Музыкальное занятие с элементами здоровьесберегающих технологий " Прогулка в осенний лес"


Автор: Анна Владимировна Гайда

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Музыкальное занятие с элементами здоровьесберегающих технологий " Прогулка в осенний лес"

Краткое описание работы: Конспект музыкального занятия " Прогулка в осенний лес"

Музыкальное занятие с элементами здоровьесберегающих технологий «Прогулка в осенний лес»

Цель:  Развитие  творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста при использовании знакомых движений в танцевальных композициях и импровизациях.

Задачи:

- учить определять характер музыки и передавать его через движения своего тела: лёгкости, естественности и непринуждённости движений, плавности;

- закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через творческие способности детей с помощью танцевальной деятельности;

- продолжать закреплять у детей культуру исполнения танцев: выразительность, ритмичность и пластичность;

- развивать музыкально-ритмические навыки дошкольников через умение слушать музыку: двигаться ритмично, прислушиваясь к музыке, переключаться с одного вида движений на другой в зависимости от жанра музыки.

 - развивать эмоциональное отношение к игре, развивать воображение, фантазию, творческие способности.

- воспитывать любовь к искусству танца, прививать интерес  детей к хореографическому искусству.

- воспитывать вежливость,  доброжелательность в    обращении с партнёрами по игре, танцу.

 

                                             Ход занятия

 

                         Дети стоят у входа в музыкальный зал

 

Муз. рук.:(осматриваясь): Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят. Поскорее все сюда….Вы готовы, дети?

Дети : Да, да,да!

                

       Вход - музыкальная композиция «Тропинка- торопинка» А.Усачев

 

Муз. рук: Доброе утро! Сегодня мы с вами встретились в музыкальной гостиной. И это не случайно, она превратилась в осеннюю поляну.

 -Вновь осенняя пора листья закружила,

 Чудо красками она всех заворожила.

  -Ребята, а вы любите гулять в лесу?(Ответы) Тогда ,я хотела бы вас пригласить в маленькое путешествие по осеннему лесу. Ну, что? Отправляемся?(Да)

-С хорошим, добрым настроение мы отправляемся в путь, но поворачивайтесь друг за другом, выпрямляйте спинки, пойдём так, как нам подскажет музыка. А пока мы будем идти по осенней тропинке, пожелаем здоровья друг другу, которое нам очень пригодится в холодные осенние дни.

Коммуникативная игра с движениями

«Здравствуй, говори»

1. Зашагали ноги весело по кругу,

Приведут нас ноги по дорожке к другу.

Раз, два, три, здравствуй говори,

Раз, два, три, руку мне пожми. (2 раза)

2. Побежали ноги весело по кругу,

Приведут нас ноги по дорожке к другу.

Раз, два, три, головкой поклонись,

Раз, два, три, мило улыбнись. (2 раза)

3. Поскакали ноги весело по кругу

Приведут нас ноги по дорожке к другу.

Раз, два, три, хлопай веселей,

Раз, два, три, улыбнись скорей. (2 раза)

 

Муз. рук.: Наша русская природа удивительно прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту. Это чудесное время года – осень! Оно всегда вдохновляло поэтов, композиторов, художников на создание прекрасных произведений. Именно осенью мы слушаем голоса улетающих птиц, наслаждаемся последними тёплыми лучами солнышка… А в лесу воздух особенно чистый.

                             Упражнение на дыхание "Дышим в лесу"
Сделать вдох через нос, руки поднимаются вверх и выдох через рот, руки опускаются вниз.

  Муз. рук.: Пока мы с вами дышали свежим воздухом, не заметили, как заблудились в лесу.

 -По полянке разбежались и в лесу все потерялись, как детей найти собрать?...Ааааа, будем голосом искать.

Упражнение на укрепление голосового аппарата "А», «У»

Муз. рук:   поет – Ли-за  Ау.  Лиза отвечает – Ау-а   – Ва-ня   Ау, Ваня – Ау, Ау.   И т.д.

Муз. рук.: Ребята, я предлагаю вам, продолжить наше путешествие .Может мы кого и встретим по дороге?

                  Музыкально-ритмическая игра «По лесным дорожкам»

                           На окончание музыки дети бегут на стульчики

                                    

Муз. рук:  (показывает иллюстрации осени) Посмотрите, какая яркая, разноцветная осень.  Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Ребята, подумайте и скажите какое настроение Осени на этой картине. (ответы детей).

М.р.: Дети, я предлагаю вам, послушать     
фрагмент музыкальной пьесы «Осенняя песнь» композитора
П.И.Чайковского. (показ портрета)
           Дети слушают фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»


М.р.: Дети, как звучала музыка?(Ответы: Спокойно, нежно, ласково)
М.р.:
 Какие чувства передаёт музыка? О каком природном явлении
рассказывает музыка?(Ответы:  Музыка передаёт, грусть о том, что уходит лето, становится холодно, опадают листья, приближается зима.
М.р.: 
«Осенняя песнь» – одна из лучших пьес «Времена года» П.И.
Чайковского. Её мелодия самая лиричная, нежная, задумчивая
и немного грустная, она рассказывает об увядающей красоте осенней
природы.
-Ребята, а каким образом можно передать свои впечатления о музыке?
(Ответы: Можно нарисовать картину, прочитать стихотворение или исполнить танец)
М.р.: Верно, хотите изобразить красоту осенней природы танцевальной
импровизацией под знакомую вам пьесу композитора П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»(Ответы: Да, с удовольствием!)
М.р.: 
Дети, расскажите, пожалуйста, как вы будете двигаться под музыку?
(Ответы: Легко, на носочках, спокойно, нежно, лирично, ласково, плавно).

 

Двигательная импровизация

          ( фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»)

Дети выполняют танцевальные движения с шарфиками, а затем складывают их в корзину.

 

                                 Дети возвращаются на стульчики

Муз. рук.: Молодцы, ребята. Как   плавно и нежно вы своим танцем изобразили красоту осенней природы.

-Вы видели, как прекрасна природа осенью, какие красивые листья на деревьях. Сейчас и мы с вами будем собирать листья.

Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберём.

В садик  осенний букет принесём.

Сжимают и разжимают кулачки

Поочерёдно загибают пальцы

 

 

 

Сжимают, разжимают кулачки

 

Муз. рук.:  Ребята, в лесу живет много  зверей и они сейчас готовятся к зиме. Давайте вспомним  нашу распевку про рыжую плутовку.

 

                               Распевка «Лиса и воробей»

Муз. рук.: Предлагаю вам исполнить   нашу знакомую песню про лесных друзей. Но ,внимательно слушайте  мелодию, не торопитесь и чётко проговариваем слова.

Муз.рук. даёт установку на правильную осанку:
                 «Ножки вместе, спинки – прямо, чтобы песенка звучала!»

Дети исполняет песню «На лесной опушке» Т. Бокач

 

Муз.рук.: Дети, о чём эта песня? Какие чувства передаёт эта музыка?
Дети: Песня веселая, добрая, слушая её, хочется радоваться и петь.

 

Муз. рук.: А чем еще богата осень? (ответы детей :Урожаем!)

 

-Вижу,  дружные вы ребята! Созрел на Мартыновских  полях урожай богатый, помогите его собрать, ребята!

                          Хоровод «Урожай собирай» А. Филиппенко

Муз. рук : Ребята, осень  бывает такая разная. Ранней осенью природа разукрашена разноцветным нарядом, радует богатым урожаем. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, дуют холодные ветра, опадают листочки, улетают в теплые края птицы. Пролетает первый снежок – вестник зимы. Все эти переодевания бывают осенью.

- Слышите ,сюда кто-то идет?

                                     Под музыку входит Осень (взрослый)

Осень: Здравствуйте, ребятишки, -

Девчонки и мальчишки!

Я - Осень золотая, в гости к вам пришла.

Жёлтыми листочками всю землю убрала.

Яркой, рыжей краскою - клены разукрасила,

На кусты надела золотые платьица.

Как добрая художница - водила нынче кистью,

Дубовые, кленовые разрисовала листья!

 

Муз. рук.: Милая Осень, мы рады встречи с тобой. В осеннем лесу так красиво и все благодаря тебе.  

-Ребята, давайте пригласим красавицу Осень с нами поиграть?

                  Танец-игра     « Цветной хоровод с Осенью» Л. Некрасова

 

С радостью тебе мы осень будем помогать,

Яркими цветами все вокруг раскрашивать.

Доставай волшебница свои карандаши,

У кого (коричневый, оранжевый, синий цвет)

Выходи, пляши.

(Дети выходят в круг, кого называли и пляшут)

 

 Осень: Спасибо вам ребята, что так хорошо меня встречаете, со мной  весело играете. Меня вы похвалили на славу, значит, и я вам добром отплачу, отблагодарить всех вас я хочу.  Вот здесь лежат для детворы мои осенние дары (показывает детям корзину с фруктами).

Муз. рук.:. Спасибо тебе, Осень. За щедрые подарки,за красоту лесную.

                               Дети прощаются с Осенью

 

Муз. рук.: Вот и закончилось наше путешествие по  осеннему лесу и нам пора отправляться в детский сад.

 

Звучит музыкальная композиция «Тропинка- торопинка» А.Усачев

Дети двигаются  «Змейкой» друг за другом

 

Муз. рук. : Вот мы и вернулись в наш детский сад.

                 - Дети, вам понравилось в лесу?(Ответы)
                 - Какое у вас теперь настроение?(Ответы)
                - Давайте вспомним, что сегодня  было интересного в осеннем лесу?(Ответы)

Муз. рук.:  Спасибо  вам за прекрасную прогулку, за песни, танцы и  игры. Вы сегодня были очень внимательными, активными и выразительными. Я желаю вам всем хорошего осеннего настроения.   До свидания!

 

                                   Дети под музыку уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Ход занятия

 

                         Дети стоят у входа в музыкальный зал

 

Муз. рук.:(осматриваясь): Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят. Поскорее все сюда….Вы готовы, дети?

Дети : Да, да,да!

                

       Вход - музыкальная композиция «Тропинка- торопинка» А.Усачев

 

Муз. рук: Доброе утро! Сегодня мы с вами встретились в музыкальной гостиной. И это не случайно, она превратилась в осеннюю поляну.

 -Вновь осенняя пора листья закружила,

 Чудо красками она всех заворожила.

  -Ребята, а вы любите гулять в лесу?(Ответы) Тогда ,я хотела бы вас пригласить в маленькое путешествие по осеннему лесу. Ну, что? Отправляемся?(Да)

-С хорошим, добрым настроение мы отправляемся в путь, но поворачивайтесь друг за другом, выпрямляйте спинки, пойдём так, как нам подскажет музыка. А пока мы будем идти по осенней тропинке, пожелаем здоровья друг другу, которое нам очень пригодится в холодные осенние дни.

Коммуникативная игра с движениями

«Здравствуй, говори»

1. Зашагали ноги весело по кругу,

Приведут нас ноги по дорожке к другу.

Раз, два, три, здравствуй говори,

Раз, два, три, руку мне пожми. (2 раза)

2. Побежали ноги весело по кругу,

Приведут нас ноги по дорожке к другу.

Раз, два, три, головкой поклонись,

Раз, два, три, мило улыбнись. (2 раза)

3. Поскакали ноги весело по кругу

Приведут нас ноги по дорожке к другу.

Раз, два, три, хлопай веселей,

Раз, два, три, улыбнись скорей. (2 раза)

 

Муз. рук.: Наша русская природа удивительно прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту. Это чудесное время года – осень! Оно всегда вдохновляло поэтов, композиторов, художников на создание прекрасных произведений. Именно осенью мы слушаем голоса улетающих птиц, наслаждаемся последними тёплыми лучами солнышка… А в лесу воздух особенно чистый.

                             Упражнение на дыхание "Дышим в лесу"
Сделать вдох через нос, руки поднимаются вверх и выдох через рот, руки опускаются вниз.

  Муз. рук.: Пока мы с вами дышали свежим воздухом, не заметили, как заблудились в лесу.

 -По полянке разбежались и в лесу все потерялись, как детей найти собрать?...Ааааа, будем голосом искать.

Упражнение на укрепление голосового аппарата "А», «У»

Муз. рук:   поет – Ли-за  Ау.  Лиза отвечает – Ау-а   – Ва-ня   Ау, Ваня – Ау, Ау.   И т.д.

Муз. рук.: Ребята, я предлагаю вам, продолжить наше путешествие .Может мы кого и встретим по дороге?

                  Музыкально-ритмическая игра «По лесным дорожкам»

                           На окончание музыки дети бегут на стульчики

                                    

Муз. рук:  (показывает иллюстрации осени) Посмотрите, какая яркая, разноцветная осень.  Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Ребята, подумайте и скажите какое настроение Осени на этой картине. (ответы детей).

М.р.: Дети, я предлагаю вам, послушать     
фрагмент музыкальной пьесы «Осенняя песнь» композитора
П.И.Чайковского. (показ портрета)
           Дети слушают фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»


М.р.: Дети, как звучала музыка?(Ответы: Спокойно, нежно, ласково)
М.р.: Какие чувства передаёт музыка? О каком природном явлении
рассказывает музыка?(Ответы:  Музыка передаёт, грусть о том, что уходит лето, становится холодно, опадают листья, приближается зима.
М.р.: «Осенняя песнь» – одна из лучших пьес «Времена года» П.И.
Чайковского. Её мелодия самая лиричная, нежная, задумчивая
и немного грустная, она рассказывает об увядающей красоте осенней
природы.
-Ребята, а каким образом можно передать свои впечатления о музыке?
(Ответы: Можно нарисовать картину, прочитать стихотворение или исполнить танец)
М.р.: Верно, хотите изобразить красоту осенней природы танцевальной
импровизацией под знакомую вам пьесу композитора П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»(Ответы: Да, с удовольствием!)
М.р.: Дети, расскажите, пожалуйста, как вы будете двигаться под музыку?
(Ответы: Легко, на носочках, спокойно, нежно, лирично, ласково, плавно).

 

Двигательная импровизация

          ( фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»)

Дети выполняют танцевальные движения с шарфиками, а затем складывают их в корзину.

 

                                 Дети возвращаются на стульчики

Муз. рук.: Молодцы, ребята. Как   плавно и нежно вы своим танцем изобразили красоту осенней природы.

-Вы видели, как прекрасна природа осенью, какие красивые листья на деревьях. Сейчас и мы с вами будем собирать листья.

Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберём.

В садик  осенний букет принесём.

Сжимают и разжимают кулачки

Поочерёдно загибают пальцы

 

 

 

Сжимают, разжимают кулачки

 

Муз. рук.:  Ребята, в лесу живет много  зверей и они сейчас готовятся к зиме. Давайте вспомним  нашу распевку про рыжую плутовку.

 

                               Распевка «Лиса и воробей»

Муз. рук.: Предлагаю вам исполнить   нашу знакомую песню про лесных друзей. Но ,внимательно слушайте  мелодию, не торопитесь и чётко проговариваем слова.

Муз.рук. даёт установку на правильную осанку:
                 «Ножки вместе, спинки – прямо, чтобы песенка звучала!»
 

Дети исполняет песню «На лесной опушке» Т. Бокач

 

Муз.рук.: Дети, о чём эта песня? Какие чувства передаёт эта музыка?
Дети: Песня веселая, добрая, слушая её, хочется радоваться и петь.

 

Муз. рук.: А чем еще богата осень? (ответы детей :Урожаем!)

 

-Вижу,  дружные вы ребята! Созрел на Мартыновских  полях урожай богатый, помогите его собрать, ребята!

                          Хоровод «Урожай собирай» А. Филиппенко

Муз. рук : Ребята, осень  бывает такая разная. Ранней осенью природа разукрашена разноцветным нарядом, радует богатым урожаем. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, дуют холодные ветра, опадают листочки, улетают в теплые края птицы. Пролетает первый снежок – вестник зимы. Все эти переодевания бывают осенью.

- Слышите ,сюда кто-то идет?

                                     Под музыку входит Осень (взрослый)

Осень: Здравствуйте, ребятишки, -

Девчонки и мальчишки!

Я - Осень золотая, в гости к вам пришла.

Жёлтыми листочками всю землю убрала.

Яркой, рыжей краскою - клены разукрасила,

На кусты надела золотые платьица.

Как добрая художница - водила нынче кистью,

Дубовые, кленовые разрисовала листья!

 

Муз. рук.: Милая Осень, мы рады встречи с тобой. В осеннем лесу так красиво и все благодаря тебе.  

-Ребята, давайте пригласим красавицу Осень с нами поиграть?

                  Танец-игра     « Цветной хоровод с Осенью» Л. Некрасова

 

С радостью тебе мы осень будем помогать,

Яркими цветами все вокруг раскрашивать.

Доставай волшебница свои карандаши,

У кого (коричневый, оранжевый, синий цвет)

Выходи, пляши.

(Дети выходят в круг, кого называли и пляшут)

 

 Осень: Спасибо вам ребята, что так хорошо меня встречаете, со мной  весело играете. Меня вы похвалили на славу, значит, и я вам добром отплачу, отблагодарить всех вас я хочу.  Вот здесь лежат для детворы мои осенние дары (показывает детям корзину с фруктами).

Муз. рук.:. Спасибо тебе, Осень. За щедрые подарки,за красоту лесную.

                               Дети прощаются с Осенью

 

Муз. рук.: Вот и закончилось наше путешествие по  осеннему лесу и нам пора отправляться в детский сад.

 

Звучит музыкальная композиция «Тропинка- торопинка» А.Усачев

Дети двигаются  «Змейкой» друг за другом

 

Муз. рук. : Вот мы и вернулись в наш детский сад.

                 - Дети, вам понравилось в лесу?(Ответы)
                 - Какое у вас теперь настроение?(Ответы)
                - Давайте вспомним, что сегодня  было интересного в осеннем лесу?(Ответы)

Муз. рук.:  Спасибо  вам за прекрасную прогулку, за песни , танцы и  игры. Вы сегодня были очень внимательными, активными и выразительными. Я желаю вам всем хорошего осеннего настроения .   До свидания!

 

                                   Дети под музыку уходят