"Музыкальный фольклор в жизни русских людей"


Автор: Новикова Галина Васильевна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

"Музыкальный фольклор в жизни русских людей"

Краткое описание работы: Занятие для детей подготовительной группы. Его особенность состоит в том, что воспитание духовно-нравственных ценностей решается посредством не только музыкального фольклора, но и через произведения изобразительногог искуства. Эмоционально богат по содержанию, интересен разножанровой музыкальный материал. материал

 

План-конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию

«Музыкальный фольклор в жизни  русского народа»

 

 

ЦЕЛЬ:  Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

Воспитывать  у детей желание познавать культуру своего

              народа через песенное народное творчество,  народные игры,

              изобразительное искусство.

Формировать чувство любви  к культурным ценностям и

            традициям русского народа, уважение к культурной самобытности

            России.

Совершенствовать музыкальное восприятие, вокально-хоровые навыки,

            музыкальный слух детей.

Накапливать умение понимать специфические средства музыкального и

            изобразительного искусства.

Расширять словарный запас детей, их творческий потенциал.

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Исполнение русских народных песен: «Как у наших у ворот»,

                   «На горе-то калина», «Солдатушки, бравы ребятушки».

Слушание русских народных песен: «Светит месяц», «Тонкая рябина»,

                   «Во поле береза стояла».

Рассматривание иллюстраций картин: В.Васнецов «Аленушка»,

                   В.Суриков «Взятие снежного городка», В.Поленов «Московский

                  дворик».

Разучивание русских народных игр: «Дядя Яков», «Горшки»,

                 «Бай  качи - качи»,  «Гори-гори ясно», «Ручеек».

 

Вход: 

под фонограмму русской народной песни «Ах ты, береза»

(предварительно даю задание: «Внимательно послушайте музыку и

запомните ее!»)

Дети вошли в зал, выстроились полукругом

       Давайте поздороваемся!

(музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»)

       Вспомните музыку входа и скажите, какие танцевальные движения вы

       бы исполнили?

(Дети называют и показывают движения русских народных плясок)

       То есть вы показали движения русских народных плясок, хороводов.

        Почему так решили?

(Мы услышали мелодию русской народной песни)

       Да! Сегодняшнее  занятие  мы посвятим русским народным песням.

       А сейчас мы продолжим работу над движением «ковырялочка».

(Встали в круг и исполняем «ковырялочку» под фонограмму «Ах ты, береза»)

       Вспомните, какую скороговорку разучили на прошлом занятии?

(Проговаривание скороговорки: «Трое трубачей трубят в трубы!»

      Наступила весна, за ней придет лето. Вы с мамами и папами будете

      отдыхать в парке, в лесу… Давайте представим, что мы на полянке,

     слышим стук дятла.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные ушки»:

  1. Исполняем звукоподражание «тук-тук» на разной высоте:  дятел

сидит на разных по высоте ветках дерева. Т.е. развиваем

звуковысотный слух.

  1. Послушайте, сколько дятлов застучали клювами: слушают один или

два звука. Т.е. развиваем гармонический слух.

  1. Поиграем в «Ритмическое эхо!»: я предлагаю ритмический  рисунок

– дети повторяют его; ребенок отстукивает ладонями свой

ритмический рисунок – все его повторяют. Т. е. развиваем чувство

ритма.

         Послушайте и скажите, вы меня огорчили или обрадовали своей

         игрой? Какое у меня сейчас настроение?

(Играю мажорное  трезвучие, дети показывают ручными знаками

мажор)

         Правильно! Я довольна вами!

  1.  Играю мажорные и минорные трезвучия – дети ручными знаками

показывают лад. Т.е. развиваем ладовый слух.

      Заканчиваю на мажорном трезвучии.

         Вы сейчас все услышали мажор, показали солнечные лучики ладонью –

         так давайте споем попевку «Солнышко»!

(исполнение попевки «Солнышко»)

       Солнышко светит, ручейки бегут – как в знакомой вам песне!

       Послушайте мелодию и скажите, что же это за песня?

(Играю фрагмент мелодии рус.нар.песни «Ой, бежит ручьем вода»)

Дети отвечают

      Давайте станем в круг и заведем хоровод!

Русская народная песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода»

        Какого характера эта песня?

(веселая, радостная, светлая, игривая, бойкая, солнечная, плясовая песня)

       Да! Но есть и другие песни – спокойные, плавные, распевные

задумчивые…

       Как они называются?

(Лирические песни)

       Мы знаем такие песни? Назовите их!

(«Тонкая рябина», «Во поле береза стояла», «Верба-вербочка»)

      Девочки, давайте  исполним рус.нар.песню «Верба-вербочка» !

(мальчики сели)

Русская народная песня «Верба-вербочка» – хоровод девочек

      Послушайте мою ритмическую загадку! Если отгадаете, поймете, какую

песню мы сейчас будем петь!

(Отстукиваю ритмический рисунок песни «Веснянка»; когда дети отгадали,

  ритмический рисунок повторяем вместе)

«Веснянка». Музыка и слова З. Люзинской

Вокально-хоровая работа:

над чистотой интонирования - ферматы на высоких звуках, особенно в

припеве; поем вокализом ду-ду, т.е. «играем» на дудочках мелодию;

над артикуляцией – «пригревай», «играть», на гласные обратить внимание –

открываем рот.

Можно начать разучивать 2 куплет (по фразам).

        Вам нравится эта песня? Почему? Какой у нее характер?

(Она веселая, распевная, с красивой мелодией, о радостном времени года –

весне…)

       Да, ребята, такие  замечательные песни пели русские люди! Пели и в

радости, и в горе; пели Веснянки и Колыбельные; пели, когда занимались

рукоделием (пряли, например, пряжу или вышивали); пели, когда после

тяжелой работы в поле возвращались домой…

       Ребята, посмотрите на эту картину!

(Показ репродукции картины И.Шишкина «Рожь»

      Что изображено?

(широкое ржаное поле, могучие сосны, на переднем плане полевые цветы;

 небо, ласточки над самой землей, дорога, вдалеке идущие люди, ветер

 колышет тяжелые колосья ржи богатого урожая)

      Мы видим, с какой любовью Иван Иванович Шишкин изобразил широкое

раздольное поле, могучие сосны - свою Родину! Эта картина называется

«Рожь».

     Глядя на картину, мы слышим какие-то звуки или здесь полная тишина?

(шорох колосьев, шелест деревьев, шелест ласточкиных крыльев, крики птиц

в небе, говор людей)

     Можно ли услышать песню? (Да)

     Эта песня громкая, веселая, быстрая, плясовая или широкая, негромкая,

     неторопливая, лирическая?

(лирическая)

Слушание русской народной песни «Ой ты, степь широкая» (исполняет  хор)

    Понравилась?

    Каков характер?

    Назовите исполнителя.

    А теперь посмотрите на эту картину!

(Показ репродукции картины Б.Кустодиева «Масленица»)

    Что изображено?

( Многолюдей – веселых, празднично одетых; нарядные лошади с

бубенчиками;  деревья, покрытые снегом; церкви вдали; театр (балаган),

коробейники с товарами…)

        Как вы думаете, какой праздник   изображен на картине?

      («Масленица»)

       Картину написал Борис Михайлович Кустодиев, называется она

       «Масленица»

       Хотите туда попасть? (Да)

       Если бы мы сейчас туда попали, нам бы захотелось погрустить или

       весело поиграть? (Поиграть)

       Вспомните, в какие русские народные игры мы с вами играли?

(«Дядя Яков», «Горшки», «Бай качи-качи», «Ручеек», «Гори-гори  ясно»)

        В какую из них хотите поиграть?

(Играем)

       Вернемся к нашей картине. Здесь слышны какие-нибудь звуки или  

      полная  тишина?

(говор людей, смех, крики коробейников, звон бубенцов на лошадках,

звон колоколов, звуки гармошки, хруст снега)

      Если бы вы были композиторами, какая в душе зазвучала бы музыка?

(веселая, радостная, праздничная, громкая, бодрая, резвая, счастливая)

Слушание русской  народной  песни «Светит месяц» (в оркестровом звучании)

        Такую музыку вы себе представили? (Да!)

        Это русская  народная  песня «Светит месяц».

        Она прозвучала со словами? (Нет)

        Кто же исполнил ее?

 (оркестр русских народных инструментов)

        Какие инструменты вы услышали?

      (балалайки, баяны, домры, ложки, трещетки, бубны, жалейки, свирели)

        Итак, мы сегодня с вами пели и слушали песни нашего народа!

        Берегли родную землю русские люди, воспевали ее красоту в песнях!

        С нежностью обращались к вербе кудрявой, березке белой, травушке

       шелковой…

       Говорили: «Где песня льется, там легче живется!»

       Давайте закончим наше занятие песней о нашей Родине!

       С какими чувствами, с каким настроением вы будете исполнять

       эту песню?

(с любовью, с нежностью, радостно, с удовольствием)

«Веселая песенка». Музыка и слова Н.Глазковой.

 

Выход под фонограмму русской народной песни «Светит месяц»