Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей и творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»


Автор: Пак Светлана Станиславовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей и творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»

Краткое описание работы: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Цель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  • представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;
  • · повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
  • · создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Пояснительная записка

Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования  музыкальных   инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации  музыкального   развития  и творчества  детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

 «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Элементарное музицирование я использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В результате накопления материала мною планируется составление картотеки речевых игр и упражнений, а также творческих заданий с использованием ДМИ, «звучащих жестов» и инструментов-самоделок.

Благодаря введению в образовательный процесс методических приемов по элементарному музицированию и развитию творческого мышления наблюдается положительная динамика развития музыкальных способностей детей.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Музицирование участников мастер-класса на различных музыкальных инструментах, в том числе и со звучащими жестами под музыку А.Филиппенко «Озорная полька»

Музыкальные инструменты, конечно же, составляют главную строку в успехе элементарного музицирования  у детей. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от  музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих, не плохую службу могут сослужить самодельные.

 

Озвучивание стихотворений

Участникам мастер-класса предлагается стихотворениеА. Шабаева «Весна» , оно прочитывается, подбираются подходящие по тембру детские музыкальные инструменты и озвучивается стихотворение.

Выходи скорее в сад,

Слушай звон! Слушай звон! (треугольник)

Это капельки звенят:

Дон-дон-дон! (треугольник)

Чей там робкий голосок

Задрожал, задрожал? (металлофон)

Это первый ручеёк

Побежал, побежал! (металлофон)

Вьются птицы там и тут

В вышине, в вышине, (колокольчик)

Песню звонкую поют

О весне, о весне. (колокольчик)

 

Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Предлагаю вашему вниманию более сложный вариант –

Озвучивание рассказа по  картин, которое можно использовать на занятиях совместно с воспитателем.

  Стихотворение «День и ночь» А. Ахмерова

Рано утром в темном небе

Вдруг раздался сильный гром: 

 Капли стукали по крыше тарелка

 

Отчего запел весь дом:

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду: (гудящая дудочка и фольга)

 

С веток яблоки срывались,

Падали на землю - БУМ! (барабан)

 

А сороки от испуга

Растрещались по округе: (трещётка)

 

Гром ударил еще раз - (крышка от казана)

И затихло все тот час- (пауза)

 

Лишь маленькие капельки

Стекали с крыш и капали (колокольчик)

 

Вот тучи расступились

И солнышко взошло.

 

От соловьиных трелей

Нам радостно, светло (колокольчики)

 

Успокоилась природа,

Мы услышим новый звук:

За околицей, в лесу

Раздается дятла стук: (деревянные ложки)

 

На соседней улице

Тройка лошадей бежит: (труба деревянная)

 

А над беленьким цветочком

Пролетая, жук жужжит:  бумага)

 

Незаметно стало тише,

Солнце скрылось за горой.

Спят в кроватках ребятишки,

В ульях спит пчелиный рой. (кладут ладошки под щёчки –«спят»)

 

Вот одна, вторая, много

В небе звездочки зажглись: (треугольник)

 

С наступленьем ночи мыши

Все на кухне собрались (маракасы)

Нашли мешочек семечек

И вся семья мышат

С огромным удовольствием

Едят, грызут, шуршат: (скорлупки от фисташек, прикреплённые к деревянной ложке)

 

Вдруг один мышонок прыгнул,

Скатерть зацепил и ту-у-ут….

На пол грохнулась кастрюля,

Издавая жуткий звук: (тарелки)

Все мышата испугались

И по норкам разбежались.

Нас теперь вокруг одна

Окружает тишина…(прижать палец к губам: «Т-с-с-с!»)

 

Следующий пример – Музыкальные зарисовки

Активизируя творческую активность детей, можно использовать прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни.

Осенняя картина.

В зарисовку включаются:

звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает»

речевая интонационная игра «Осенины»

песня об осени

 

Звучащие жесты:

«Дождик накрапывает» (игра с использованием звучащих жестов)

Мелкий дождик моросит

Кап - кап - кап - кап! (удары пальчиками об пол)

В листьях сада шелестит

Кап - кап - кап - кап! (шуршим ладошками)

Мокнет мячик у ворот,

Кап - кап - кап - кап! (шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап! (щелкаем пальчиками)

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаем внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.

 

Речевая интонационная игра «Осенины, осенины»

Работая над этим текстом, создаётся атмосфера «тихой золотой» осени. Используем звучание самодельных инструментов - шумовых, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.

«Осенняя картинка»

1. Осенняя тропинка,

   Летает паутинка (взмахи платочком)

   Листики шуршат(шуршашие самоделки )

   О чем то говорят. (лист бумаги)

2. Летает паутинка (взмахи платочком)

    Ачерез лет тропинка (стучать клавесы)

    Прягают лягушки (кастаньеты)

    И ручеек бежит (металофон)

И в завершении я предлагаю поиграть в игру «Звуковой бутерброд».

Игра «Звуковой бутерброд».

Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:

Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты

Затем, мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты

А теперь положу колбасу - шумовые инструменты,

Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические,

Осталась колбаса- только шумовые

Съела и колбасу - шумовые замолкают.

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

 

На этой веселой ноте мы заканчиваем свое практическое занятие.

Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.

И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Рефлексия:

Подведем итоги. Закончите, пожалуйста, предложение –

Мне было интересно…

Я буду…

Я затрудняюсь…

Я могу…

Я попробую…

Мне было приятно с вами работать! Спасибо!

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.
  2. «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.
  3. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.
  4. С.В. Конкевич «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» - СПБ.: Музыкальная палитра, 2004.
  5. Internet ресурс: www.orff.ru
  6. Internet ресурс: http://topreferat.znate.ru/docs/index-39174.htm.