задача  преподавателей музыкальных школ - приобщение как можно большего количества детей к миру музыки. Нам всем известно, что дети все разные по музыкальным способностям и конечно же есть те дети, которых в силу объективных причин педагог не может совсем или в скором времени не может поставить на выступление сводного хора. Но все наши учащиеся занимаются на каких-либо музыкальных инструментах, поэтому у всех есть возможность проявить себя в таких творческих коллективах как: оркестр народных инструментов,  ансамбли  баянов и аккордеонов, домристов, скрипачей и виолончелистов. Именно участие в таких коллективных формах музицирования дает толчок к дальнейшему профессиональному образованию детей, а многие выпускники музыкальных школ продолжают вести этот вид деятельности в институтах и колледжах, учавствуют в  художественной самодеятельности, а затем вырастая, приводят уже своих детей в музыкальную школу, будучи родителями.

Из всего выше изложенного мы можем заключить следующий вывод: первоначальное музыкальное воспитание предназначается для всех детей без исключения, следует стремиться к гармоничному развитию личности. Участие в творческих коллективах является одним из видов средств, способствующих гармоничному  развитию человека,  помогающих развить скрытые способности, заложенные в каждом из людей.