Доклад на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»


Автор: Григорян Гаяне Грантовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Доклад на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Краткое описание работы: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

                              Доклад на тему:

 

 

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

 

 

«Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и

сохранённое предшествующим поколением,

 может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                                                        

                                                                                           С. Михалков

 

 

Нравственно - Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Давайте разбираться, что же такое нравственно – патриотическое воспитание.

 

Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Патриотизм – это любовь к своему Отечеству, его истории, традициям, языку и культурным ценностям. Патриот гордится тем, что он родился и живет в этой стране, гордится ее народом.

Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения , чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

 

Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять  детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

 

 

 

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

  • воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;
  • воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 

Педагоги должны знать, что в процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются:

 

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания

Слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде наших соотечественников, о природе родной страны.

Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.

 

2. Задачи физического воспитания

Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.

 

3. Приобщение дошкольников к трудовой деятельности

Труд ребенка — дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т. д.

Дети 6—7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Взрослые должны следить за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

Следует также воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Помогут в этом специальные беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность. Например, на своем огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать урожай, с помощью взрослых испечь хлеб. Все это потребует немало сил, зато и разговор о бережном отношении к хлебу станет более конкретным и личностно-окрашенным.

 

 

 

4. Формирование бережного отношения к природе

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.

 

Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие методы:

1. Тематические занятия;

2. Целевые прогулки и экскурсии;

3. Наблюдения;

4. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

5. Беседы с детьми о Москве;

6. Использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

7. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

8. Знакомство детей с народной декоративной росписью

9. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

10. Привлечение детей к  общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и. т. д.);

11. Праздники, развлечения

12. Тематические недели.

13. Взаимодействие с родителями;

14. Взаимодействие с социумом.

Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать у них уважение к ветеранам войны и труда:

- Проводить беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны, а также при защите столицы нашей Родины —города Москвы;

- рассказывать о детях — москвичах, сынах и дочерях полка;

- устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.

Я считаю, что успешное решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю в разных формах:

- организация совместных выставок детских рисунков, фотографий;

- совместное посещение культурно-развлекательных и памятных мест;

- привлечение родителей к участию в праздниках, конкурсах;

- подготовка наглядного материала для родителей в виде папок-передвижек, информационных стендов;

- психологическое консультирование родителей.

Таким образом, родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка, а заметные сдвиги в проявлении гражданских качеств радуют и воспитателей, и родителей.

 

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.