Развитие музыкально - ритмческих движений дошкольников через коммуникативные танцы.


Автор: Ядрышникова Ирина Ивановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Развитие музыкально - ритмческих движений дошкольников через коммуникативные танцы.

Краткое описание работы: Данное сообщение рекомендовано педагогам ДОУ.

 

 В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость формирования системы универсальных умений и навыков детей, в том числе и навыков общения. Коммуникативное развитие является важным условием психологического развития человека, формирования его личности и его социализации.

Рассмотрим, развитие музыкально - ритмических движений, а именно навыков общения у дошкольников через язык танца. Например, простой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но коммуникативных навыков (А.Буренина, Н.Куприна, О.Бубнова, М.Картушина, С. и Е.Железновы и др.).   Все авторы подчеркивают  такую важную составляющую музыкально - ритмической  деятельности детей, как установление положительных отношений средствами невербального общения.  Реализации этой деятельности в детских садах уделяется мало внимания. Недостаточно используется и коммуникативный танец с его возможностями развития у детей навыков невербального общения, хотя стоит острая проблема вхождения ребенка в новый коллектив при адаптации. Танцы влияют  на физическое формирование ребенка: укрепляются мышцы, улучшается координация движений, пластика. Движение под музыку развивают творческие способности, фантазию, воображение ребенка. На занятиях перед разучиванием танца необходимо включать различные виды движений под музыку, которые являются подготовкой к танцу. Детям дошкольного  возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, танцы, связанные с движением. В детском саду проводим разные праздники: «Золотая осень», «День Матери»,  «Широкая Масленица», «Рождество» и др.  На праздниках дети, взаимодействуют между собой: водят хороводы, играют в музыкальные игры, танцуют в парах. Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро — ритмического чувства детей.

Методика А.Бурениной «Коммуникативные танцы для детей» является наиболее подходящей для развития коммуникативных навыков в  танцевальной деятельности, поскольку предлагает детям несложные танцы-игры, стимулирующие выполнение музыкально-ритмических движений в процессе контакта с партнером.

Начинать разучивание коммуникативных танцев следует с тех, в которых появление нового партнера обусловливается танцевальными движениями (например, следующий партнер по кругу). Нужно дать возможность каждому ребенку находить партнера визуально, демонстрировать дружелюбие и входить в контакт с ним. Таким образом, в коммуникативных танцах у детей формируется умение по взгляду партнера понять его намерения. Контакт  в танцах усиливается тактильно – через хлопки и рукопожатия. Кроме того, разучивая танцы, дети познают себя, осуществляемый в танце тактильный контакт способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.

Помимо развития музыкально-ритмических способностей, коммуникативные танцы направлены на формирование коммуникативных и личностных качеств, таких как:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Ценность и польза коммуникативных танцев в развитии детей очевидна. Поскольку разучивание не  занимает много времени, их можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми − и на занятиях, и на праздниках, и в развлечениях, в качестве  динамической паузы и утренней гимнастики. Дети становятся более общительные,  легче вступают в контакт, учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других детей, у них понижается тревожность, повышается уверенность в себе.

 

 Приобщая   детей   к    танцевальному   искусству,   была поставлена, цель которая должна способствовать эстетическому, нравственному и коммуникативному развитию дошкольников.  Достижению данной цели будет способствовать решение следующих задач:

Обучающие задачи:

  • обучить детей элементарным двигательным навыкам;
  • обогатить музыкальные впечатления детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;
  • научить детей своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского - бального танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства;
  • научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой.

   Развивающие задачи:

  • развивать  творческую активность, самостоятельность и инициативность в музыкально-ритмическом движении;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и музыкальный слух, чувство ритма;
  • развивать  музыкальные и физические данные детей, образное мышление, фантазию и память;
  • формировать творческую активность;
  • развивать артистические способности детей и творческое отношение к занятиям.

    Воспитывающие задачи:

  • воспитывать эстетически-нравственное восприятие детей;
  • воспитывать  любовь к прекрасному, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, целеустремленность в достижении поставленной цели;
  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитание любви и интереса к музыке и танцам;
  • формирование умения работать в коллективе.

 Итак, танцевальная деятельность развивают  у дошкольников музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности. Одной из основных направленностей коммуникативных танцев  является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия совершенствуют  коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу  ребенка. 

 Опыт проведения коммуникативных танцев показал их привлекательность и доступность.

     Работа по проведению музыкально – ритмических движений осуществляет комплексный подход к  воспитательно-образовательному  процессу,  систематизирует  средства и методы танцевально-игровой деятельности, обосновано использует разные виды детской творческой деятельности, стимулирует память, внимание, ребенка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих видов деятельности. Музыкально - ритмические движения выполняют и релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, развивает способность запоминать движения, развивает наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, обеспечивает развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободу и выразительность телодвижений, а это всё является благоприятным условием подготовки детей к школе.