Музыкально-оздоровительные сеансы для дошкольников


Автор: Юлия Валентиновна Сафенрайтер

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Музыкально-оздоровительные сеансы для дошкольников

Краткое описание работы: В статье пойдёт речь об одном из направлений в музыкальном воспитании дошкольников: о новых приемах сохранения и укрепления здоровья детей, о создании благоприятных условий для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Музыкально-оздоровительные сеансы для дошкольников

 

Задача профилактики и реабилитации учащихся актуальна не только для воспитателей и инструкторов по физкультуре, но и для музыкальных руководителей. Помимо традиционных оздоровительных форм работы, в копилке музыкальных директоров появились инновационные. Среди них музыкальные и оздоровительные сеансы.

 

Основными принципами построения оздоровительных сеансов являются:
— принцип последовательности (в течение учебного года работа проводится систематически, в определенный день недели);
— принцип интеграции (сочетание различных видов детской деятельности);
— принцип комфорта (создание атмосферы доброжелательности, непринужденной обстановки, ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процесс непосредственной образовательной деятельности);
— принцип личностно-ориентированного взаимодействия (создание условий для раскрепощения, стимулирование творческой активности каждого ребенка);
— принцип непрерывности взаимодействия взрослых и ребенка в дошкольном учреждении и в семье (для эффективного осуществления оздоровительной работы с детьми родители являются активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребенка).

Задачи:
— профилактика и ранняя коррекция нарушений здоровья средствами музыкального искусства;
— формирование позитивного отношения к окружающему миру;
— укрепление психологического здоровья учащихся;
— развитие способности к самовыражению и самопознанию через включение в различные виды музыкальной деятельности;
— развитие музыкальных и творческих способностей.

Образовательная деятельность во время занятий основана на активном взаимодействии взрослого и ребенка. В педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который с учетом индивидуальных потребностей, интересов и опыта ребенка организует его деятельность.

 

Инновационные методы и приемы, которые используются во время оздоровительных сеансов:
1. Коммуникативные игры и упражнения направлены на активизацию внимания детей, создание у них положительного эмоционального настроя, обучение детей умению определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека.
2. Музыкальные и ритмические импровизации (чаще под знакомую классическую музыку) используются для тренировки не только мышечной, но и сердечно-сосудистой, нервной систем.
3. Метод уподобления характера звучания музыки посредством активного прослушивания музыки (сочетание восприятия музыки с движением: мелкая моторика рук, ритмопластика, образные и танцевальные движения) предполагает активизацию разнообразных творческих действий, побуждает детей к "экспериментам".
4. Техника перевода музыкального образа в пластический позволяет детям выразить переживания, вызванные характером звучания музыкального произведения, способствует возникновению у детей желания двигаться, воспринимая окружающий мир более ярко и эмоционально. Кроме того, занятие включает в себя упражнения для коррекции двигательной сферы, которые снимают психоэмоциональное напряжение.
5. Ритмодекламация - это синтез поэзии и музыки, "музыкальная речь" или речевая интонация в ритме, предложенном композитором. Рекомендуется использовать разработки Татьяны Боровик и Татьяны Тютюнниковой. Их ритмичные и мелодичные декламации основаны на стихотворениях, положенных на музыку, которые поются или ритмично декламируются. Представление сопровождается жестами. Пластика превращает пантомимические и театральные возможности в речевое музицирование.

6. Пальчиковая игровая тренировка способствует развитию мелкой моторики, и, как следствие, развитию речевых анализаторов, памяти.
7. Театрализованные упражнения и игры. Они сочетают в себе речь, жест, танец, музицирование.
8. Фонопедические упражнения (игры со звуками), разработанные Виктором Емельяновым, Мариной Картушиной, позволяют "выплеснуть" лишнюю энергию, помогают укрепить хрупкие голосовые связки детей, предотвращают заболевания верхних дыхательных путей. Это:
— развивающие игры с голосом: имитация звуков окружающего мира, использование предречевых сигналов (писк, крик, смех, плач, жужжание, хрюканье);
— речевые упражнения (работа над компонентами речи: произнесение гласных, согласных, слогов и слов);
— речевые игры (произнесение имен, приветствия, детский фольклор);
— мелодекламации (произнесение текста на фоне звучащей музыки без четкой фиксации звуков);
— тонизирующая техника (воспроизведение звука путем длительного произнесения гласного звука) помогает стабилизировать эмоции, улучшает ритм и глубокое дыхание, повышает чувство благополучия: звук "м-м-м" — снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться; звук "а-а—а" - немедленно вызывает расслабление; звук "и-и-и" — стимулирующий звук, "о-о-о" - средство мгновенной настройки тела.
9. Элементарное музицирование (проводится в форме импровизационной и творческой игры с различными вариантами оркестровки). Оркестр объединяет детей, способствует развитию их творческих способностей, музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке, накапливает запас музыкальных впечатлений, доставляет эмоциональное удовольствие от процесса творчества, тем самым способствует укреплению психического здоровья.
10. Играритмика - это интеграция простых танцевальных элементов с простыми общеразвивающими упражнениями. Он основан на методе моторно-моторной ассимиляции, который развивает способность двигаться в соответствии с динамическими оттенками музыки, согласовывать скорость и характер выполняемых движений с темпом и ритмом музыкальной композиции.

 

Проведение оздоровительных занятий способствует не только оздоровлению учащихся, но и позитивной социализации, обеспечивая эмоциональное благополучие каждого ребенка. Дети приобретают новый опыт с радостью и удовольствием.

 

Таким образом, данная форма образовательной деятельности позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта, представленные в виде целевых показателей:
— дети осваивают основные культурные способы деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность;
— дети учатся позитивно относиться к миру, другим людям и самим себе, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
— у детей развивается воображение, которое реализуется в различных видах деятельности;
— дети развивают крупную и мелкую моторику; они осваивают основные движения, учатся контролировать свои движения и контролировать их.