"Работа над интервалами" 2класс ДПОП


Автор: Лариса Николаевна Серых

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Ссылка на файлообменник: Рефлексия. - Ребята, что нового вы сегодня узнали? - Что вам понравилось на занятии? - Что мы пожелаем друг другу на следующий год? Попевка «До,свидания».

"Работа над интервалами" 2класс ДПОП

Краткое описание работы: Обычный урок по сольфеджио 2класс по Дополнительной предпрофессиональной программе в ДШИ

Открытый урок по сольфеджио на тему «Интервалы в музыке» 2 класс (8 лет)

преподавателя МБУ ДО «Саганнурская ДШИ» Серых Л.Н.

 

Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся.

Задачи урока.

 Обучающие: Повторить и закрепить теоретические сведения. Освоить новую тему. 

Развивающие: Развивать музыкальное мышление и музыкальный слух. 

Воспитательные: Воспитывать творческую активность и умение работать в группе. 

Тип урока: комбинированный 

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, задания на доске, наглядные пособия. 

Методы и методические приемы обучения: анализ, сравнение, обобщение, наглядно-демонстрационный. 

Формы работы с учащимися: вокально-интонационные упражнения, практические задания, диктант, слуховой анализ, чтение с листа, анализ музыкального текста, развивающие игры.

План урока

1. Организационный момент.

2. Закрепление пройденного материала.

3. Слуховой анализ.

4. Знакомство с новым материалом.

5. Чтение с листа, анализ музыкального текста.

6. Музыкальный диктант.

7. Домашнее задание.

 

Добрый день, коллеги, добрый день, ребята!

Сегодня мы проведем с вами наш обычный урок сольфеджио. От остальных уроков он отличается только тем, что сегодня на наш урок пришли гости, мои коллеги - преподаватели. Постарайтесь быть как всегда внимательными и активными. Итак, начнем с нашего приветствия! 

1.Попевка «Здравствуйте ребята» (I-V ступень ) учащиеся отвечают «Добрый день» (по звукам Т 53↓) Для того, чтобы настроить наш слух, давайте сначала споем гамму До мажор и наше упражнение, которое, сегодня пригодится нам в изучении интервалов: До-Ре – это тон, Ре-Ми – это тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – это тон, Соль-Ля – это тон, Ля-Си – это тон, Си-До – полутон. 

Учитель:Ребята, сколько раз в гамме нам встретился полутон? Дети: Два раза. Это – ми-фа и си-до. Учитель: Давайте вспомним строение мажорной гаммы.

Дети: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон.

2.Повторение пройденного материала. Ребята! Мы с вами начали изучать большую и интересную тему и называется она «Интервалы в музыке», и наш урок сегодня мы начнем с повторения. Те ребята, которые активно работали на уроке, правильно отвечали на вопросы, получат хорошую отметку в конце урока. Итак, начнем.

Учитель: Что такое интервал? Дети: Это расстояние между двумя звуками. Учитель: Правильно, ребята. Интервал — это расстояние от одного звука до другого. Эти звуки можно взять одновременно, а можно по очереди, друг за другом. Если два звука исполнить по очереди, получится какой интервал? Дети: мелодический интервал.

Учитель: Совершенно верно, ведь мелодия вся состоит из интервалов. А если два звука взять одновременно, то это?

Дети: интервал гармонический. 

Учитель: Сколько интервалов на сегодняшний урок мы с вами знаем? Дети: Восемь.

Учитель: Давайте вспомним названия интервалов. Дети: Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

3. Построение интервалов на доске от звука (подписать только цифру).

Учитель: Ребята, а кто обратил внимание, с какого интервала начинается мое приветствие?

 Дети: С квинты.

Учитель: Правильно, с квинты, а как прозвучал ваш ответ?

Дети: По ступеням тонического трезвучия.

Учитель: А трезвучие было в мелодическом или гармоническом изложении? Дети: В мелодическом, ведь оно звучало как мелодия, а не как аккорд.

 Учитель: А чем трезвучие отличается от интервала? 

Дети: интервал-это два звука, а трезвучие- три и более звуков.

Учитель: Послушайте  несколько интервалов. Одинаково или по-разному они прозвучали?

Дети: Они разные.

Учитель: Каждый интервал имеет свою окраску, свой характер, как и наши с вами ассоциации, которые мы придумали для того, чтобы проще отличать интервалы на слух. Давайте вспомним их:

Секунда – еж

Терция - чижик

Кварта - гимн России

Квинта– озеро

Секста–улыбка

Септима - дикообраз

Октава - жираф

4. Определить интервалы на слух: записать интервалы в тетрадь (8 тактов, цифру).

 5. Блиц-опрос: ответить на вопросы.Сколько простых интервалов в музыке? (восемь) Как переводится с латинского языка слово «интервал»? (промежуток) Интервал, звучащий последовательно? (мелодический) С какого интервала начинается «Гимн России»? (кварта) Интервал, звучащий одновременно? (гармонический) Интервал, охватывающий 3 ступени? (терция) Какой интервал шире секунды? (терция) Какой интервал стоит за терцией? (кварта) Интервал, охватывающий 8 ступеней? (октава) С какого интервала начинается песня «В лесу родилась елочка»? (секста) Какой интервал меньше октавы? (септима) Сколько ступеней содержится в квинте

 6. Новая Тема. Интервалы чистые, малые и большие. 

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о том, что интервалы бывают чистыми, малыми и большими. Итак, зачастую, интервалы, звучащие мажорно

- большие, звучащие минорно,

- малые, а есть чистые интервалы, которые звучат чисто:

-не мажорно и не минорно. 

Как вы думаете, какие из изученных нами интервалов чистые (у них невозможно определить лад).

Дети: Это прима, кварта, квинта, октава.

Учитель: Значит, остальные интервалы

 - секунда, терция, секста и септима могут быть большими и малыми.

Итак, мы с вами уже знаем, что интервалы имеют ступеневую величину, которая зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал. Но интервал имеет не только ступеневую, но и тоновую величину. Тоновая величина определяет число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Сегодня мы с вами познакомились с 4 чистыми интервалами, а теперь поговорим о том, что из себя представляет интервал: большая и малая секунда. Написать на доске: большая секунда (до - ре), малая секунда (до-ре бемоль). Какая ступеневая величина секунды?

Дети: -2 ступени. 

Учитель: Сколько тонов содержится в большой и малой секундах?

Дети: Тоновая величина большой секунды -1 тон. Тоновая величина малой секунды-0,5 тона. 

Учитель: Можно ли записать малую секунду так: до и до диез?

Дети: Нет, потому что до и до диез - это одна ступень, а ступеневая величина секунды - 2 ступени, поэтому сначала надо написать до и ре, и потом уменьшить интервал при помощи бемоля.

7.«Спеть интервалы». Учитель: Каждому интервалу принадлежит своя песенка. С помощью этих песенок мы научимся в дальнейшем определять интервалы на слух.

м.2 – «Ой, оса летит, жужжит, нас ужалить норовит». б.2 – «Ёжик, ёжик, ты хорош, с нами песенки поёшь». На следующем уроке мы вами будем говорить о других больших и малых интервалах и учиться определять их на слух. 

8. Чтение с листа, анализ музыкального текста. Учитель: Сначала проанализируем номер: тональность, размер, длительности, повторы, тактирование. В каждом такте спрятался свой интервал, давайте найдем его. 

9. Музыкальный диктант. Детям раздаются 8 тактов на отдельных листах. Перед вами мелодия диктанта, но такты в этой мелодии потерялись, поэтому после прослушивания мы будем собирать наш диктант «паровозик» , где наш «паровоз» - скрипичный ключ, а последний вагон -две тактовые линии. Прослушать мелодию целиком, определить тональность, размер, структуру, правильно разложить такты диктанта. 

10. Домашнее задание. Решить кроссворд, в котором спрятаны названия интервалов.

И

Н

Т

Е

Р

В

А

Л

 

 

 

Рефлексия.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось на занятии?

 Попевка «До,свидания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРВАЛ-ЭТО  РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ЗВУКАМИ.

Нижний звук-основание;  Верхний звук-вершина. Бывают-малые, большие, чистые, увеличенные, уменьшенные.

Цифра-количество ступеней;   Буква-количество тонов. Каждый интервал увеличивается на полутон. Полутон-это самое близкое расстояние между двумя звуками. Два полутона-это ТОН.

ПРИМА      - ч1—0тонов

СЕККУНДА-м2-0,5тонов (полутон); б2- 1тон

ТЕРЦИЯ – м3-1,5тона (полтора); б3-2тона

КВАРТА – ч4-2,5тона (два с половиной);  ув.4-3тона

КВИНТА- ч5-3,5тона;  ум.5-3тона

СЕКСТА- м6- 4тона; б6- 4,5тона

СЕПТИМА-м7-5тонов; б7-5,5тонов

ОКТАВА- ч8—6тонов