Автор: Мухамадеева Зульфия Маратовна
Предмет: Фортепиано
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: Закрепление понятия “разные виды работы над техникой” на материале изучаемых гамм и произведений. Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
«Виды работы над фортепианной техникой на разных этапах обучения»
Цель урока:
Закрепление понятия “разные виды работы над техникой” на материале изучаемых гамм и произведений. Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Вид урока: комбинированный
Форма урока: традиционная
Методы:
Реализуемые технологии:
Оборудование:
Ожидаемые результаты:
План урока:
- организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
- практическая часть: работа над гаммами, упражнениями, произведением;
- оценивание;
- домашнее задание.
№ п/п |
Этап урока |
Примечания |
1 |
Начало урока Организационный момент: Добрый день уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию открытый урок по фортепиано с ученицей 7 класса Юлией Матросовой. Учащаяся имеет хорошие музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно. Сообщение темы и постановка задач: -Программа урока такова: гаммы, упражнения, этюд. Общеизвестно, что обязательным условием развития техники любого музыканта является работа над гаммами. Это и понятно, гаммы – это как бы маленькие заготовки для дальнейшего использования приобретенных умений в остальных произведениях. Игра на рояле, как и всякий труд, требует определенных мышечных усилий. Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц рук и эластичность. Композитор Карл Черни называл гаммы и упражнения фундаментом фортепианного обучения. Работу над гаммами мы постараемся тесно связать со звуковыми и артикуляционными задачами. И таким образом: 1. Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры легато. 2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами). 3. Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах. 4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками. 5. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух. Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности пианистических движений. Основная задача при работе над гаммами - это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается.
|
Приветствие.
Настрой на работу.
Развитие певучести инструмента, поиск тембральных красок |
2 |
Основной этап Теоретическая часть: Гаммы и этюды - превосходный материал, развивающий ловкость, активность, четкость, независимость пальцев, координацию рук, определенные апликатурные привычки. При работе над гаммами мы работаем не только над техническими задачами. Нам необходимо помнить и о художественных задачах с помощью звукового контроля. Искусство произношения выступает как неотъемлемая часть фортепианной техники. Чтобы не было скучно мы придумываем подтекстовки, немного фантазируем. У детей это хорошо получается. Играем гамму Ми мажор, очень удобная позиционно, играем выразительно, на легато, незаметно подкладываем 1 палец, динамические задачи при движении вверх, как бы взбираемся на гору все выше и выше, спускаемся все легче. Находим рациональный прием игры.
Практическая часть:
Играем гамму на легато, на нон легато-глубоким звуком с опорой- сравнивая движение в гамме с шагами «слона в комнатных тапочках». А затем играем долями на 1-ую долю, произносим «ма-ма.»С акцентом на 1 слог, «весна-красна» с акцентом на 2 долю, в ритме вальса1-2-3, и на 4 доли со счетом раз и два и, с акцентом на 1 долю. Используем различные группировки. Играем левую руку на форте, правую на пиано, левую на легато, правая- на пальцевое стаккато, палец острый, звук «капельки моросящего дождя», а левая рука деликатно, мягко плывет на лодочке. Прием «стаккато» обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука. Таким образом проводим занимательную работу над гаммами с использованием подтекстовок, технических формул. Наши гаммы - небольшие миниатюры, подготавливающие наш аппарат к дальнейшей работе. Переходим к работе над этюдом Фредерико Бургмюллера «Странствующий рыцарь». Избранные фортепианные этюды Бургмюллера прекрасно вписываются в программу для музыкальных школ, они компактны, удобны, полезны для развития различных видов техники, содержат в себе много пианистических приемов, но главная их особенность-в яркой образности. Этюд может исполняться в качестве пьесы, вызывая у детей эмоциональный отклик. Форма этюда 4х частная, репризного строения, с кодой(заключительным разделом после каданса, шлейф так называемый). Размер 2/4. С помощью каких музыкальных средств передан характер? Попробуем угадать образ рыцаря, путешествующего по дальним странам, не остающегося долго на одном месте (скачки, триоли, стаккато в сочетании с легато, мажор). Странствующие рыцари демонстрируют браваду, самоуверенность и заносчивость, молодой воин испытывает себя в борьбе с врагом на поле боя, часто он испытывает себя, получая задание от какого либо человека, которым обычно является самая красивая девушка поместья и которое ему необходимо выполнить. Литературным примером может быть Дон Кихот, вечно находящийся в поисках истины, живущий по какой-то своей духовной программе, мало понятной окружающим. В игре данного этюда мы применяем те же формы работы как и в гаммах, поскольку ритм, пассажи требуют тщательной проработки, проучиваем частями сложные места. Очень важно единство темпа, ритмическая устойчивость, характер произведения, ощущение формы. В этюде-4 части, в средней части-предстает образ самой красивой девушки, чье расположение хочет завоевать наш герой. Образ ее передан в музыке нежно и романтично, с использованием легато, пиано, выпуклое крещендо с переходом в конце на диминуэндо. Мы точно передаем колоритные динамические оттенки, мелодия светлая в верхнем регистре, в последней части вновь появляется образ рыцаря, но видоизмененный, в конце стремительные пассажи характеризуют рыцаря, смело бросающегося в бой, не считаясь с опасностью, добывая или великую честь, или славную смерть. Для свободы в игре проигрываем различными способами 16-ые ноты. |
Развитие технических приемов Закрепление умений, полученных ранее, их развитие.
Формирование правильного туше.
Проверка эмоционального восприятия произведения ученицей. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса.
Воспитание эстетического вкуса, умения слушать и слышать классическую музыку.
Формирование понятия «музыкальный образ». Развитие воображения. Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности. Повторение ранее изученного материала. Постановка цели для изучения новогоматериала. Развитие речи Расширение представлений учащейся о возможностях фактуры и средств музыкальной выразительности.
Преодоление технических неудобств. Работа над ритмической точностью. Воспитание прилежания в освоении исполнительского приема.
Закрепление пройденного.
|
3 |
Заключение Подводя итог урока закрепляем знания о средствах музыкальной выразительности, фразировке, фактуре изложения, строении произведения, ритмической точности , яркости динамических оттенков, преодоление технических трудностей служащих эмоциональному раскрытию художественного образа, постановка задач для отработки приемов, рассмотренных на уроке.
Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач. В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно. Цель урока: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута. Формирование умения делать выводы, обобщения. Постановка перспективных целей для дальнейшей работы. Эмоциональное раскрытие образа
|
Подведение итогов урока. Закрепление знаний.
|