«Музыка и ты»


Автор: Домничева Екатерина Алексеевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«Музыка и ты»

Краткое описание работы: Технологии: а)«Здоровьесберегающие»; б) «ИКТ»; в) «Педагогические мастерские»;

Тема урока:  “Музыка утра”. 

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий. 

Цель: раскрытие перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств (музыки, живописи, поэзии) в передаче мыслей, чувств, настроения человека от утренней природы и акцентировать внимание на музыке двух композиторов П.И.Чайковского и Э. Грига. 

Задачи: 

Метапредметные: 

· Н оформлять свои мысли в устной форме,(с помощью или самостоятельно). 

· Слушать и понимать речь других. 

· Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика). 

Предметные: 

· Определять цель: принимать учебную задачу в готовом виде, а также учиться определять цель учебной деятельности с помощью учителя; учиться, совместно с учителем. 

· Выдвигать версии: учиться высказывать своё предположение (версию); пытаться предлагать способ её проверки. 

· Работать по предложенному плану. 

· Сравнивать результат с целью: учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; определять успешность выполнения своего задания. 

· Делать вывод о результате: в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания; в диалоге учиться осознавать причины своего успеха или неуспеха. 

Личностные: 

· Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. 

· Осознавать свои  возможности в учении. 

· Вызвать интерес к приобретению новых знаний и умений. 

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация. 

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. 

Виды деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная. 

Оборудование: 

- Компьютер 

- Мультимедийное оборудование 

- Экран 

- Фортепиано 

Материалы к уроку: П.И. Чайковский «Зимнее утро», Э. Григ «Утро», песня «Край, в котором ты живёшь», автор текста: Куксо Л., композитор:Рубашевский В.Учебник «Музыка» для 1 класса Е. Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, иллюстрации картин И. Левитана «Солнечное утро. Лес», К.Крыжицкого «Озеро», портреты П.И.Чайковского и Э. Грига в презентации. Карточки для групповой работы, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова. Смайлики для самооценки. Солнышко и тучка. 

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ (презентация), сотрудничества, информационно-коммуникативная, информационная http://learningapps.org”. 

 

Технология проведения 

Деятельность учителя 

Задания для учащихся 

Деятельность учеников 

Планируемые результаты 

Предметные 

Универсальные учебные действия (УУД) 

1. Мотивация к учебной деятельности.(1-2 минуты) 

Цели: 

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; 

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; 

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности 

Учитель обращает внимание уч-ся на своё рабочее место. 

-Все к уроку мы готовы, 

Чтоб узнать о чём – то новом? 

Музыкальное приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята!» 

…. 

Все сумели мы собраться, 

За работу дружно взяться, 

Будем думать, рассуждать, 

Можем мы урок начать? 

-На что нужно обратить внимание во время приветствия? 

Повторение пройденного. 

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность (создание проблемной ситуации). 

Установка тематических рамок. 

Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности. 

Организовать рабочее место учащихся, эмоционально настроить на урок. 

На доске картинки с изображением людей и шарики со словами. Что видите? Как они связаны? Какое задание можете предложить? 

Ученики проверяют свою готовность к уроку. 

Музыкальное приветствие уч-ся: 

… 

«Здравствуйте, учитель!» 

… 

Будем думать, рассуждать, 

Можем мы урок начать! 

- Правильная, точная мелодия и дружное исполнение. 

Слушают учителя. 

Отвечают на вопросы, предлагают соединить картинку с изображением человека со словом, которое ему необходимо для того, чтобы нарисовать картины природы. 

Делают вывод 

Проговаривают тип урока и шаги учебной деятельности. 

  

Коммуникативные: - коллективное участие в исполнении. 

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости в исполнении. 

Регулятивные: - осуществление интонационного контроля. 

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.(4-5 минут) 

Цель: 

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; 

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; 

-выявить место индивидуального затруднения; 

-фиксировать во внешней речи причину затруднения 

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний. 

Давайте обратимся к художникам. Рассмотрим иллюстрации картин. 

Обратимся к поэтам. 

Работа с учебником с.46-47 

Работа с учебником: стр.47

Скажите слова «Доброе утро» с разной интонацией. 

Вспоминаем стихотворение И. Никитина 

Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. 

Учащиеся рассматривают, обмениваются мнениями о том, какие чувства, настроение передают художники, изображая утро, какие краски при этом используют. 

Учащиеся руками показывают то, что словами нарисовал поэт. 

Умение работать с иллюстрациями учебника. 

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). 

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, аргументировать свое мнение и позицию. 

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. 

3. Построение проекта выхода из затруднения.(4-5 минут) 

Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. 

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий. 

О ком не сказали? 

Что нам нужно, чтобы ответить на возникший вопрос? Значит, новое что-то узнаем, давайте наметим шаги, которые помогут нам ответить на вопрос, достичь цели. Обсудите в парах порядок работы. 

На доску вывешивается алгоритм 

-Давайте еще раз проговорим тему урока. 

-Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить тему? 

-Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать эту тему. 

На какой вопрос постараемся найти ответ? 

О композиторах, а как они рисуют картины природы, а именно утро. 

Послушать музыку, ведь композиторы извлекают звуки. 

С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели. 

Музыка утра. Может ли музыка нарисовать картину утра? Алгоритм: 

-слушание 

-определить настроение… 

-муз. Инстр. 

-описать, что услышали 

  

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. 

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 

4. Реализация построенного проекта.(10-15 минут) 

Цели: 

-реализовать построенный проект в соответствии с планом; 

-закрепить новые знания в речи и знаках; 

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения. 

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с алгоритмом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках. 

Расширение словарного запаса - объяснение значения предложенных слов (опираясь на свой опыт и словарь) 

Можем показать характер пьесы «Зимнее утро»? 

Вывод по первому музыкальному произведению: Может ли музыка нарисовать картину утра? Как у него это получилось? 

Послушайте музыкальное произведение русского композитора П.И. Чайковского «Зимнее утро». 

Определить характер музыки из данных слов, на карточках и прикрепить на доску для обсуждения всем классом. 

Показать движение мелодии руками. 

Под руководством учителя выполняют составленный алгоритм действий. Отвечают на вопросы учителя. 

Фиксируют новое знание в речи 

Слушание муз.произведения, ответы по алгоритму после прослушивания 

Групповая работа: уч-ся выбирают слова, которые описывают характер музыки. 

Пластическое интонирование (показ движения мелодии руками, предлагается кому-то из учащихся показать перед классом) 

Ответы на вопросы 

Умение правильно слушать музыкальное произведение, работать с предложенным материалом в группе 

Познавательные: уметь добывать новые знания. 

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. 

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану. 

Личностные: В движениях отражается восприятие каждым учеником музыки 

5. Первичное закрепление темы.(5-6 минут) 

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. 

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. 

Послушайте музыкальное произведение норвежского композитора Э. Грига «Утро». 

Выполняют задания по алгоритму, отвечают на вопросы, работа в группе 

  

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. 

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой 

Цели: 

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; 

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; 

-организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. 

Вокально – хоровая работа (7-10 минут) 

Организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; 

-обеспечивает самооценку; 

-организовывает выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. 

Вывод: Так может музыка нарисовать картину утра? Как композитору это удалось? Какими красками вы бы показали постепенное пробуждение природы – рождение нового дня? (после исполнения показать эти инструменты на плакатах в классе) 

Оба композитора очень любили свою Родину и показали наступление нового дня на своей Родине, в своём краю. Давайте и мы исполним песню «Край, в котором ты живёшь». 

Учитель аккомпанирует классу на фортепиано. 

Самостоятельная работа. Пластическое интонирование (показ движения мелодии руками) поэтапно: сначала флейта (показываем поднятием правой рукой) и гобой (показываем поднятием левой руки) (игра «Угадай музыкальный инструмент»)- правая и левая рука, затем весь оркестр – обе руки. 

Создать план рисунка, обсудить план будущей картины. 

Покажите настроение от урока. Прикрепите лучик, если у вас прекрасное солнечное настроение или капельку, если у вас плохое и вам даже хочется плакать. 

Давайте вспомним, что нужно помнить при исполнении песни. Как будем исполнять песню, выберите слова на карточках, постараемся передать это в песне? 

Выполняют задание самостоятельно. Называют с помощью учителя места своего затруднения, причину, исправляют ошибки. 

Обсуждение. 

На доске учащимися создаётся картина настроения. 

Тренируются правильно брать дыхание, выработка чистого унисона, округлости звука. Исполнение песни на сцене. 

Подытоживаем увиденную картину. 

Умение правильно брать дыхание, слушать друг друга, окончания фраз округлять. 

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. 

Познавательные: использовать знаково-символические средства. 

Личностные: В движениях отражается восприятие каждым учеником музыки и в красках. 

Личностные: уметь осуществлять самооценку. 

7. Рефлексия учебной деятельности- 3-5 минуты 

Цель: 

-зафиксировать новое содержание урока; 

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 

Организует фиксирование нового содержания урока; 

рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 

Учитель проговаривает д/з , благодарит за работу и прощается с учащимися. 

- Подведем итоги работы на уроке. 

-Какую цель мы ставили? 

-Назовите тему урока. 

-Скажите, что нового вы узнали на уроке? Все ли поставленные задачи решили? 

-Оценивают себя ученики смайликами, учитель благодарит за активную работу на уроке. Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь в работе? 

Домашнее задание: 

Рабочая тетрадь с.20 в красках передать музыкальные картины П.И. Чайковского «Зимнее утро» или «Утро» Э. Грига 

Отвечают на вопросы учителя. 

Рассказывают, что узнали нового на уроке. Научились через музыку видеть картины утра на примере произведений уже знакомого композитора П.И.Чайковского и познакомились с новым композитором другой страны Э. Григом. Композиторы, как и художники, и поэты, могут нарисовать картины природы музыкальными красками. 

Выбирают смайлик того цвета, который показывает, как ученик работал на уроке.(Зелёный – я молодец, было всё понятно; жёлтый – я старался, но мне нужно ещё поработать; красный - я не понял, я не работал) 

Записывают домашнее задание (отмечают галочкой в тетради нужную страницу). 

Уметь удерживать цель и сделать вывод о проделанной работе. 

Уметь работать с материалом для оценивания 

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий. 

Личностные: уметь осуществлять самооценку.