Фольклорные игры. часть 2


Автор: Зайцева Елена Викторовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Учебный материал

Фольклорные игры. часть 2

Краткое описание работы: игры У медведя во бору.Горелки. Капуста. Баба Яга. Пчелы.Золотые ворота. и т.д.

У медведя во бору

 

Играющие рисуют на противоположных концах игровой площадки два круга – «дом» и «бор». Один из детей изображает медведя. Он  рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется в бору; потом ложится на землю и делает вид, что спит. Дети с лукошком приходят в «бор», щиплют траву, словно собирают ягоды и грибы, и при этом поют:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру.

А медведь не спит,

Все на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит!

А мы ягоды берем

И медведю не даем,

Идем в бор с дубинкой,

Бить медведя в спинку!

«Медведь» ворочается, потягивается. Затем он встает и начинает гоняться за детьми. Кого поймает, отводит в бор. Кто из детей успевает убежать в дом, того «медведь» не трогает. Если пойманных больше половины, игра заканчивается.

ГОРЕЛКИ

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонну. Впереди, спиной к ним, становится горельщик. Ему поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не угасло!

Делай дело,

Глянь на небо,

Облака плывут,

Журавли зовут:

– Курлы-си, курлы-си,

Побежим-ка по Руси!

После этих слов игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается поймать одного из них. Если бегущим игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает горельщик, то они встают впереди колонны, горельщик опять водит, и игра повторяется. А если горельщик поймает одного из бегущих, то он встает с ним впереди колонный, а «горит» игрок, оставшийся без пары.

КАПУСТА

Рисуется круг – «огород». На середину его играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный «хозяином», садится рядом с «капустой». «Хозяин», изображая движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобер и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый.

Ребята пытаются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

БАБА-ЯГА

Играющие выбирают «Бабу-ягу» и двух «собак». На земле проводят черту. По одну сторону черты становится «Баба-яга» с «собаками», а по другую – «зайки». «Бабу-ягу» дразнят:

Баба-яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку!

Потом дети разбегаются, а «Баба-яга» посылает «собак» ловить «зайцев». Кого «собаки» поймают, приводят к «Бабе-яге». После этого пойманный становятся «собаками» и также ловят «зайцев». Когда «собаки» переловят всех детей, игра заканчивается.

ПЧЕЛЫ

Играющие по считалке выбирают участника, изображающего цветок, а затем делятся на две группы – «сторожей» и «пчел». «Сторожа», взявшись за руки, ходят вокруг «цветка» и поют:

Пчелки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечет,

Аль вас солнышком печет?

Летите за горы высокие,

За леса зеленые,

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

«Пчелы» стараются забежать в круг, а сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают. Как только одной из «пчел» удастся проникнуть в круг и коснуться «цветка», «сторожа», не сумевшие уберечь «цветок», разбегаются. «Пчелы» бегут за ними, стараясь «ужалить» и пожужжать в уши.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Играющие выбирают двух ведущих. Те сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой – «наливное яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим гуськом и проходят под игровой припев в ворота:

Золотые ворота,

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Или

Идет матушка-Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел –

Всех детей провел.

А за ним и апреля –

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хошь теперь гуляй!

На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите меня!» Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем!» Что выбираешь – серебряное блюдечко или наливное яблочко?» Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встает за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит и с другими участниками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой – берут длинную веревку и перетягивают ее.

В ДЯТЛА

Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки с «дятлом» подходят к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук:

Тук, тук, тук, тук!

После этого «дятел» берет палку и, считая про себя, стучит по дереву задуманное им количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число ударов и столько раз обежит вокруг дерева, тот становится новым «дятлом», и игра повторяется.

ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА

Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников – водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два – не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

ДЕВОЧКА И МЕДВЕДЬ

По считалке выбираются «медведь» и «девочка». Остальные игроки составляют два рядом стоящих круга. В один круг становится «девочка», в другой – «медведь». Девочка:

По лесу ходила,

Трои лапти износила;

Лесовые комарочки

Плечики искусали,

Полевые соловейки

Головку запели,

Земляные червоточки

Ножки сточили –

Пока черничку искала,

Лукошко набирала.

Не съем ни одной,

Отнесу домой.

Медведь просит:

Девочка, девочка,

Съешь ягодок стаканчик,

Снеси домой рукавчик.

А мне, серому медведю, –

Насыпь в мой кафтанчик.

– Нет, нет, медведище, косолапый топтыще, ты по борочку не ходил, ягодок не собирал, не дам.

– Давай, чья сила возьмет, того и ягоды будут, – предлагает «медведь». «Девочка» соглашается. Тогда участники одного и другого круга становятся в два ряда и, взяв за концы жгут или толстую веревку, перетягиваются. Перетянет сторона «девочки» – «медведя» теребят, щиплют и прогоняют; перетянет сторона «медведя» – «девочка» убегает, а «медведь» ее ловит. Затем выбираются новые «медведь» и «девочка».

В СОВУ

Один из играющих изображает «сову», остальные – «мышей». «Сова» выкрикивает: «Утро!», и тут же «мыши» начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. «Сова» кричит: «День!», «мыши» продолжают двигаться. Затем «сова» говорит: «Вечер!», тогда «мыши» начинают ходить вокруг нее и петь:

Ах ты, совушка-сова,

Золотая голова,

Что ты ночью не спишь,

Все на нас глядишь?

«Сова» говорит: «Ночь!» При этом слове «мыши» мгновенно замирают и стоят не двигаясь. «Сова» подходит к каждому из играющих и различными движениями и веселыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто засмеется или сделает какое-либо движение, из игры выбывает.

МОЛЧАНКА

Играющие выбирают водящего, садятся вокруг него и поют:

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе,

Чаю пили, чашки мыли,

По-турецки говорили:

– Чаб-чаляби, чаб-чаляби.

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами, веселыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего поют песни, танцуют, загадывают загадки, скачут на одной ноге.

НА ЛЕТУ

Один из играющих берет в руки мяч и напевает:

Оля, Коля,

Дуб зеленый,

Ландыш белый,

Зайка серый,

Брось!

Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.

МЕТЕЛИЦА

Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (под локоть) стоят друг к другу боком. Пары поочередно кружатся вокруг под песню:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится –

Тот заметелится!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

ПО СТВОЛУ

Играющие собираются у поваленного ствола дерева, залезают на него и передвигаются взад и вперед от одного края к другому. Постепенно дети увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом произносят нараспев слова:

Белая береза,

Черная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой.

Поворачивай! Не стой!

Кто из игроков теряет равновесие и соскакивает со ствола, тот из игры выбывает. Кто дольше всех продержится на стволе – победит.

В УГОЛКИ

В игре участвуют пять человек. На земле рисуют большой квадрат. По считалке выбирается водящий – «мышка». Он становится в середину квадрата, а четверо игроков занимают уголки. Водящему поют:

Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце, за мылце,

За белое белильце,

За зеркальце!

Продолжают просить:

– Мышка, мышка, дай ключи!

– Поди вон! Там постучи! –

отвечает «мышка» и командует:

Из угла в угол,

Друг за другом –

Вон!

Тут же стоящие по углам игроки начинают меняться между собой местами, а «мышка» старается занять оставленный угол. Участник, оставшийся без угла, становится «мышкой», и игра повторяется.

ЧУРИЛКИ

Играющие выбирают двоих, одному завязывают платком глаза, другому дают бубенцы (или колокольчик). Затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Позолочены концы!

Кто на бубенцах играет –

Того жмурка не поймает!

Или

Колокольцы-бубенцы,

Раззвонились, удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки, и игра продолжается.

ВОР-ВОРОБЕЙ

Выбираются «огородник» и «воробей». Остальные играющие образуют круг и берутся за руки. «Огородник» выходит на середину хоровода, «воробей» ходит за кругом. Дети ведут хоровод, а «огородник» поет:

Эй, вор-воробей,

Не клюй мою конопель,

Ни мою, ни свою,

Ни соседову.

Я за ту коноплю

Тебе ножку перебью!

«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети впускают «воробья» в круг и выпускают, а «огородник» может ловить его только за кругом. При этом все поют:

Наш воробьишка

В сером зипунишке.

В чисто поле не идет,

Коноплю не клюет.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые «огородник», «воробей», и игра повторяется.