«Педагогическая ситуация. Что посоветуете родителям ребёнка с различными видами одарённости».


Автор: Ядрышникова Ирина Ивановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Педагогическая ситуация. Что посоветуете родителям ребёнка с различными видами одарённости».

Краткое описание работы: Одарённые дети. Педагогическая ситуация. с одарёнными детьми. Рекомендации родителям детей с различными видами одарённости».

 

Детский возраст- период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации.

Признаки одарённости проявляются в реальной деятельности ребёнка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.

Одарённого ребёнка определяют по следующим критериям:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;

- отличаются повышенными знаниями  (ребёнок сразу схватывает и  усваивает соответствующую информацию).         

       По критерию  «широта проявлений в различных видах деятельности можно выделить:

•общую одарённость;

•специальную одарённость.

 Общая одарённость проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает, как основа их продуктивности.

Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности  и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, музыка, живопись и т.д.).

Еще одним примером специальных способностей является социальная одарённость - одарённость в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе, детском саду, школе.).

        Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности.                                                                                                                                           - В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.                                                                                  - В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).                                                                                                          - В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.                                                                                                                                                               - В коммуникативной деятельности - лидерскую (руководящую) способность, и аттрактивную одаренность (это способность на взаимодействие двух и более лиц, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, создании новых духовных ценностей и служении людям).                                                                                                                                                             - В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям  

          Т.к. одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания, научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

Одним из направлений реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание условий по выявлению и поддержке одарённых и талантливых детей. Именно они, впоследствии, становились лидерами, занимали ключевые позиции в различных сферах человеческой деятельности.

   Таким образом, совершенно очевидным становится тот факт, что необходимо выявление явно или потенциально одарённых детей, а также создания для них социально-психологических условий. Обучение одарённых детей в системе дополнительного образования  предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей.

Разберём социально-педагогические ситуации с одарёнными детьми и их решение.

 Ситуация 1: Спортсмен или художник? С раннего детства ребёнок проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции.  На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В образовательном учреждении учащийся имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание общаться с ним, то учащийся не идет на контакт. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе». Прогнозирование: Конфликт будет только углубляться. Родители приложат все силы, чтобы реализовать свои несбывшиеся по какой-либо причине планы. Ребенок только средство реализации. Решение: Социально-педагогические ситуации такого рода можно решить различными способами:

1. Учащийся с явно заниженной самооценкой, не признан своими родителями. Нужно постараться повысить его самооценку, предлагая участвовать в разных конкурсах, выставлять его работы на всеобщее обозрение, чтобы родители и дети смогли оценить его успех.

2. Нужно провести в группе социометрию. Выявить, к кому из одноклассников он расположен, попытаться сблизить их, предлагая для выполнения совместные задания. Можно дать учащемуся особенное задание, после его выполнения высоко его оценить, похвалить перед другими, повысив тем самым его самооценку.

3. Следует провести работу и с родителями. Необходимо помочь им понять и увидеть увлечения своего ребенка. А также предложить им учесть мнение сына, выбирая для него дополнительное образование, чтобы он был им действительно увлечен. Спортом же можно заняться всей семьей в свободное время.

         Ситуация 2. В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми. Мама Нины, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня – талантливая». А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»                                      Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?  Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам? В этой ситуации обе мамы  своих детей сравнивают с другими детьми,  первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама -негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное. Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей положительно. Тем самым вселяет в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»).Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками. Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус. У  него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, это значит я ничего не стою.  Я  - плохой! » Вообще, лучше сравнивать  успехи детей, с его же собственными.   Теми, которые были  вчера,  в прошлом и достигнуты сейчас.

            Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей, т.к. в семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка.

Рекомендации родителям:

- Помните, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу общения с ребенком.

- Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

- Прислушивайтесь к вопросам ребёнка, отмечайте, чем ребёнок предпочитает заниматься, наблюдайте за его естественными интересами и изучайте их.

- Выявлять такие интересы, которые у Вас с ребёнком могут совпадать, для успешного их развития.

- Необходимо организовать дополнительные занятия по развитию той или иной сферы интересов, в которой ребенок проявляет себя в большей степени.

 

-Ребенок должен знать, что не всегда все может быть идеально. Это очень важный совет по воспитанию, так как одаренные дети могут с легкостью разочароваться, по мере того как они будут взрослеть, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят.

-Не перегружать ребёнка, реализовать себя в полной мере он сможет лишь погрузившись в какую-либо определенную область, а не хватаясь за все подряд.

- стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
        Родители создадут прекрасные условия для развития этих вышеперечисленных качеств. Своим собственным поведением они продемонстрируют, что:
• ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
• опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;
• практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес. И еще некоторые рекомендации, способные оказать помощь родителям.

Для успеха и благополучия ребенка необходимы ваша любовь и поддержка:


1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

И в заключение...

 

Главное — дайте понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант.
Цените в своих детях такие хорошие свойства, как щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. И тогда в вашем ребенке раскроются все таланты, которые со временем принесут свои плоды.