Автор: Филиппова Ольга Николаевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Для формирования у детей музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Он развивает у детей артистизм, творчество, умение выражать эмоции в мимике, пантомимике.
Методическая разработка
Танец- это музыкально-пластическое искусство. Как и всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создание художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык.
Если обратиться к истории балета, то в старинных балетах ХVIII века преобладающим выразительным средством была пантомима. Из истории балета известно, что на развитие этого искусства и его выразительного языка значительное влияние оказала балетная музыка П.И. Чайковского.
Возможность наиболее раннего знакомства детей с танцем, их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Удалой и веселый, спокойный и плавный танец по нраву каждому. В нем, как в песне есть все: мысли и чувства, душа и характер, образ и движение. Трудно оставаться равнодушным при звуках замечательной танцевальной музыки, от которой ноги сами просят пуститься в пляс.
Особенно любят танцевать дети. Энергия внутренних сил ребенка требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находит у детей свое воплощение- в движении. Задача музыкального руководителя – объединить последовательность этих движений в несложную по строению композицию, придать им изящество и выразительность. Фантазия, воображение, творчество, помогут найти нужный двигательный образ.
Танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей. Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам движений, а также для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям. Нужно научиться владеть своим телом, свободно и непроизвольно пользоваться движением рук. Выразительными должны быть также кисти рук и пальцы. Этому помогут игры- воображения, без которых не обойдется ни одно танцевальное движение.
Такие игры- превращения, как «Деревянные и тряпочные куклы», «Веревочка», «Стряхнем воду с платочков», «Крылья самолета», «Мельница», «Маятник», «Паровозик», «Кошка выпускает когти» и т.д.-учат чувствовать напряженное и ненапряженное состояние мышц всего тела или отдельных частей корпуса: ног, рук, головы, шеи, плеч.
Игры «Иголка с ниткой», «Считалочка», «На ковре котята спят» помогут наладить координацию движений, развивать воображение, внимание, научат ориентироваться в пространстве. В эти игры можно поиграть в свободные от .занятий минутки.
Для формирования у детей музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.
В нем сочетается образное перевоплощение, разнохарактерность персонажей, их общение между собой.
В своей работе с детьми я использую основные направления, два раздела языка движений:
*Музыкальная пантомима ( в том числе жесты общения)
* Танцевальные движения.
Кроме того, используя многие упражнения на развитие мышечного тонуса, различные виды шага, бегов, прыжков и др. В начале занятия включаю этюдный тренаж для того, чтобы дети «разогрелись», вошли в нужный ритм, а также для совершенствования качества движений- свободы, естественности, координированности, музыкальности.
В процессе обучения в качестве основных используется несколько методов
· Выразительный показ движений, танцевальных композиций;
· Словесные пояснения- помогают детям уточнять выразительные нюансы движений;
· Образный рассказ- побуждают детей представлять какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движении, тем самым развивает у них фантазию и воображение;
· Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей.
В самом начале обучения я знакомлю детей с простейшими жестами общения. Знакомлю с основными положениями корпуса «открытым» и «закрытым», их значениями. С первого занятия активно включаю руки и корпус и выразительные движения. Параллельно с этим идет ознакомление детей с танцевальными движениями. На этой основе у детей развивается умение танцевать «всем телом».