Тема: «Роль воспитателя на музыкальном занятии в подготовке праздничных утренников»


Автор: Свиренкова Оксана Николаевна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Тема: «Роль воспитателя на музыкальном занятии в подготовке праздничных утренников»

Краткое описание работы: Деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию детей в детском саду.  

Тема: «Роль воспитателя на музыкальном занятии в подготовке праздничных утренников»

Успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит, как  подчёркивает профессор Александр Иванович Щербаков, от его готовности выполнять свои функции  и от умения устанавливать внутренние связи  между ними, определять содержание своих действий и метода их реализации.

Рассмотрим деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию детей в детском саду.  

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку…, и делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизни детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны  ребенка. И направлять процесс музыкального воспитания  в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный  руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя на музыкальном занятии ни в коей мере не  снижает активности воспитателя. Бывает, воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1.Воспитатель сидит с безучастным видом

2.Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с музыкальным  руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4.Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов:

1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3. От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием. Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

 Теперь перейдем к конкретным организационным вопросам, касающимся музыкального занятия.

Итак:

1. На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3. На музыкальное  занятие приходить вовремя, как указанно в сетке занятий

4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т. д.

6. Следить за правильным выполнением детьми движений.

7. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии. Сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, старший воспитатель, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т. д.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива. Поэтому праздник – это общее дело!  Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. От воспитателя в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой  программы.

Итак:  Воспитатель помогает украшать зал к праздникам и убирает после проведения  утренника свой участок, который он украшал!!!

1. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

2. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

3. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д. Перед началом утренникам в музыкальном зале воспитатель должен  разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т. д.

5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

7. Основная задача воспитателя – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Воспитатель  должен хорошо знать  программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца  или инсценировки.

8. Воспитатель, который выполняет, роль ведущего на музыкальном развлечении, руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. На утреннике воспитатель  должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям,  должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь воспитателя,  уместная шутка, вопрос к детям, к гостям (например: Вы не видели  как наши малыши пляшут с платочками?). Ведущему необходимо произносить текст эмоционально, громко, отчетливо, внятно, выразительно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят

1. Воспитатель должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких  случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).

2. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

3. Во время исполнения детьми (особенно, малышами) танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

4. Необходимо ведущему  научиться организованно заканчивать праздник! После угощения -  поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен  сценарием другой вариант, например, новогодний праздник, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).) т. е.  встать друг за другом или парами  и выйти под музыку, а не бежать к родителям.

Воспитатели, выступающие в каких-либо ролях так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный им участок работы. Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми).

Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться  закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: оформления стенной газеты, изготовлении костюмов,  в разучивание вместе с воспитателем текста и стихов со своим ребёнком. 

 И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!