Обучение детей дошкольного возраста игре на металлофоне в цветовой и цифровой системе.


Автор: Берг Мария Александровна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Обучение детей дошкольного возраста игре на металлофоне в цветовой и цифровой системе.

Краткое описание работы: Материал предназначен для музыкальных руководителей ДОУ

Обучение детей дошкольного возраста игре на металлофоне в цветовой и цифровой системе.

       Металлофон состоит из 15 пластинок. На каждой пластинке - нотные линейки, на которых обозначены ноты и их названия. Так как в детском саду нотную грамоту не изучают, при обучении детей педагоги пользуются цифровой, цветовой системами и игрой по слуху. Цифры, цвета, ноты по­могают детям запомнить и при исполнении мелодии найти нужную пластинку на металлофоне.

В цифровой и цветовой системах звук обозначается соответ­ственно цифрой или цветом. Эти системы приемлемы при обуче­нии, но пользоваться ими надо очень осторожно, чтобы цвет и цифра не превратили восприятие и воспроизведение мелодии в механи­ческое запоминание их последовательности, когда ребенок не слы­шит исполняемой им мелодии, не контролирует свое исполнение. Тогда этот вид деятельности вряд ли будет способствовать разви­тию музыкальности ребенка.

Если ребенок может исполнять мелодии без этих систем, само­стоятельно по слуху контролируя свое исполнение, то необходи­мость в них отпадает.

Цифровой системой пользуются следующим образом. Вдоль задней стенки металлофона, позади пластинок ставится полоска из плотной бумаги шириной 4-5 см, с цифрами от 1 до 7 по числу сту­пеней гаммы. Цифра 1 соответствует звуку «до», цифра 2 - звуку «ре» и т. д.

В подготовительной к школе группе некоторым детям можно вместо цифр нарисовать фортепианные клавиши, а на них - назва­ния звуков (до, ре, ми и т. д.).

Иногда на пластинки наклеивают разноцветные кружки. Но та­кой способ обучения затрудняет запоминание мелодии, ибо цвет не ассоциируется с тем или иным звуком и предполагает механическое заучивание.

Некоторые музыкальные руководители не пользуются ни циф­рами, ни цветными наклейками, а просто говорят детям, по какой пластинке и сколько раз нужно ударить. Этот способ также про­блематичен, поскольку им быстро овладевают лишь дети с хоро­шей памятью.

Играют на металлофоне с помощью деревянных молоточков, которым ударяют посередине пластинок. Молоточек следует дер­жать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним - снизу. Чтобы звук был мягкий, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими. В детском саду дети играют одной правой рукой, положив металлофон на стол или на специ­альный столик - пюпитр.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, воспитатель или музыкальный руководитель играет ее несколько раз сам, а дети слушают.

На первом занятии воспитатель учит ребенка пользоваться мо­лоточком, следит за тем, чтобы молоточек отскакивал от пластин­ки, «как будто она горячая и молоточек обжигается», чтобы звук был звонкий, серебристый и дети играли без стука, не зажимая руку и не отводя ее далеко от инструмента. Затем детям, которые хотят играть, воспитатель показывает, по каким пластинкам и сколько раз надо ударять. Сразу запомнить всю мелодию детям трудно, поэтому лучше разучивать ее частями. Например, начать с запева песни, а когда ребенок усвоит его, следу­ет показать, как играть припев, или выучить сначала 1-ю часть ме­лодии, а затем 2-ю. Можно чередовать игру воспитателя и ребенка: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне - при­пев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его вместе с воспитате­лем (на двух металлофонах). Музыкально развитые дети быстро запоминают несложные мелодии, начинают играть их самостоя­тельно, охотно обучая товарищей.