Работа в классе фортепианного ансамбля: специфика совместного исполнительства


Автор: Сидорова Галина Павловна

Предмет: Инструментальное музицирование

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Работа в классе фортепианного ансамбля: специфика совместного исполнительства

Краткое описание работы: Методическое сообщение

 

Умение играть с одним или с несколькими партнёрами – очень важная сторона профессионального мастерства музыканта-исполнителя. Сольное выступление артиста возможно в очень ограниченных сферах инструментальной деятельности. Игра в ансамбле требует для своего воплощения творческого объединения исполнителей. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются они их объединёнными усилиями. Процесс созревания художественного замысла и процесс его претворения в конкретных звуковых образах у ансамблиста и солиста различны. Пианист-солист может воспроизвести звучание пьесы в целом, а пианист-ансамблист только звучание своей партии. Знание партии, даже отличное, ещё не делает его партнёром. Он становится таковым лишь в процессе совместной работы с другими участниками ансамбля. После предварительного совместного прочтения нового произведения, наступает период репетиций, когда участники ансамбля вносят свои творческие предложения и когда выясняется, во-первых, степень активности каждого солиста, во-вторых, степень близости художественных позиций исполнителей. В ансамблях главенствует принцип равноправия. Существует потребность в дирижерской подсказке, но она минимальна. Чаще всего, наиболее инициативный, профессионально одарённый, авторитетный музыкант становится «первым». Успешность ансамблевых репетиций непосредственно зависит от творческой инициативности каждого партнёра. Артистическая ответственность у ансамблиста перед слушателем значительно больше, возможность художественного самовыявления – много шире. При совместном музыкальном исполнении необходимо и умение увлечь партнёра своим замыслом, передать ему своё виденье музыкальных образов, убедить в правдивости и естественности своей интерпретации авторских указаний и умение увлечься замыслом партнёра, понять его пожелания, заинтересоваться и принять их, почувствовать своими – вжиться в них. Взаимопонимание и согласие лежат в основе создания единого плана интерпретации. В музыкальном ансамбле  общение возможно лишь при условии ясного и согласованного понимания всеми его участниками разносторонних связей отдельных партий  и умение подчинить частности своего исполнения достижению общей цели. Примером одного из видов общения ансамблистов может служить музыкальный фрагмент, напоминающий по своему строению диалог. В таком музыкальном диалоге «произнесение» реплик партнёрами взаимосвязано, оба партнёра должны понимать и быть понятными. Осознавание звучащей у другого исполнителя музыкальной фразы и интонирование своего ответа на неё как согласия, сомнения, отрицания и т. п. – и есть процесс общения. Общение возникает в процессе реализации плана произведения.

В области двигательных навыков у ансамблистов  возникают задачи, которые приходится решать совместно. Индивидуальная работа  может предшествовать или сопутствовать общим репетициям, но координация отдельных приёмов и коллективная их отработка  являются непременным этапом преодоления такого рода пассажных трудностей ансамблевого произведения. В фортепианном ансамбле взаимопонимания партнёров облегчено тем обстоятельством, что они играют на одинаковых инструментах. Важны не только синхронность и ровность движения, но и тождественность приёма звуковедения. Это требует согласованности и точной отработки (см. пример 6 на стр. 14). В этом примере пассажи принадлежат к категории одновременного движения. Новые трудности связаны с исполнением чередующихся пассажей. При чередующемся движении пассажи разных партий могут следовать друг за другом без перерыва или разделяться паузой, иметь или не иметь связующие звуки и т. д. Непрерывное чередование со связующими звуками требует от исполнителей определённых навыков «подхвата» - точной синхронности вступления, умелого подчинения инерции начатого движения, верной и легкой передачи из одной партии в другую и т. д.

         Основы техники музыканта-ансамблиста предопределены уже самим названием жанра и заключаются в умении играть вместе. «Вместе» - одновременно, разом, нераздельно, сообща – технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает:

  1. синхронное звучание всех партий (единства темпа и ритма партнёров)
  2. уравновешенность в силе звучания всех партий  (единства динамики)
  3. согласованность штрихов всех партий (единство приёмов фразировки)

 

Необходимой предпосылкой активного слушания в ансамбле является уверенный автоматизм двигательных процессов – внимание играющего должно быть свободным от всех «пассажных забот» Партнёрам необходимо обладать особым навыком «ансамблевой фокусировки слуха». Слушать себя, слушать партнёра – это проявление различной настроенности внимания. Ансамбль должен обладать необходимой сноровкой в быстрой смене фокусировки слуха; но ещё более важно умение слушать ансамбль в целом, и, лишь в пределах необходимого контроля, - себя в ансамбле, партнёра в ансамбле. При отсутствии такого единства ансамблевая игра сведется лишь к более или менее детально согласованному исполнению отдельных партий. Одновременное звучание их ещё не обеспечивает органической целостности общего впечатления.

         Органическая целостность, взаимосвязанность всех средств музыкальной выразительности предопределяет обязательную целостность различных сторон исполнительной техники.

 

 

 

 

 

 

Использованная литература: Готлиб Адольф Давыдович «Основы ансамблевой техники» 

Музыка «Москва» 1971г.