Сценарий концерта по теме «Роберт Шуман. Листок из альбома»


Автор: Кокотова Анна Сергеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Сценарий концерта по теме «Роберт Шуман. Листок из альбома»

Краткое описание работы: Тематический концерт о творчестве, жизненном пути Роберта Шумана с исполнением его сочинений

(сценарий и презентацию подготовила ведущая Кокотова А.С)
Сценарий концерта по теме «Роберт Шуман. Листок из альбома»
СЛАЙД 1
Добрый вечер, уважаемые зрители. Наш сегодняшний концерт будет посвящен жизни и творчеству великого немецкого композитора Роберта Шумана. Обращаемся мы к этой дате не случайно, а потому, что 8 июня 2020 года исполняется 210 лет со дня рождения этого замечательного композитора. «Весенняя весть» исп. Коржова Т.В, конц. Какоулина Е.Ю. «Подснежник» исп.Астафьева Полина «Небывалая страна» исп.Зотова Кристина
«Проливать свет в глубины человеческого сердца - таково признание художника.» эти слова можно считать эпиграфом к творчеству самого композитора.
Шуман- композитор, творивший очень непосредственно, по велению сердца. Его постижение мира- это мгновенная и обостренная чуткая фиксация всего, что затронуло душу художника.
Отсюда и свободное, причудливое чередование образов, и частая внезапная смена настроений.
«Лирика в кратких мгновениях»- так сказал о музыке Шумана известный советский музыковед Борис Асафьев.
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в саксонском городе Цвиккау. Сохранился дом композитора (СЛАЙД 2)
И рабочий рояль, за которым творил композитор (СЛАЙД 3)
Влияние литературы на творчество Шумана было велико. Трудно найти другого композитора, у которого так тесно переплелись бы музыка и литература.
И когда Шуману было всего 25 лет, он отважился на то, чтобы издавать первую в мире газету, посвященную исключительно музыке. И мы имеем возможность посмотреть титульный лист одного из номеров (СЛАЙД 4)
Шуман был и издателем, и редактором, и основным автором статей.
(СЛАЙД 5)
Первое десятилетие своей композиторской деятельности композитор посвятил созданию произведений для фортепиано. Одна за другой создавались целые тетради
пьес. И вот их названия «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Карнавал», «Детские сцены», «Листки из альбома» «Листок из альбома» исп. Иванова Софья
Интересно то, что композитор давал названия пьесам уже после их написания.
(СЛАЙД 6)
О программных обозначениях своих сочинений Шуман говорил так : «Считается, что хорошая музыка в таких указаниях не нуждается, однако она нисколько не теряет в своем достоинстве…Ведь пользуются же этим поэты, пытаются же они вложить смысл всего произведения в название? Почему же музыканты не могут делать этого?
Большинство пьес- миниатюры, и воплощают только один образ, одно впечатление…
Фортепиано- основа музыки Шумана. И его вокальное тв-во невозможно представить без прекрасной разработанной фортепианной партии. В лучших камерных произведениях, ансамблях для разных инструментов фортепиано выполняет очень ответственную задачу. «Пёстрый мотылёк» исп. Коржова Т.В. «Вальс» Какоулина Е.Ю.
С конца 1840х годов, когда начинают обучаться музыке дети Шумана, в тв-ве композитора появляется произведение, написанное специально для детей.
СЛАЙД 7
Жена композитора Клара Шуман писала в дневнике: «Пьесы, которые дети обычно разучивают на уроках фортепиано так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать тетрадь пьесок, вроде альбома, исключительно для детей. И к 1 сентября 1848 года, ко дню рождения старшей дочери Марии, которой исполнялось 7 лет, была создана небольшая тетрадь фортепианных пьес, ставшая прообразом альбома для юношества. А за следующие три недели Шуман полностью завершил черновую рукопись альбома.
В этом сборнике есть все: портреты, образы природы, народный юмор, веселые зарисовки, сокровенные признания и фантастические сцены. Все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, Шуман воплотил языком музыки.
«Альбом для юношества стал первым сочинением для детей и о детях. И когда Петр Ильич Чайковский взялся писать свой детский альбом, он на титульном листе написал «Посвящение Роберту Шуману» «Мелодия» исп. Какоулина Е.Ю.
«Первая утрата» Андреева Карина «Сицилийская песенка» Попова Мария
Помимо нотного материала черновая рукопись «Альбома для юношества» включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественно-воспитательное кредо Шумана. Вот некоторые из них:
СЛАЙД 8 1. Развитие слуха – это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка – прислушайся, какие звуки они издают. 2. Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно играть трудные.
3. Старайся, даже если у тебя не большой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.
4. Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность.
СЛАЙД 9
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Особенно ощутимо это заметно в творчестве композиторов – романтиков, одним из которых является Роберт Шуман. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручья, в шуме грозы.
«Мотылёк» исп. Коржова Т.В. «Совёнок» Коротаев Ярослав «Жасмин» Ковалева Екатерина
Наряду с фортепианной, вокальная музыка принадлежит к высшим достижениям Шумана, она идеально соответствует его творческой натуре, Так как Шуман обладал не только музыкальным, но и литературным даром. Его отличал большой литературный кругозор, огромная восприимчивость к литературному слову и собственный опыт писателя.
Огромна роль фортепианной партии. Именно фортепиано раскрывает имеющийся в стихотворении психологический подтекст, а не просто аккомпанирует певцу.
СЛАЙД 10
В 1850 году Шуман с семьей поселился в Дюссельдорфе. Он ищет новые средства музыкальной выразительности, осваивает новые для себя области творчества. И одной из них стал жанр скрипичной сонаты, в котором Шуману прежде не приходилось работать. К созданию Сонаты для скрипки композитора подтолкнул концертмейстер Лейпцигского оркестра Фердинанд Давид, с которым Шуман познакомился в Лейпциге.
СЛАЙД 11
Творчество Шумана было известно не только на его родине в Германии, но и за ее пределами. С огромным интересом к его музыке относились русские музыканты. Шуман приезжал в Россию и выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге.
И вот что замечательно: Шуман закончил свой творческий путь так же, как он его начал- открытием новой звезды на музыкальном небосклоне. В молодости он приветствовал юного Шопена, на закате жизни молодого Иоганесса Брамса. Даже название последней статьи Шумана «Новые пути» символично- открывателем новых путей он был всю жизнь, таким и остался в памяти человечества. Два номера для фортепиано в 4 руки из цикла «Восточные картины» исп. Дуэт преподавателей Коржова Т.В. и Какоулина Е.Ю.
И закончить свой рассказ о великом немецком композиторе Шумане мне бы хотелось из его Жизненных правил для музыканта: «Не думай, что старая музыка устарела. Она, подобно прекрасному правдивому слову никогда не устареет прекрасная правдивая музыка.»