Виды работы над фортепианной техникой на разных этапах обучения


Автор: Мухамадеева Зульфия Маратовна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«Виды работы над фортепианной техникой на разных этапах обучения»

Краткое описание работы: Закрепление понятия “разные виды работы над техникой” на материале изучаемых гамм и произведений. Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

«Виды  работы над фортепианной техникой на разных этапах обучения»

Цель урока:

Закрепление понятия “разные виды работы над техникой” на материале изучаемых гамм и произведений. Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Научить владеть разными видами фортепианной техники в пределах изучаемых на данном этапе гамм и произведений;
  • Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
  • Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
  • Формировать умение выполнять анализ музыкального произведения.

 Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
  • Развивать техническую оснащённость;
  • Развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение; развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование штрихов);
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха.

 Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
  • Воспитывать положительное отношение (усидчивость, трудолюбие) к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным  произведением;

Вид урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Методы:

  • Словесный
  • Практический

Реализуемые технологии:

  • Развивающего обучения
  • Творческая лаборатория
  • Художественно-эстетическая

Оборудование:

  • Фортепиано
  • Стул
  • Ноты

  Ожидаемые  результаты:

  • Ученица умеет анализировать музыкальное произведение;
  • У неё сформирован музыкальный образ;
  • Ученица свободно и правильно  владеет штрихами и динамическими оттенками.

План урока:

  1. Начало урока:

- организационный момент;

- сообщение темы и постановка задач;

  1. Основной этап:

- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;

- практическая часть: работа над гаммами, упражнениями, произведением;

  1. Заключение:

- оценивание;

- домашнее задание.

№ п/п

Этап урока

Примечания

1

Начало урока

Организационный момент:

Добрый день уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию открытый урок по фортепиано с ученицей 7 класса Юлией Матросовой. Учащаяся имеет  хорошие музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку,  очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Сообщение темы и постановка задач:

-Программа урока такова: гаммы, упражнения, этюд.

 Общеизвестно, что обязательным условием развития техники любого  музыканта является работа над гаммами. Это и понятно, гаммы – это как бы маленькие заготовки для дальнейшего использования приобретенных умений в остальных произведениях. Игра на рояле, как и всякий труд, требует определенных мышечных усилий. Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц рук и эластичность. Композитор Карл Черни называл гаммы и упражнения фундаментом фортепианного обучения. Работу над гаммами мы постараемся тесно связать  со звуковыми и артикуляционными задачами. И таким образом:

 1. Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры легато.

 2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

 3. Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

 4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

 5. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

    Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается.

   Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и  правильности пианистических движений. Основная задача при работе над гаммами - это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается.

 

 

 

Приветствие.

 

 

 

Настрой на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие певучести инструмента, поиск тембральных красок

2

Основной этап

Теоретическая часть:

Гаммы и этюды - превосходный материал, развивающий ловкость,  активность, четкость, независимость пальцев, координацию рук, определенные апликатурные привычки. При работе над гаммами мы работаем не только над техническими задачами. Нам необходимо помнить и о художественных задачах с помощью звукового контроля. Искусство произношения выступает как неотъемлемая часть фортепианной техники. Чтобы не было скучно мы придумываем подтекстовки, немного фантазируем. У детей это хорошо получается. Играем гамму Ми мажор, очень удобная позиционно, играем выразительно, на легато, незаметно подкладываем 1 палец, динамические задачи при движении вверх, как бы взбираемся на гору все выше и выше, спускаемся все легче. Находим рациональный прием игры.

                       

Практическая часть:

 

Играем гамму на легато, на нон легато-глубоким звуком с опорой- сравнивая движение в гамме с шагами «слона в комнатных тапочках». А затем играем долями на 1-ую долю, произносим «ма-ма.»С акцентом на 1 слог, «весна-красна» с акцентом на 2 долю, в ритме вальса1-2-3, и на 4 доли со счетом раз и два  и,  с акцентом на 1 долю. Используем различные группировки. Играем левую руку на форте, правую на пиано, левую на легато, правая- на пальцевое стаккато, палец острый, звук «капельки моросящего дождя», а левая рука деликатно, мягко  плывет на лодочке. Прием «стаккато» обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука.

   Таким образом проводим занимательную работу над гаммами с использованием подтекстовок, технических формул. Наши гаммы  - небольшие  миниатюры, подготавливающие наш аппарат к дальнейшей работе.

Переходим к работе над этюдом Фредерико Бургмюллера «Странствующий рыцарь». Избранные фортепианные этюды Бургмюллера прекрасно вписываются в программу для музыкальных школ, они компактны, удобны, полезны для развития различных видов техники, содержат в себе много пианистических приемов, но главная их особенность-в яркой образности. Этюд может исполняться в качестве пьесы, вызывая у детей эмоциональный отклик.

Форма этюда 4х частная, репризного строения, с кодой(заключительным разделом после каданса, шлейф так называемый). Размер 2/4.

С помощью каких музыкальных средств передан характер? Попробуем угадать образ рыцаря, путешествующего  по дальним странам, не остающегося долго на одном месте (скачки, триоли, стаккато в сочетании с легато, мажор). Странствующие рыцари демонстрируют браваду, самоуверенность и заносчивость, молодой воин испытывает себя в борьбе с врагом на поле боя, часто он испытывает себя, получая задание от какого либо человека, которым обычно является самая красивая девушка поместья и которое ему необходимо выполнить. Литературным примером может быть Дон Кихот, вечно находящийся в поисках истины, живущий по какой-то своей духовной программе,  мало понятной   окружающим.

   В игре данного этюда мы применяем те же формы работы как и в гаммах, поскольку  ритм, пассажи требуют тщательной проработки, проучиваем частями сложные места. Очень важно единство темпа, ритмическая устойчивость, характер произведения, ощущение формы. В этюде-4 части, в средней части-предстает образ самой красивой девушки, чье расположение хочет завоевать наш герой. Образ ее передан в музыке нежно и романтично, с использованием легато, пиано, выпуклое крещендо с переходом в конце на диминуэндо. Мы точно передаем колоритные динамические оттенки, мелодия светлая в верхнем регистре, в последней части вновь появляется образ рыцаря, но видоизмененный, в конце стремительные пассажи характеризуют рыцаря, смело бросающегося в бой, не считаясь с опасностью, добывая или великую честь, или славную смерть.

Для свободы в игре проигрываем различными способами 16-ые ноты.

Развитие технических приемов

Закрепление умений, полученных ранее, их развитие.

 

 

 

Формирование  правильного туше.

 

Проверка эмоционального восприятия произведения ученицей.

Расширение кругозора, развитие познавательного интереса.

 

Воспитание эстетического вкуса, умения слушать и слышать классическую музыку.

 

Формирование понятия «музыкальный образ».

Развитие воображения.

Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности.

Повторение ранее изученного материала.

Постановка цели для изучения новогоматериала.

Развитие речи

Расширение представлений учащейся о возможностях фактуры и средств музыкальной выразительности.

 

Преодоление технических неудобств.

Работа над ритмической точностью.

Воспитание прилежания в освоении исполнительского приема.

 

Закрепление пройденного.

 

3

Заключение

Подводя итог урока закрепляем знания о средствах музыкальной выразительности, фразировке, фактуре изложения, строении произведения, ритмической точности , яркости динамических оттенков, преодоление технических трудностей служащих эмоциональному раскрытию художественного образа, постановка задач для отработки приемов, рассмотренных на уроке.

 

Домашнее задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных  на уроке задач.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи,  поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Цель урока:   Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов, считаю, достигнута. Формирование умения делать выводы, обобщения.

Постановка перспективных целей для дальнейшей работы.

Эмоциональное раскрытие образа

 

 

 

Подведение итогов урока.

Закрепление знаний.