Музыкотерапия как средство укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста


Автор: Исаева Маржан Алавутдиновна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

Музыкотерапия как средство укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста

Краткое описание работы: Актуальность О том, что звуки музыки помогают излечению, люди знали давно. Уже в древние времена музыкой лечили от нервных расстройств, заболеваний сердечно – сосудистой системы и многих других болезней.

 

 

 

Научно – исследовательская работа

Актуальность

О том, что звуки музыки помогают излечению, люди знали давно. Уже в древние времена музыкой лечили от нервных расстройств, заболеваний сердечно – сосудистой системы и многих других болезней. В  древней Греции студенты, обучавшиеся врачебному делу,  в обязательном порядке занимались и музыкой.

Музыка оказывает на нас огромное влияние, действуя на психику, эмоции, душу и тело.

В Древности выделяли 3 направления музыки на человека

  • На духовную сущность человека.
  • На интеллект.
  • На физическое  состояние

Как говорил В.А. Сухомлинский, музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой»

Швейцарский ученый Ханс Йенни изучал воздействие звука  на воду.  Под воздействием звука капелька воды, вибрируя, принимала форму трёхмерной звезды или двойного четырехгранника в кругах. Чем выше была частота вибрации, тем сложнее были формы. Но как только звук стихал, красивейшие образования снова становились по форме капелькой воды. 
 Многие люди не очень хорошо знают, откуда появилась музыка и как она влияет на человека. Моя работа поможет им узнать больше о музыке и  ее влиянии.

 

Цель исследования: раскрыть возможность музыкотерапии укрепления эмоционального здоровья  детей, осознание целительной силы музыки.

Задачи:

- укреплять здоровье детей через музыку;

- учить детей распознавать эмоции и чувства, передаваемые музыкой;

    - провести анализ полученных результатов

   - сделать выводы о воздействия музыки на состояние детей.

Гипотеза исследования:

 музыкотерапия  благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей.

Целевая аудитория:  дети старшей группы.

Место реализации:  МБДОУ «Детский сад «Аист»

Сроки реализации:  1 учебный год.

Этапы реализации проекта:

1 этап: работа с методической литературой по теме "Музыкотерапия".

 2.этап: Изучение музыкально- педагогического опыта педагогов, работающих по теме "Музыкотерапия".

3 этап: Создать условия для  использования музыкотерапии на  занятиях с детьми

 Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания.

Подобрать  музыкальные произведения.

Ход исследования.

Музыкальным руководителем Исаевой М.А, была проведена практическая работа с детьми старшего возраста. В ходе мероприятия были использованы виды музыкотерапии;

Практическая работа № 1

  • музыка для дыхания

На данном этапе дети пришли после занятия по физической культуре.  Наблюдалось  активное возбужденное состояние, а у некоторых детей пассивность  и   усталость.

Для прослушивания детям  предложила аудиозапись «Утро» Э.  Григ из сюиты « Пер Гюнт»

У детей постепенно  наблюдалось  восстановление дыхания, оно стало  более глубоким.  То же и с сердцебиением: медленнее и тише, спокойнее ритм сердечных сокращений.

Практическая работа № 2

  • музыка для снижения напряжения

В детских коллективах часто происходят конфликтные ситуации,  чтобы их разрешить и снять напряжение предлагаю воспитателям  музыкальный материал аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси (Claude Debussy), «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.

После нескольких сеансов музыкотерапии  наладились отношения между сверстниками.  Музыкотерапия помогла  контролировать внутренние эмоции детей.

Практическая работа № 3

 

  • музыка для повышения подвижности и координации тела.

Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.

В утреннее время состояние детей сонливое, малоактивное . Для того чтобы настроить детей на активную деятельность предлагаю  музыкальные произведения «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

     Быстрая и ритмичная музыка подчиняет дыхание своему темпу, заставляя нас дышать    чаще.

Вывод: Музыкотерапия оказывает положительное влияние на поведение и эмоции детей. Помогает раскрывать новые резервы организма и вести активный образ жизни.

 

Моя гипотеза  о том, что музыкотерапия  благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, подтвердилась.

Материалы исследовательской работы  могут быть исследованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования будут интересны педагогам ДОУ, родителям, а также тем , кто заботится о своем здоровье и просто любит музыку.

 

Литература:

  1. Еременко Е.В. Музыкотерапия в повседневной жизни /Дошкольная педагогика №4(31) / 2006г.
  2. Стрельниковская  дыхательная гимнастика для детей.  М. Н. Щетинин - Айрис пресс, /2007
  3. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт. - сост. О. Н. Арсеневская. -Волгоград: Учитель,/ 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарный план реализации проекта

 

Виды  музыкотерапии (оздоровительная)

музыкальные произведения

    сроки

 

«Музыка для дыхания»

 

Н. Римский - Корсаков. Опера «Снегурочка». Сцена таяния Снегурочки

К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»«Мелодия»

М. И. Глинка. Ноктюрн ми-бемоль-мажор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в течения года

 

«Музыка для снижения напряжения»

 

 

Г. В. Свиридов «Грустная песенка»  

Ф. Шуберт. Серенада

Римский - Корсаков «Море», из оперы «Сказка о царе Салтане» Клод  Дебюсси  «Лунный свет» (Claude Debussy),

 Л.В.Бетховен  «Симфония №6», часть 2,  Брамс  «Колыбельная»,

Ф. Шуберт «Аве Мария».

 

 

 «Музыка для повышения подвижности и координации тела».

 

 

П. И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»

«Времена года», «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

И. Штраус. Полька «Трик - трак»

 М. И. Глинка «Детская полька»

Н. А. Римский - Корсаков «Полет шмеля»

Р. Щедрин. Юмореска