Наши меньшие братья в боевом строю


Автор: Саая Урана Дадар-ооловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Разработка классного часа

Наши меньшие братья в боевом строю

Краткое описание работы: В истории Тувы в 30-ые годы прошлого столетия были тяжелые времена. В то время разрушали храмы, раскулачивали богачей, репрессировали безвинных людей, отправляли их на ссылки, травили лам и шаманов, и даже убивали. Было время, нападали и на коня.

Конкурсный  классный час посвященный к 75-летию Победы Великой Отечественной войны  1941-1945г.

Учитель музыки : учитель высшей категории Саая Урана Дадар-ооловна.

Тема: «Наши меньшие братья в боевом строю».

Дата проведения: 11.02.2015г.

Класс: 8 классе  -  3 урок
Цель: - Повторить и обобщить знания о Великой Отечественной войне; рассказать учащимся о роли животных на войне; научить учащихся применять полученные знания в практике.

        - формирование у школьников патриотической позиции; расширить знания учащихся  о тех животных, которые помогали солдатам в годы ВОВ;

      - воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным;

 воспитание чувства гордости за победу в Великой Отечественной войне.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, картинки животных, цветы бумажные, воздушные шары.   
                                                                Ход мероприятия

Организационный момент:

Учитель:  Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный классный час. Перед тем начать наш классный час, я хочу вас попросить об одном:

Релаксация: Те, кто сидящие на левой стороне поднимите левую руку. Положите в голову рядом сидящего ученика. И говорите что, ты самый (самая умная). А теперь, сидящие на правой стороне, поднимите правую руку. Положите в голову рядом сидящего. И говорите что ты самая добрая. И посмотрите друг  другу ,улыбнитесь

Учитель: А теперь послушайте песню.(звучит фрагмент песни «Эзир -Кара»)

- о чем поется в этой песне ?   (ответы учащихся)

  (слайд № 1)

- как вы думаете, почему этому коню присудили кличку Эзир-Кара ? (ответы учащихся)

1.Беседа: В истории Тувы в 30-ые годы прошлого столетия были тяжелые времена. В то время разрушали храмы, раскулачивали богачей, репрессировали безвинных людей, отправляли их на ссылки, травили лам и шаманов, и даже убивали. Было время, нападали и на коня.

            Эзир-Кара в то время был лучшим, быстрым скакуном на праздниках Наадым. Пять раз подряд выиграл на скачках и стал первым скакуном. И был присуждены клички «Эзир-Кара», «Хартыга-Кара», «Хулук-Кара». Все равно люди называли коня Эзир-Кара.

            В 1939 году у хозяина коня Соян Санданмы отобрали все добро, и назвали его «контром». Даже коня назвали «Конем контром». После этого приказали «Коня не пропускать на скачках !».

В том же году Эзир-Кара привели в Тувинскую армию.  1949 года он таскал воду….Быстрее всех был Эзир-Кара, но не смог убежать от репрессии. Нив чем он не был виноват. Его погубила людская зависть, зависть к его хозяину, и к нему самому. Но он остался в истории. В селе Ак-Эрик открылся памятник коню. Он это заслужил по праву.

            В годы ВОВ Тувинский народ внес посильный вклад в разгром общего врага. Свой скот фронту передавали безвозмездно. Отправили на фронт 50 тысяч боевых коней.

2. Лошадь

Учитель: - Ребята как вы думаете, для чего применяли столько лошадей в бою?

 (ответы учащихся)

В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии, и для переброски боеприпасов, в перевозке раненых солдат. Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль.

Учитель: - Ребята, еще каких животных мы называем нашими меньшими братьями добрыми помощниками в годы войны ?

3. Собаки  

Учитель: Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно, собаки.

- а как собаки могли помогать людям на войне ? (Ответы учащихся)

Во Время Великой Отечественной войны на фронте служило: 40 000 собак;

Было создано:

168 специальных воинских частей использовавших собак;

69 отдельных взводов нартовых собак;

29 отдельных рот миноискателей;

13 отдельных специальных отрядов

7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства.

Учитель: Давайте вспомним, о подвигах собак в годы войны?

Ученик 1: Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. Овчарка Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. С её помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника.

Ученик 2: Восточноевропейская овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, она сумела всё - таки доползти до своих и доставить донесение.

Ученик 3: Использовались собаки и в отрядах Смерша для поиска диверсионных групп противника, особенно для поиска вражеских снайперов - “кукушек”.

Учитель: По официальной статистике во время Великой отечественной войны

Собаки вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых;

Нашли 4 миллиона мин и фугасов;

Участвовали в разминировании 300 крупных городов;

В боевой обстановке доставили 200 тысяч документов;

Проложили 8 тысяч километров телефонного провода;

Уничтожили 300 вражеских танков.

Учитель: Следующая страничка нашего классного часа будет посвящена птицам.

Голуби

 (звучит фоном песня «Журавли» сл. Р. Гамзатова; муз: Я. Френкеля)

Учитель: Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен.

Ученик 3: Но первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя.  В этом плане показательным является сражение при форсировании реки Великая в 1944 г. Наши войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей белее, чем на 25 км. Связи на таком расстоянии не было и быть не могло. И тогда были применены голуби. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций и корректировали огонь.  Применялись голуби и для уничтожения объектов противника, спасли раненых и голодных жителей Мурманска.

 Учитель: В годы войны  для передвижения применяли еще одно животное – это  Лоси.

С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу. Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей.

Ученик 4: Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами. Определённый опыт в этом направлении уже был. В шведской армии были лосиные войска, а первая попытки одомашнивания лосей в СССР были предприняты ещё в 1930 году. Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам. Около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.

Ученик 5: Я бы хотел(а) рассказать вам историю о том, как кошки спасли лётчика.

В годы Великой Отечественной войны летчик - истребитель был сбит в воздушном бою. Самолет загорелся, пилот был ранен. Летчику удалось прыгнуть с парашютом, но приземлился он на территории, захваченной фашистами.    Кое - как из последних сил он добрался до старой ветряной мельницы, вполз в ее помещение по ветхим ступеням и, совсем обессиленный потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие - то зелёные передвигающиеся точки. Сперва лётчик подумал, что это от слабости ему что - то мерещится, а приглядевшись, понял, что это кошки.     Двое суток провел раненый на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса, обрадовался: подумал, что это жители села. Однако когда голоса приблизились, понял: идут немцы. Холодный пот прошиб его мгновенно. Затаившись, в щель между досками летчик наблюдал за немцами.  Бравый фельдфебель ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери…и вдруг дикий кошачий вопль просверлил его уши, заставил притаиться. Но это было еще не все. Вожак кошек – черный кот – в мгновенье ока свалился на голову немцу и стал раздирать когтями лицо…    Немцы ушли. А на утро пришли советские партизаны. Они сделали носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, то по просьбе летчика оставили кошкам маленький кусочки сала. Ведь они, как и партизаны, были его спасителями.

Учитель :Вот, какие интересные  события были с животными в годы войны, ребята. Надеюсь, вам было интересно, слушать такие истории о наших меньших братьев. Семьдесят лет назад майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои Великой Отечественной. Наш народ победил. Низкий поклон ветеранам. Низкий поклон также и всем тем, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но иногда нужно вспоминать и помощников Великой Победы, добрых друзей человека.

Ученик 6: Мир это лучшее слово на свете,

  Взрослые к миру стремятся и дети,

  Птицы, деревья, цветы на планете.

  Мир – это главное слово на свете.

Итог:

Учитель: - В начале урока Какие подвиги совершили наши меньшие братья  (подрывали поезда, разведывали планы врагов, уничтожали врагов). (ответы учащихся)

Учитель: я предлагаю вам на лежащих перед вами листах написать слова благодарности погибшим героям. Представьте, что они получат эти письма, что вы им хотели сказать? Украсьте своё письмо небольшим рисунком  меньших братьев которые спасали, помогли  людей в годы войны . Помните, они  тоже сражались за вас, они боролись за мир, за счастливое и спокойное детство.

(Во время работы звучит аудиозапись, «В землянке»

 слова  Суркова  В., музыка Листова К.

Учитель: Ну и вот,  наш классный час подошел к концу, мне очень понравилась ваша работа на уроке,  спасибо ребятам, которые рассказали нам о героях, спасибо всем за ваши письма добрым друзьям человека.